Научная школа в дошкольной лингводидактике

В рамках определения возможностей научного потенциала украинской дошкольной лингводидактики решать актуальные проблемы теории и практики проанализирован уровень сформированности ее научного сообщества и доказано существование украинской научной школы в дошкольной лингводидактики.

Within the bounds of the definition of Ukrainian Pre-school lingo-didactic as a science to solve actual problems of theory and practice the level of the formation of its scientific team is analyzed; the existence of the Ukrainian scientific school in the Ukrainian lingo-didactic has been proved.

За десять лет государственности Украины сформировалась и окрепла украинский дошкольное лингводидактики, сподвижниками которой много сделано для переориентации языковых приоритетов в воспитании детей, распространения украинского языка на восток и юг страны; активизировались исследования по дошкольной лингводидактики; увеличился объем теоретического и эмпирического материала по проблеме обучения детей родному языка. Все это обусловило необходимость глубокого и всестороннего исследования теоретически такого феномена в науке, как украинский дошкольное лингводидактики, - истории ее становления, развития и современного состояния функционирования, что, безусловно, требует методологического, исторического, лингводидактического и науковедческих обоснования, и обеспечит глубину проникновения в сущность проблемы.
Украинский дошкольное лингводидактики как наука - это не только система знаний и источник нового знания, но и деятельность, ведущей функцией которой является выработка, теоретическая систематизация и разнообразное использование этого знания. Следовательно, можно утверждать, что процесс функционирования украинского дошкольного лингводидактики как науки - это деятельность по получению, систематизации и использования научного знания. Кроме того, анализируя состояние функционирования науки, невозможно абстрагироваться от того, что указанные виды деятельности осуществляются человеком, ученым, и предусматривают последующую человеческую же деятельность из того, усвоение, развития или использования научного знания. Это означает, что возможность эффективного функционирования научного знания и научной отрасли напрямую зависит от способности ученых - научного потенциала отрасли - функционировать в контексте данного научного знания.
Следовательно, в пределах данного направления исследования особый интерес представляет определение возможностей научного потенциала украинской дошкольной лингводидактики осуществлять познавательную деятельность и производить, накапливать, использовать полученное научное знание.

В современном науковедении существует большое количество определений понятия "научный потенциал". В широком смысле "научный потенциал" трактуют как предельное количество возможностей данного общества в познании законов природы, развития общества и человека и их использовании в современной практике [1].
В Украине и за ее пределами хорошо известна концепция четырехкомпонентной структуры
научного потенциала, в которую входят: обеспечение кадрами, научно-информационное обеспечение, материально-техническое вооружение, оптимальная и адаптационная организация [2].
Согласно системной концепции [3], научный потенциал рассматривают как особую производительную силу общества, основу для развития знания и ведущий фактор духовного воспроизводства, который выполняет функции накопления научного знания, его производства и передачи.

Учитывая все многообразие определений понятия "научный потенциал", которое отражает его ризноаспектнисть, приняли за рабочее следующее определение, отражающее взаимосвязи научного и практического аспектов этого явления. Следовательно, научный потенциал украинской дошкольной лингводидактики определили как возможность научной отрасли через деятельность ее научного сообщества решать существующие и будущие задачи. При этом в качестве критериев оценки научного потенциала выбрали:
1)              уровень сформированности научного коллектива;
2)              квалификационный ресурс кадрового научного потенциала;
3)              способность научного сообщества к самовоспроизводству.

При этом рассматривали потенциал научной отрасли не только по отдельным его составляющим, а как целостную систему. Основной вопрос, на который искали ответ, анализируя функционирование этой системы, - способен ли научный потенциал украинского к ¬ школьной лингводидактики реализовать задачи прикладной науки.
Функционирование украинского дошкольного лингводидактики как научной отрасли следует рассматривать не только как продуцирование, развитие и использование научного знания, но и как целостный творческий процесс, осуществляется субъектом научной деятельности - "научным сообществом" (Т. Кун), т.е. активной единицей, действует в научном пространстве.
