О оценке и оценочных суждениях в речевом развитии детей

   В статье анализируется проблема оценки и формирования оценочных суждений в речевой деятельности дошкольников , Рассматриваемая в научных трудах А.М.Богуш .

    Алла Михайловна Богуш - известный украинский педагог , много лет плодотворно работает на ниве дошкольного образования . Научный вклад А.М.Богуш занимает базовые строчки в теоретико -практических принципах современного этапа развития дошкольного образования , она является автором более 850 научных публикаций , книг о воспитании дошкольников , монографий , учебно - методических пособий и программ для дошкольных учреждений и школы , учебников для высших учебных заведений , самыми известными и самыми весомыми из которых является " Методика развития речи в детском саду" , "Методика обучения русскому языку в дошкольных учреждениях " , "Воспитание детей дошкольного возраста " , " Дошкольное лингводидактики : теория и практика" , "Развитие речи детей дошкольного возраста " , " Подготовка руки ребенка к письму " , " Истоки речевого развития детей " , " Украинское народоведение " , " Речь детей " и др. .
      Мне посчастливилось быть одним из учеников этой талантливой , яркой и самобытной личности , какова А.М.Богуш . Под ее руководством было выполнено диссертационное исследование по теме "Формирование оценочно - этических суждений в художественно - речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста " . В процессе работы над которой обращалась к трудам Аллы Михайловны , посвященных прежде всего формированию моральных оценок у дошкольников , развития оценочно - контрольных действий в учебно - речевой деятельности детей дошкольного возраста .
Проблема формирования оценочных суждений у детей тесно связана с общей проблемой оценки и оценки .
      Проблема оценки исследовалась учеными в различных направлениях : философском , психологическом , педагогическом . Исследование оценки в лингводидактичному направлении осуществлялось рядом ученых , среди которых значительное место занимает научный потенциал А.М.Богуш . В чем же заключается сущность понятия "оценка" . Словари украинского языка толкуют оценку как "мысль , рассуждения о качестве , характер , значение и т.д. кого-то , чего-нибудь " и " принято обозначение знаний и поведения " [ 9 , с.172 ] . А понятие " оценивать " определяется как " определять качество , ценность , достоинства кого-то чего-либо , характеризовать , определять достоинства , ценности " [ 9 , с.172 ] . А.М.Богуш , характеризует феномен "оценка" в связи со спецификой профессиональной деятельности педагога , т.е. как адекватное положительное или отрицательное суждение педагога о процессе ( или результат ) деятельности и поступков ребенка [ 2 , с.162 ] . Она предостерегает , что на практике сущность понятия "оценка" и " отметка " отождествляется , " причем приоритетность предоставляется прежде баллам , а потом уже оценке , т.е. оценочным суждением учителя или педагогической оценке ..." [ 8 , с.28] . Неоспоримым является то , что под влиянием оценки педагога зарождаются и формируются первые оценочные суждения детей.
      Выделяется две функции влияния оценок на личность ребенка: ориентировочная , что влияет на умственную работу , способствует осознанию процесса этой работы и стимулирующая , влияющим на " аффективно - волевую сферу вследствие переживания успехов или неудач " ( Б.Г.Ананьев ) .
      Педагогическая оценка осуществляет направляющий влияние на оценку и оценочные суждения детей , которые их используют во взаимоотношениях с товарищами , в оценках поведения и поступков героев литературных произведений. Под влиянием педагогической оценки формируются адекватные детские оценки , дети достаточно вдумчиво и с большим интересом сопоставляют свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в ее оценке.
      А.М.Богуш считает , что педагогическая оценка будет оказывать положительное влияние на детскую оценку при условии , если воспитатель постоянно фиксирует внимание детей на разных сторонах поведения и в различных видах деятельности ; формирует в детском сознании общие критерии оценки правил поведения и взаимоотношений ; привлекает внимание детей к самостоятельной деятельности ; подчеркивает в своей оценке продвижения ребенка вперед , ее моральный рост ; направляет на результат деятельности , а не на ребенка .
      Исследовательница классифицирует оценки следующим образом: аргументированные , неаргументированные , мотивированы , немотивированные , результативные , процессуальные , короткие , развернуты. Оценки используют как в учебных целях , так и с воспитательной .
      В частности действенным является использование сказки в формировании оценочных суждений у детей и оценочно - этических суждений непосредственно .
Четкость в описании положительных и отрицательных персонажей сказки помогает детям правильно отвечать на вопрос, кто им понравился или не понравился. Дети правильно ориентируются в оценке героев и четко определяют свою позицию в отношении к героям : положительные герои им нравятся , служат предметом их симпатии , сочувствие ; отрицательные вызывают критику и возмущение , дети награждают их эпитетами негативную окраску .
      Текст, особенно понравился ребенку в сказке , требует от нее более сложной работы мысли - ей нужно выделить того героя , который произвел на нее самое лучшее впечатление , определить мотивы поведения положительного персонажа , провести элементарный анализ его поступков. Вопрос, почему ребенку нравится или не нравится герой произведения , требует от нее убедительного мотивирования своих симпатий или антипатий .
     В своей работе "Формирование оценочно - контрольных действий в речевой деятельности дошкольников " А.М.Богуш изучала особенности оценочных суждений детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественных текстов [ 1] .
      В первой серии экспериментальной работы предлагались " деформированные " и переконструированы знакомые детям художественные тексты , что позволило выяснить оценки детьми содержания художественных произведений в условиях экспериментальных " провокаций" . Использовались экспериментальные провокации четырех видов:
1 ) знакомый художественный текст , в котором заменялись герои ;
2 ) в знакомом художественном тексте заменяли сюжет ;
3 ) сочетали содержание двух знакомых художественных текстов в одну смысловую линию ;
4 ) предлагались знакомые художественные тексты с деформированной конечностью .
