Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Как основу личности следует рассматривать уровень ее морального развития. Издавна в народе считали, что истинная, добра, трудолюбивый человек - лучшая в мире. Народная мудрость пропагандировала те черты, которые народ хвалит, и осуждала все, что попирается как недостойное. Уважение к людям, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага в фольклорных произведениях всегда побеждают в борьбе против зла и бесчестия. Первые образцы морали усваиваются в семье, где родители должны передать детям в наследство порядочность и трудолюбие: «Мораль чистая - лучше всякого ожерелья». В народном кодексе морали отмечается значении воспитания с ранних лет: «Береги честь смолоду».

Нравственное воспитание является процессом целенаправленного формирования у детей нравственного сознания и соответствующего поведения.

Отмечая ведущее место этого фактора в воспитании С.Ру-сова замечала, что нравственное воспитание не может осуществляться как-то отдельно: им должно быть пронизано все обучение, всю жизнь. Главной его задачей педагог считала «выработки характера».

Становление представлений об окружающей среде, отношения людей, о себе происходит в дошкольном возрасте одновременно с развитием чувств и моральных качеств (гуманизма, коллективизма, любви к родителям, уважения к Родине). Развитие нравственных чувств занимает особое место в структуре формирующейся личности. Они определяют отношение ребенка к тому, что его окружает. За дошкольного детства под влиянием взрослых формируется направленность личности как система упорядоченных мотивов поведения, определяющие уровень воспитанности. Выработать основы нравственной направленности в дошкольном возрасте очень важно, ведь исправить ошибки родителей и педагогов в воспитании детей позже трудно или вообще невозможно.

Нравственное воспитание является основой для формирования личности. Теоретические работы и экспериментальные исследования известных педагогов и психологов (В. Сухомлинского, JI.Божович, Л.Артемовои, И.Мар 'енка, О.Богдановои и др..) Свидетельствуют о том, что нравственное развитие ребенка следует рассматривать не как отдельный аспект развития личности, а лишь в сочетании с другими (умственным, физическим, эстетическим).

Одной из первых личностных потребностей является потребность в общении, что проявляется у ребенка с детства. Эта социальная потребность удовлетворяется во время общения со взрослыми. Родители и педагоги выбирают педагогически целесообразные средства общения с ребенком с целью его воспитания. Общаясь со взрослыми, ребенок приобретает первый опыт нравственного поведения. Таким образом, уже первые личностные потребности обусловлены нравственным воспитанием.

Становление личности, неотделимо от развития понятийного мышления и мотивационной сферы, позволяет действовать сознательно. Сознательная деятельность предполагает определенную личностную позицию и нравственную направленность. Ведь невозможно быть равнодушным к нравственному содержанию своей деятельности, в которой реализуется определенное отношение к окружающей среде. Итак, именно моральный показатель характеризует уровень сформированности личности. Нравственное формирование ребенка тесно связано со становлением ее как целостной личности.

Дошкольный возраст - начальный период формирования личности. В это время закладываются основы характера человека, его отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, усваиваются моральные нормы поведения. В этот период происходит стремительное физическое и психическое развитие ребенка.

В дошкольном возрасте важно обеспечить условия для всестороннего развития качеств, специфичных для этого возрастного периода.

Пластичность нервной системы дошкольника приводит высокий уровень активности, значительное восприимчивость в познании окружающего мира. Все, что окружает ребенка, интересует ее с ранних лет. Воспринимая предметы и явления, ребенок никогда не остается равнодушной к ним благодаря большой эмоциональности. Прочность первым детства объясняется не столько глубиной осознания, сколько силой эмоционального воздействия на ребенка. В дошкольном возрасте характер и способы проявления эмоциональности проходят определенный путь развития. У самых маленьких детей возникают такие же переживания, как и у людей, с которыми они общаются, - ребенок будто проникается настроением взрослых или других детей. Это следует учитывать в процессе воспитания, ведь настроение ребенка может быть и отрицательным, и тогда она будет избегать общения.

Высокий уровень развития эмпатии (сопереживание) - это отклик, когда эмоциональное состояние другого человека не просто «копируется» ребенком, но и вызывает другие чувства (сочувствие и радости за другого). Как отмечает А.Валлон, в возрасте от трех до шести лет «приверженность людей крайне необходима для развития личности ребенка. Если ее лишить этой привязанности, она может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у нее наступит психическая атрофия, след от которой будет сохраняться на протяжении всей жизни и скажется на ее вкусах и воли »[21].

Эмоциональный комфорт необходим ребенку, потому чувство защищенности и удовлетворенности своими отношениями с окружающими людьми способствует формированию чувства, доверия к ним, является почвой для развития самооценки и полной реализации личностных потребностей. Эмоционально защищен ребенок активнее, самостоятельнее, ее эмоциональные реакции ярче.Однако, как отмечает Е.Пиклер, не только в детских домах и интернатах, но и в дошкольных учреждениях, где воспитываются дети из полноценных семей, возможны явления эмоционального дискомфорта. Главным фактором предотвращения и преодоления таких негативных явлений является установление отношений ребенка со взрослыми на доверии и взаимопонимании.