Такой подход, гуманизирует науку, впервые ввел Т. Кун. Именно он - прагматик, философ, выдающийся науковед, показал, что у науки есть человеческое лицо, а сообщество ученых поэтически назвал "основателями и архитекторами научного знания" [4, С.224].
В рамках данной статьи и имели целью выяснить наличие такого коллектива единомышленников, то есть уровень сформированности научного сообщества украинской дошкольной лингводидактики как один из показателей способности научного потенциала научной отрасли решать актуальные проблемы науки и практики.
Первые научные исследования по проблемам обучения дошкольников родному, украинскому, языка было осуществлено в 20-30-е гг.
В частности, в 1918 г. Русова обнародовала концепцию украинского детского сада, одно из направлений которой представил научно обоснованную систему развития украинской речи детей [5].
Чуть позже А.Животко, независимо от научного задела С.Ф.Русовои, на основании тщательного изучения и осмысления трудов Й.Гербарта, Я.А.Коменского, Монтессори, Й.Г.Песталоцци, В.Прайера, Ж.Ж . Руссо, Ф.Фребеля, С. Холл и др.., детального ретроспективного анализа развития дошкольного воспитания в мире создал свою концепцию дальнейшего развития национального дошкольного в Украине, где определил приоритетными "глубинные народно-педагогические традиции и взвешенную творческую интерпретацию достижений признанных в мире педагогических систем "[6, С.23]. Особое место в концепции А.Животка занимала стройная система развития речи и методических советов к ней.
Отметим, что научное достояние С.Русовой был актуализирован и введено в общий научного фонда украинской дошкольной лингводидактики только в конце 90-х гг., А труды А.Животка до сих пор не получили адекватной оценки в историко-лингводидактичний литературе.
Современные исследования (Богуш А.М., Садовой Т.А.) свидетельствуют, что научную ценность для лингводидактичнои науки составляли также идеи по развитию языкового образования в Украине М.С.Грушевского, О.О.Кандибы, И.И.Огиенка и еще, возможно, других ученых из рядов национальной интеллигенции, имена которых еще не известны современной науке. Это значительные интеллектуальные силы, которые сконцентрировались вокруг созданной в 1918 году украинской Академии наук, то научный потенциал, то "научное общество", что является внутренним фактором развития науки.
Зато, через мощные внешние - по отношению к науке - факторы, систематизированного знания о закономерностях процесса обучения дошкольников украинского языка так и не было создано. Лингводидактическое достояние ученых того времени к нам возвращается через много лет в виде совокупности идей, концепций, взглядов, представлений, в которых закреплено индивидуальный познавательный опыт ученых, что и характеризует этот феномен как лингводидактичний аспект педагогической мысли и нереализованную потенцию создания украинской дошкольной лингводидактики.
Следовательно, уровень сформированности научного сообщества на этом этапе предыстории украинского дошкольного лингводидактики характеризуем как единичные исследования на уровне "научной мысли".
Значительную роль в формировании научного потенциала украинской дошкольной лингводидактики сыграла плеяда ученых 40-80-х гг. Среди них - А.М.Богуш., Л.И.Глухенька, О.Л.Жильцова, А.П.Иваненко, В.И.Коник, О.М.Лещенко, Г.Ф.Лоза, Е.Ф. Лукина, Н.О.Орланова, Н.П.Савельева, Е.К.Сухенко и др..