      Во второй серии изучался характер оценочных суждений , отношение детей к нравственным поступкам героев художественных произведений. В условиях экспериментального обучения выяснилось , что у подавляющего большинства детей старшего дошкольного возраста отсутствовала адекватная оценка поведения героев произведений , дети не замечали и не понимали " провоцирующих " ситуаций , воспринимали как новый для них художественный текст . Только отдельные дети замечали и определили " провокационные вставки " в смысле знакомых художественных текстов , пытались вспомнить оригинал этого текста ( героев , сюжет , конечность , другое художественное произведение ) . Зато оценочные суждения относительно поведения и поступков героев носили в них диффузно - ситуативный характер , чувствовалась неуверенность , зависимость от ситуации.
      Вторая серия экспериментальных задач была направлена ??на формирование у детей адекватных оценочных суждений на основе понимания содержания художественных текстов. Под влиянием обучения для большинства детей , как показали результаты исследования , стали характерными адекватные , объективные оценочные суждения.
       Итак , исследования развития моральных оценок у детей показали , что младшие дошкольники еще недостаточно осознают мотивы своего отношения к персонажу произведения и оценивают его как " плохого" или "хорошего" .
       Старшие дошкольники уже аргументируют свои оценки. Возможность перехода простой немотивированной оценки в мотивированный моральную оценку связана с развитием у детей дошкольного возраста сопереживанию и сочувствию героям литературных произведений. Ребенок начинает осмысливать мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку .
      Оценка тесно связана с самооценкой . Самооценка формируется на протяжении жизни человека в процессе его деятельности . Понимание самооценки в педагогическом процессе оказывает особого смысла оценочном компонента в профессиональной деятельности педагога . Он служит объективным эталоном самооценки ребенка. А.М.Богуш исследовала формирование оценок и самооценок в речевой деятельности дошкольников [ 1] .
      Предметом исследования А.М.Богуш выступило формирования оценочно - контрольных действий как средства сознательного усвоения детьми старшего дошкольного возраста родного и русского языков под влиянием организованного обучения [ 18]. Задачами исследования было изучение реальных возможностей и средств формирования осознанного отношения к речи у дошкольников , а также их возможности оценки и контроля учебно - речевой деятельности , определение наиболее эффективных условий и способов формирования оценочно - контрольных действий на занятиях по родному языку .
      В процессе обучения у детей формировались такие действия :
а ) составление плана рассказа на заданную тему;
б) соотнесение содержания рассказа , состоящий , с предложенным планом ;
в ) исправление ошибок в собственной истории ;
г ) итоговая самооценка , умение адекватно и аргументировано оценить свой ??рассказ .
      Исследование показало , что старшие дошкольники имеют глубокие потенциальные возможности для овладения действиями оценки и контроля . В ходе обучения внешние развернутые материализованные действия оценки и контроля постепенно сокращались и переходили во внутренний план , выполняя при этом регулирующую и контролирующую функции речи . Процесс перехода внешних действий во внутренние происходил на основе их осознания . Если к обучению предметом сознания дошкольника были дограматични формы речи , то после обучения ребенку уже была доступна формальная сторона речи , поскольку предметом сознания становится звукобуквенного состав слов , конструкций предложений , порядок слов в них . Осознание формальной стороны речи приводит к формированию у детей адекватных оценочно - контрольных действий в сфере речевой деятельности , критериями которых выступают : констатации корректировки объяснения речевых ошибок [ 4 , С.158 -159 ] .
      Во оценочным действиями А.М.Богуш понимает " анализ процесса деятельности , сопоставление результата деятельности с заданными требованиями , образцом " [ 4 , С.158 -159 ] .
      Во контрольными действиями автор понимает " осознанное регулирование ребенком своей речевой деятельности для предупреждения , констатации и исправления речевых ошибок , а также обеспечения соответствия результатов учебно - речевой деятельности предложенном ( или сложенном самостоятельно) плана , требованиям , образцу , нормам произношения" [ 4 , С. 151 ] .
      Итак , была доказана возможность формирования оценочных суждений и оценочно - контрольных действий у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности .
Как показал анализ научных исследований по данной проблеме , оценка и оценочные суждения является важным показателем как морально - этического , так и речевого развития ребенка - дошкольника . Об этом свидетельствуют и последние государственные и программные документы по обучению и воспитанию детей в дошкольных учебных заведениях, в частности Базовый компонент дошкольного образования , его коммуникативно - речевой аспект и тематическая авторская программа "Истоки" развития речи и организации художественно - речевой деятельности детей в дошкольном учреждении .
     Итак , исследования оценочного компонента А.М.Богуш легли в основу проведения принципиального исследования по развитию одного из его важных факторов , а именно формирование у детей оценочно - этических суждений в художественно - речевой деятельности , под которыми мы понимаем высказывание , построенные на основе анализа процесса и результата деятельности ( содержания художественных произведений ) , в которых утверждается или отрицается адекватность поведения или поступка человека ( героя художественного произведения) морально -этическим нормам , которые приняты в обществе , это характеристика определенного отношения личности к поведению ( или отдельного поступка ) другого человека ( героя художественного произведения); раскрытие мотивов, побудивших ребенка к выбору соответствующей оценки .
    Итак , А.М.Богуш одна из первых , кто четко сформулировал мысль о важности формирования оценочных суждений в речевом развитии дошкольников , обнаружил объективные возможности и содержательную сторону развития дошкольников в рассматриваемом направлении с учетом их психологических и возрастных особенностей