Повышенная эмоциональность дошкольника, непосредственность чувств, открытость влиятельные окружение - такие возрастные особенности следует учитывать в нравственном воспитании. Они его факторами, поскольку общение со взрослыми решающей степени направляет развитие гуманных чувств, определяет его темпы. При этом большое значение приобретают мотивы установления и соблюдения положительных взаимоотношений. Если взрослые признают право ребенка, с доверием относятся к ней, то она чувствует эмоциональный комфорт - чувство уверенности и защищенности. В этих условиях нормально развивается его личность, выявляются положительные качества, формируется доброжелательное отношение к другим людям. С возрастом мотивы и формы общения со взрослыми усложняются, однако значение личностного контакта не уменьшается. Чувство радости от похвалы взрослого не только помогает ребенку приобрести нравственных знаний, но и закрепляет желание и умение вести себя так, чтобы не огорчить близких и не вызвать недоразумения у людей, которые его окружают.

Развитие чувств ребенка целесообразно связывать с осознанными поступками. Соответствие переживания поступку дает основания рассматривать поведение ребенка как имеющую нравственную направленность. Ребенок достаточно рано начинает овладевать нравственными нормами, конкретизированы в виде правил, и использовать их в практическом взаимодействии с людьми, которые его окружают. Требования к поведению основном простые, заучить их нетрудно даже младшему дошкольнику. Способы поведения усваиваются в результате упражнения. Таким образом, ребенок может придерживаться элементарных моральных правил, не переживая их нравственного содержания. Мотивом выполнения в таком случае есть желание ребенка получить положительную оценку взрослого или избежать наказания. Психолог Я.Неверович замечает, что такое поведение еще не является моральной, потому что именно стремление получить положительную оценку есть только предпосылкой нравственного развития ребенка, а не моральным мотивом поведения.

Ребенок младшего дошкольного возраста способен осознавать нравственное значение поступков, анализируя переживания другого человека, поэтому важно выдвигать такие требования к поведению детей, сущность которых была бы им понятной. Следует избегать прямых запретов без должной мотивации, которая может быть эмоциональной, касаться чувств детей, вызвать у них определенный отклик. Ребенок четырех-пяти лет способна сама поинтересоваться значением нравственной нормы для окружающих и для себя. Старшие дошкольники из исполнителей моральных норм превращаются в их «защитников», способных активно отстаивать надлежащий способ поведения. Однако нужно анализировать, сам ребенок придерживается тех правил, выполнение которых требует от других. Здесь не исключен формализм, предотвратить который можно лишь активизацией чувств и развитием рефлексии, т.е. способности ребенка к анализу и переживания собственных поступков и последствий их для окружающих и для себя.

Значительные возможности для успешного решения задач нравственного воспитания открывает такая особенность дошкольника, как ориентация на взрослого. Установлено, что дошкольный возраст можно считать периодом интенсивного усвоения примера взрослых (норм и правил поведения, которые являются обобщением отношений людей) и формирования механизмов личностного поведения, т.е. механизмов подчинения своего отношения к вещам и другим людям, идеальных образцов, усвоенных от взрослых. Интерес к жизни взрослого, стремление подражать ему, потребность участвовать в окружающей жизни - эти особенности развития ребенка следует направлять на осознание отношений между людьми, понимание моральных явлений и формирования соответствующих мотивов поведения. Однако нужно учитывать ограниченность жизненного опыта ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, вследствие чего усложняется процесс осознания им нравственных категорий, формирования оценок, нравственных привычек.

Перегрузка сознания знаниями, удаленными от непосредственного окружения ребенка, может вызвать негативный эффект, исказить представления о мире людей. Нужно прежде всего воспитать любовь и уважение к ближайшему окружению - родителей, родных, взрослых в детском саду, которые заботятся о малыше. Гуманизм начинается с близкого, понятного ежедневного отношение к другим людям.Постепенно, расширяя круг явлений, с которыми знакомятся дети, педагоги реализуют задачи нравственного воспитания в познании и в различных видах практической деятельности. Следует позаботиться о достаточном количестве впечатлений для эффективного эмоционально-познавательного развития ребенка. Известно, что все знания об окружающей среде несут определенную информацию, однако одни ребенок запоминает и факты, другие могут перенести в собственную деятельность: часть из них не может быть реализована на личном опыте, но они действенны, в представлениях детей создаются конкретные образы. Для того чтобы знания приобрели нравственного значения, они задеть чувства, переживаться ребенком, воплощаться в ее собственное поведение. Знания, которые не могут быть непосредственно реализованы в опыте ребенка (например, знания о героических подвигах защитников Отечества, о борьбе за мир), она воспроизводит в играх, изобразительной деятельности. Эмоциональное восприятие моральных ценностей закладывает основы будущих идеалов.

Основательными исследованиями психологов опровергаются теории многих педагогов о том, будто маленький ребенок не готова проникать в содержание нравственных требований и придерживается определенных норм поведения только под давлением авторитета взрослых. В раннем и младшем дошкольном возрасте послушание является показателем нравственной активности в связи с тем, что дети стремятся к хорошей поведения, положительной оценки взрослых, которая организует их жизнь и является главным источником радостных эмоций. Если и дальше мотивом поведения остается только послушание, то это начинает тормозить развитие самостоятельности и впоследствии приводит к моральной инертности.

Пиаже проанализировал и описал генеза моральных суждений ребенка на разных этапах дошкольного возраста. Он отмечал, что для ребенка младшего, среднего и даже старшего дошкольного возраста характерны автономная мораль, некритическое отношение к требованиям взрослых. В частности, в своих этических задачах Пиаже доказывает отсутствие у детей критического отношения к мотивам поступков и оценивает их по результату. Предоставляя большое значение развитию логики в моральных суждениях детей, психолог гораздо ниже оценивает значение нравственных чувств. Его теорию моральных суждений называют теорией «морального реализма» ребенка.