Нравственные представления и моральное поведение ребенка

Сложной проблемой педагогики является анализ влияния нравственных представлений на поведение детей. Дошкольнику присуща единство эмоциональных отношений и этических оценок и разрозненность нравственных знаний, поскольку они недостаточно интегрированы в собственный опыт поведения. Г. Люблинская объясняет различия моральных представлений и поведения тем, что обогащение детей знаниями о моральных качествах человека, моральные требования воспитатель осуществляет на специальном материале (например, в этических беседах). Однако в повседневной жизни ребенок сталкивается со сложными, разноплановыми, а иногда и противоположными фактами, поступками, действиями людей. Разобраться и оценить обстоятельства, побуждающих человека к тому или иному поступку, ребенку трудно, ведь личный опыт ее ограничен. Здесь большую роль играет личность воспитателя, его указания, оценки, поведение. Мнение педагога для ребенка может быть даже авторитетной, чем родителей. Ушинский отмечал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу является той воспитательной силой, которую невозможно заменить ни учебниками, ни сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [118, 20].

Понятно, что речь идет о таком педагога, который сам является гармонично развитой личностью и стремится нравственного самосовершенствования. Индивидуальный стиль деятельности воспитателя имеет решающее значение. Нередко приходится слышать, что педагог должен быть строгим, требовательным, последовательным в отношениях с детьми. Такой стиль соответствует учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и ребенка. Однако педагоги с подобными индивидуально-типологическими особенностями (прочной или инертной нервной системой) могут осуществлять воспитательное воздействие на детей, который соответствует личностно ориентированной модели взаимодействия: с доверием и уважением относиться к детям, проявлять организаторские (а не только контрольные и направляющие) умение интересно организовать деятельность дошкольников, ориентируясь на их интересы. Большое значение имеет оценка педагогом своих профессионально значимых качеств. Ведь завышенная самооценка может привести к тому, что педагоги со слабой нервной системой, для которых типичны мягкие, осторожные воздействия, могут проявлять стремление к применению строгих форм воздействия, считая свою мягкость недостатком. Итак, педагог должен хорошо знать собственные индивидуально-типологические особенности и оказывать влияние на детей, удачно используя свои положительные качества.


Средства и условия нравственного воспитания

Сообщения и разъяснения дошкольникам требований моральных норм происходит постоянно: в процессе общения, в повседневной жизни, в организованной деятельности детей. Все средства нравственного воспитания (пример педагога, его объяснения и оценки, коллективная деятельность и личный опыт ребенка) дают разнообразный материал о нормах поведения. Однако знания, полученные из разных источников, в основном эпизодические, фрагментарны. Без помощи педагога дети не способны осмыслить свое поведение и поведение сверстников, которую наблюдают ежедневно. Разрозненные противоречивые факты целесообразно объединять в сознании ребенка, который станет основой для формирования нравственных представлений.

Известный педагог О.Богданова отмечает, что все моральные нормы доступные для усвоения детьми, нет «взрослых» и «детских» норм. Однако знание дошкольника существуют в форме представлений. Воспитатель должен знать, что требовать от ребенка дошкольного возраста определения этических понятий преждевременно. В ее сознании нравственные категории недифференцированные. Ребенок понимает, что быть заботливым, честным, вежливым - это хорошо, однако, пользуясь этими понятиями в общении, не может дать их определения.Вместе с тем результаты научных исследований и наблюдения педагогов-практиков свидетельствуют о том, что содержание моральных норм всегда интересует детей, они любят обсуждать поступки сверстников и особенно их «вины», нарушение моральных норм [7, 8].

Следует отметить такой фактор интереса к усвоению нравственных ценностей, как стремление к общению с другими детьми. Эту потребность можно удовлетворить лишь при условии соблюдения моральных норм, ориентируясь на возможность быть понятым в коллективе. Иногда причиной грубого поступка или конфликта становится незнание того, как следует поступить в определенной ситуации, чего следует избежать, способом поведения выбрать. Если опыт негативного поведения закрепляется, то в будущем это может привести к замкнутости, отчужденности и другим негативным последствиям.

Стихийное усвоение нравственных знаний является одной из причин недостаточного влияния нравственных представлений на поведение детей. Важно направить педагогический процесс так, чтобы ребенок осознавал свое поведение.

Важным условием формирования единства представлений и поведения является поддержка нравственных поступков ребенка. Если моральные действия мотивированы, подчинены определенной цели, они вызывают чувство удовольствия, самоуверенности или наоборот, стыда, недовольства. Оценивая поступки дошкольников, педагог должен исходить из того, какие чувства он хочет вызвать. Яркие позитивные переживания, обусловленные нравственными поступками, должны сочетаться с четко выраженным отношением к ним педагога и коллектива детей. Привлекая детей к оценке поступков сверстников, воспитатель не должен отождествлять поступок с личностью ребенка: «Ты плохой» или «Ты хороший». Важно подсказать ей правильные способы поведения. Дошкольникам свойственно стремление быть лучшими, им импонирует признание положительного в поведении. Одобрительная оценка поощряет нравственные поступки, дает пример для подражания, обеспечивает доброжелательное отношение ровесников, формирует ростки коллективного мнения. Воспитатель должен обращать внимание на мотивы поступков: если ребенок стремится быть отмеченной, но пренебрегает интересами других, оскорбляет их, - такой поступок не может быть положительно оценено. Особое внимание следует обращать на поступки детей активных, с индивидуальной направленностью поведения.