В частности Е.К.Сухенко, начиная с 1949 года, в течение многих лет активно освещала через журналы, учебники, пособия разнообразные вопросы по методике развития украинской речи дошкольников, работая со студентами, готовила практиков для системы дошкольного воспитания, руководила научной работой по проблемам развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
В 1950-1951 гг, когда проявления национального самосознания расценивались как "предательство народа", украинские ученые О.М.Лещенко и Е.Ф.Лукина защитили кандидатские диссертации, одновременно с основной проблемой исследования по педагогике освещали также отдельные вопросы развития родной речи детей дошкольного возраста. Позже О.М.Лещенко показала свою принадлежность к украинской дошкольной лингводидактики, приняв участие в создании первых украинских учебников по методике развития родной речи детей в детском саду для педучилищ и пединститутов (в соавторстве с Е.К.Сухенко и Т.С.Космою) , а Е.Ф.Лукина конце 60-х гг ввела к научному сообществу украинской дошкольной лингводидактики свою ученицу - Н.О.Орланову, которая в 1967 г. защитила диссертационную работу по проблемам обучения дошкольников творческого рассказывания, а в дальнейшем, сочетая научную и педагогическую деятельность, подготовила несколько разделов к новому учебнику по методике развития родного языка и ознакомления с окружающим в дошкольном учреждении.
В конце 60-х начале 70-х гг. усилия ученых были направлены на изучение проблемы формирования словаря детей в различных видах деятельности. В частности Н.П.Савельева исследовала особенности обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания; В.И.Коник изучала проблему развития словаря младших дошкольников при ознакомлении их с природой; предметом исследования А.П.Иваненко выступила проблема формирования словаря детей 4 -го года жизни во время ознакомления их с предметами и явлениями окружающей жизни и социального окружения.
Не менее важной для становления украинской дошкольной лингводидактики как научной области была деятельность Л.И.Глухень ¬ кой по вопросам использования картинки как средства развития речи детей, Г.Ф.Лозы по проблеме формирования грамматического строя речи детей раннего возраста с помощью дидактической картинки, В . Л.Жильцовои по воспитанию правильного звукопроизношения у старших дошкольников, - научные исследования которых, хотя и не были оформлены в диссертационные работы, зато стали классическим достоянием украинской дошкольной лингводидактики.
Вклад ученых 40-70-х гг. в теорию и практику украинской дошкольной лингводидактики и их труда подробно описано и проанализировано современными историками украинского дошкольного лингводидактики. К этому следует добавить, что усилия ученых как начала, так и середины ХХ века не были достаточно эффективными по созданию единого, целостного, системного научного пространства, способного осветить актуальные проблемы обучения дошкольников родному, украинскому, языка, - преимущественно из-за внешних факторов. Зато многое из того, что является актуальным для настоящего, имеет корни именно в этом недавнем прошлом, и те особенности, которые определяют сегодняшнее лицо научного потенциала Украины, отражающие специфику развития страны 60-80-х годов прошлого века, когда начинались основы информационной, образовательной, воспроизводственной функций украинской дошкольной лингводидактики.
В частности, в 60-е гг началась научная деятельность А.М.Богуш, которая сыграла решающую роль в дальнейшем развитии украинского дошкольного лингводидактики. С тех пор подряд ежегодно издававшихся десятки ее работ по различным проблемам обучения дошкольников родному языку: пособия, учебные программы, методические рекомендации, научно-методические статьи, научные сборники, монографии и т.д. - общим количеством около 600. При этом ни одно актуальный вопрос по методике обучения языку дошкольников, ни направление теории и практики украинского дошкольного лингводидактики не остались без внимания отныне уже действительного члена АПН Украины А.М.Богуш.
Кроме того, ученый постоянно, на протяжении многих лет, руководит разработкой нескольких комплексных программ научно-исследовательских работ по поручению МО Украины, постоянно действующими семинарами по методике обучения украинскому языку и возрождение национальных традиций, созданными в Одесской, Запорожской, Донецкой, Николаевской областях, экспериментальными центрами "Надежда" в Одессе, Запорожье для одаренных детей, читает лекции по проблемам украинской дошкольной лингводидактики в Одесском, Бердянском, Киевском, Ровенском, Николаевском, Прикарпатья (Ивано-Франковском) педуниверситетах. Автор приняла участие в более чем 150 международных, республиканских съездах, конгрессах, конференциях, освещая проблемы научной отрасли - дошкольного лингводидактики.
