Направления образовательно-воспитательной работы в залог личностного роста дошкольника

Рассматривая дошкольника как субъект активного действия, следует говорить о категории «Я», которое используется в психологии и педагогике для определения личности ребенка, его стремление выделить себя среди других, проявить свою неповторимость, заявить о самостоятельности; объективировать потребность в реализации собственных возможностей, самоутверждении, самоопределении. Размытость, неопределенность «Я» означает отсутствие представлений о своеобразии, недостаточную направленность ребенка на себя, что свидетельствует об отсутствии у нее интереса, уважения, любви к себе, а также чувства личности. Все это тормозит процесс реализации возможностей, деформирует развитие у него реалистической Я-концепции.

Понятие «Я» создает система представлений дошкольника о себе, осознание им своих физических, моральных, умственных качеств (конечно, еще элементарных, переменных, зависимых от окружения). Однако появление системы представлений о себе свидетельствует рождения «внутреннего взора» на мир и на себя в нем, совокупности установок в отношении себя и своих связей с окружающей средой.

Как основные составляющие Я-концепции ученые советуют рассматривать следующие:

а) образ - «Я» (система представлений о себе, свои добродетели, пороки, способности, качества);

б) самооценку (положительное отношение к себе, осознание своей значимости для других, самоценности);

в) саморегуляцию поведения;

г) способность субъективно относиться к внешним воздействиям. «Я-концепция» является продуктом самосознания личности,

растет, результатом ее многочисленных впечатлений о себе. Оценочные суждения родных и близких людей и индивидуальный опыт самостоятельной деятельности определяют особенности отношения ребенка к себе. Доминирование в опыте приятных впечатлений и положительных оценок взрослых способствует формированию высокого мнения о собственной личности, что воплощается в общей положительной установке на себя, ожиданиях в свой адрес, самоуважению. Преимущество неприятных ощущений, отрицательных или противоречивых оценок взрослых производит негативные мысли о собственных возможностях, неуверенность в себе, зависимость от других.

Итак, процесс оценки предполагает осознание взрослыми своей ответственности за личностный рост питомца.

Неотъемлемой составляющей становления самосознания как стержня личности дошкольника является самопознание. Ребенок сравнивает себя с другими, находит общее и отличное, открывает в людях различные свойства, осознает собственные добродетели, стимулирует развитие у него рефлексивных рис, способности сопоставлять свои желания с ожиданиями других, находить эффективные формы сотрудничества со сверстниками, благодаря собственным действиям поддерживать свой статус среди них.

Взрослые должны с уважением относиться к внутренней работы детей над личностным ростом, увеличивать степени их свободы, расширять круг их прав действовать по своему усмотрению. Чтобы помочь ребенку в этом, взрослый должен действовать по определенной схеме. Согласно сказанному схема педагогической деятельности состоит из трех направлений.

Первое направление образовательно-воспитательной работы направлен на ознакомление дошкольников со своим физическим «Я». Он предусматривает три аспекта:

а) приобретение ребенком общих представлений о своем теле, основные функции главных органов;

б) развитость двигательной активности ребенка, умение оценить свою ловкость, физическую умелость, способность испытывать наслаждение от здорового тела, его спортивности, легкости, подвижности;

в) умение ориентироваться в показателях своего здоровья-нездоровья, владение навыками адекватного поведения и питания, знание средств самосохранения и самопомощи.

Образ тела формируется у старших дошкольников в процессе ознакомления с телесной организацией своей собственной и другого человека. Ребенок открывает для себя, что тело состоит из различных «деталей», предназначенных для выполнения различных действий и операций. Эффективность их определена природой, однако в определенной степени зависит и от самого носителя физического «Я».

Подрастая, малыш постигает науку жизни в согласии с природой, людьми, самим собой, он стремится получить четкие ответы на вопросы о физической жизни, упорядочить полученные сведения, чтобы создать свой детский облик мира. И в этом ему надо всячески способствовать.

Второе направление - развитие самосознания - предусматривает ознакомление с понятием мой внутренний мир. Эту работу приходится начинать почти с нуля. Само понятие внутренняя работа, внутреннее развитие, уход за душой, индивидуальная энергия, собственные силы, внутреннюю жизнь были ведущими в методе Монтессори.

Развитие человеческого духа требует взвешенного подхода: внимания, педагогического творчества, признание приоритетности этого направления. Психологическое «Я»-дошкольника - сложная сфера. Чтобы овладеть ею, следует решить ряд задач:

- Сформировать общие представления о сознании: мысли, переживания, стремления, мечты, желания, волю, элементарные по содержанию, но важные для дальнейшего личностного роста ребенка;

- Обеспечить ребенка простейшей информацией о самосознании, ее развитие.