Созданный А.М.Богуш диссертационное исследование "Явление интерференции при параллельном усвоении детьми двух языков" (1969 г.), переросло в 90-е гг в отдельное направление украинской дошкольной лингводидактики - обучение украинского языка как функционально второй в дошкольных учреждениях для детей национальных сообществ.За эти годы было подготовлено более пятидесяти научно-методических, учебных пособий, учебников для дошкольных и высших учебных заведений, несколько программ по развитию украинской речи для дошкольных учреждений с русским языковым режимом и национальных сообществ.
Следовательно, начиная с 90-х гг., Дальнейшее развитие украинской дошкольной лингводидактики тесно связано с деятельностью профессора, академика А.М.Богуш.Созданная ею научная школа открыла новый этап в развитии украинской дошкольной лингводидактики - этап систематических экспериментальных исследований по дошкольной лингводидактики, осуществляемых уже на протяжении 15 лет по следующим направлениям: исторический аспект становления и развития отечественной дошкольной лингводидактики, методика развития речи и обучения родному языку, методика обучения украинского языка в русскоязычных дошкольных учреждениях, подготовка студентов дошкольных факультетов к обучению детей украинскому языку.
Начали этот этап в развитии украинской дошкольной лингводидактики исследования Т.И.Науменко (1991 г.) по активизации речи детей раннего возраста, Т.М.Котик (1994 г.) по методике подготовки студентов к обучению дошкольников украинского языка, Л.И. Фесенко (1994 г.) по вопросам развития связной монологической речи детей с учетом украинских языковых традиций, И.О.Луценко по проблеме усвоения русскоязычными дошкольниками украинской лексики. Все последующие годы они активно сотрудничали с лидером научной школы, распространяя идеи современной украинской дошкольной лингводидактики через высшую школу, институты последипломного образования, профессиональные издания среди будущих специалистов, практиков дошкольного воспитания. Итогом этой деятельности стали их докторские диссертационные исследования.
Исследовательские научные традиции и методологические подходы научной лингводидактичнои школы А.М.Богуш восприняли ученые разных регионов Украины.Следовательно, творческая лаборатория школы распространилась на запад (Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская области; исследователи-лингводидакты - Н.Р.Кирста, Т.М.Котик, Н.И.Луцан, Н.В.Малиновська, Н.Е. Шилина и другие), восток (Донецкая область; ученые-лингводидакты - О.П.Аматьева, Н.В.Гавриш, Т.А.Садова и другие), юг (Николаевская, Одесская, Запорожская области; ученые-лингводидакты - В. А.Ляпунов, О.С.Монке, И.М.Непомняща, Т.Г.Пос ¬ тояний, О.С.Трифонова и др.). и центр Украины (Киевская область; ученые-лингводы ¬ Дакто - Т.И. Науменко, И.О.Луценко).
Всего за последние 15 лет учениками и последователями А.М.Богуш было защищено около 40 кандидатских и докторских диссертаций, в основе которых - экспериментальные исследования по проблемам дошкольного лингводидактики. При этом впервые в этой отрасли было предложено научно обоснованные методики по формированию грамматически правильной речи (К.Л.Крутий), развития диалогической речи (Г.В.Чулкова), основан историко-лингводидактичний направление исследований (Т.А.Садова), активно разрабатываются вопросы интеграции лингводидактического процесса с другими видами детской деятельности (Т.Г.Постоян, Н.В.Гавриш и др..) и другие.
Начало XXI века. совпадает с новым этапом в развитии научного коллектива "до ¬ школьных" лингводидактив Украины: структура коллектива ученых усложняется, разветвляется, в рамках коллектива четко определяется несколько научных поколений, интегратором идей которых продолжает оставаться А.М.Богуш. Так, исследования по формированию грамматически правильной речи, начатые К.Л.Крутий, продолжили Н.А.Лопатинська и Н.В.Маковецька под руководством докторанта К.Л.Крутий, а исследования по развитию речевой-творческой деятельности, начатое Н.В . Гавриш под руководством А.М.Богуш, получило продолжение в работе Н.В.Водолагы под руководством докторанта Н.В.Гавриш. При этом наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению и разветвления коллектива ученых обозначенной области науки, поскольку в настоящее время над докторскими диссертациями работают еще трое ученых-лингводидактив с первого поколения научной школы А.М.Богуш, труды которых открывают новые направления исследования украинской дошкольной лингводидактики.
В основе всех указанных исследований - научный эксперимент, сочетание эмпирических, теоретических и статистических методов исследования (с преобладанием эмпирических), совокупность которых обеспечивает возможность комплексного познания предмета исследования. При этом методологической основой исследований выступают положения научной теории познания.
Кроме того, в функционировании лингводидактичнои школы существует традиция активного использования достижений смежных с лингводидактики отраслей знания. В частности педагогики, психологии и психолингвистики, языкознания и общей дидактики, а также философии, искусствоведения, физиологии и теорий и теоретических положений других, касающихся предмета исследования, наук.
Существование и сохранение научных традиций лингводидактичнои школы обеспечивается тесными информационными связями, исследовательской сотрудничеством членов научного коллектива. Так, начало А.М.Богуш традиция объединять усилия ученых для более глубокого и разностороннего освещения назревших проблем украинской дошкольной лингводидактики находит поддержку и продолжение среди последующих поколений ученых. В частности для освещения особенностей лексико-грамматического аспекта лингводидактического процесса были объединены усилия специалистов этого направления лингводидактики - К.Л.Крутий, Н.А.Лопатинськои и Н.В.Маковецькои; Н.В.Гавриш и Н.В.Водолага об объединили усилия для раскрытия практикам особенностей развития творческих художественно-речевых способностей детей.
Совместная работа - в частности направлена ??на создание новейших учебных программ, пособий для высшей школы - отчасти объединяет усилия ученых не только разных поколений, но и разных направлений исследовательской деятельности (Богуш А.М., Гавриш Н.В., Котик Т.М .). Следовательно, существуют в украинской школе дошкольного лингводидактики традиции сплочения исследовательских усилий ее представителей для решения фундаментальных, разноаспектных по масштабам деятельности задач.
Следовательно, можно утверждать, что современный этап развития украинской дошкольной лингводидактики характеризуется высокой за весь период ее существования активностью ученых, чья деятельность непосредственно интегрируется и направляется академиком А.М.Богуш, усилиями которой и ее последователей, учеников заложены основы научной школы по проблемам дошкольного лингводидактики . Основными признаками этой научной школы:
а)              наличие научного лидера и объединенного вокруг него коллектива единомышленников;
б)             восприятие коллективом ученых общих методологических подходов к исследованию лингводидактичнои действительности;
в)              тесные информационные связи между членами научного коллектива;
г)              воспроизводство научных традиций в следующих поколениях ученых.
Считаем, что само существование такой школы способствовало созданию "научного сообщества"? - Коллектива единомышленников, действует в научном пространстве, - усилиями которой и сформировалась новая научная отрасль педагогической науки - украинский дошкольное лингводидактики. И если уровень сформированности научного сообщества украинской дошкольной лингводидактики в 40-80-е гг можно определить как начало формирования научного коллектива, характеризующегося малоактивны несистематическими исследованиями проблем обучения детей родному языку, то современный период развития научной отрасли характеризуется систематическими научными исследованиями, которые осуществляются с опорой на единые методологические модели и исследовательские традиции, то есть в рамках существующей современной парадигмы науки, удостоверяющий оформления в научной области "научного сообщества" - мощного фактора дальнейшего развития украинской дошкольной лингводидактики.
Исследование уровня сформированности научного сообщества украинской дошкольной лингводидактики - это лишь один из аспектов определения мощности ее научного потенциала, в формировании и развитии которого решающую роль играет его кадровая составляющая, то есть численность, внутренняя структура, квалификационный уровень научных кадров. Следовательно, изучение структуры научного потенциала, количественных и качественных ее характеристик - следующий шаг в исследовании этой проблемы, что позволит сделать вывод не только об уровне научного потенциала, но и о перспективах развития самой науки, поскольку именно творческий состав ученых решает проблему интенсивного прироста научного знания .