Итак, дошкольник может и должен рассуждать не только о том, что его окружает, но и о своих собственных мысли, уметь строить простейшие умозаключения, последовательно формировать суждения. Следует уделять внимание и словарному запасу ребенка, благодаря чему он может выражать свои мысли, описывать свое состояние.

Для того, чтобы дошкольник сознательно стремился влиять на свои чувства, мысли, поступки, он должен обладать волей, открывать свою значимость для благополучия собственного «Я». Целесообразно сосредоточить внимание ребенка на проявлениях целеустремленности, углубляя интерес к самопознанию.

Становление произвольной и волевой поведения - важная составляющая личностного роста дошкольника.

Ведущие психологи считают основными компонентами самосознания:

- Имя ребенка;

- Его самооценку;

- Стремление признания;

- Представление о себе во времени;

- Половую идентификацию;

- Отношение к своим правам и обязанностям.

Третье направление направлен на развитие самосознания ребенка шести-семи лет. Его следует сочетать с развитием социального «Я».

Основные направления работы воспитателя состоит в том, чтобы:

- Помогать ребенку в определении своего статуса в кругу сверстников, научить его устанавливать контакты с ними;

- Воспитывать способность адекватно оценивать жизненные ситуации, вести целесообразно, конструктивно;

- Учить сдерживать проявления негативных эмоций, импульсивное поведение, деструктивные действия, разрушительную активность.

Основные задачи социального развития дошкольников состоят в том, чтобы воспитывать способность воспринимать себя в контексте отношений с другими, чувство принадлежности к определенной социальной группе; формировать умение считаться с другими, согласованно и доброжелательно взаимодействовать в совместной деятельности; упражнять в умении гармонично сочетать выразительные, изобразительные и словесные средства общения; обогащать опыт взаимодействия на паритетных началах (учить справедливо распределять функции, договариваться, обосновывать свое мнение, уступать, предотвращать конфликты и справедливо решать их и т.д.).

Социальная компетентность дошкольника предполагает его умение ориентироваться в незнакомой среде, находить в нем правильные ориентиры для построения адекватного поведения, устанавливать связь между причинами и следствиями, проявлять гибкость в приспособлении к новым условиям среды с одновременным сохранением личностного стержня, уметь влиять на окружающую среду, видеть себя глазами других, соотносить их ожидания со своими возможностями.


Сущность и средства выявления и развития личностных ориентаций детей

Дошкольный возраст является одним из творческих периодов в развитии ребенка. Надо, чтобы она чувствовала себя непринужденно, чтобы ее не ограничивали запретами, которые препятствуют свободному использованию материалов, игрушек, чтобы она имела свободу и действовала так, как считает целесообразным, однако не за счет других.

Поиски форм и методов творческого развития детей доказали важность создания надлежащей материальной базы, развивающего дидактического среды.Следует создавать атмосферу, которая поощряет инициативу детей, никого не подгонять с выполнением задания, давать достаточно времени на исследования, экспериментирования и рассуждения.

Развития познавательной активности воспитанников служат проб-лемно-поисковые упражнения, веселые задания, создание ситуаций, требующих умения размышлять над вопросами и находить ответы на них.

Доброжелательное, внимательное отношение к детской индивидуальности проявляется в формировании у детей чувство успеха, удовлетворения по поводу малейшей победы в преодолении трудностей, искренней веры в возможности каждого воспитанника.

Золотые правила (В.Локсон)

  1. Если ребенок не хочет что-то делать, то не заставляйте ее. Оставьте задачи, вернетесь к нему тогда, когда у ребенка появится соответствующее настроение, созреет заинтересованность.
  2. Всегда надо приспосабливаться к потребностям и интересов ребенка.
  3. Чаще хвалите и подбадривайте, даже если не получается.
  4. Не вдавайтесь выводов каждый раз. Ребенок может долго не проявлять заметных признаков прогресса, а затем стремительно продвинуться вперед.
  5. Не сравнивайте постоянно ребенка с другими. Дети все разные, если бы это было не так, мир стал бы неинтересным.
  6. Не проявляйте негативизма, если какое-то умение вырабатывается у ребенка не тогда, когда Вы ожидаете. Некоторые дети медленно овладевают знаниями и словами.
  7. Не стремитесь переключить ребенка на другую деятельность, даже если считаете, что она выполняет что-то слишком долго, ребенок сам знает, когда ему надо остановиться.
  8. Вашим спутником должен быть любознательность детей, а степени - их отношение к воспитателю.

Оцените себя: Видите ли Вы в ребенке личность

(Формирование у детей исследовательских наклонностей по тестам Треффингера)

  1. Ли злоупотребляете Вы установками, помогаете детям действовать независимо, не даете прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься?
  2. Вы грунтуетеся на внезапных предположениях или определяете сильные и слабые стороны детей вследствие разносторонних наблюдений и оценки?
  3. Ли сдерживаете инициативы детей, не делаете за них то, что они могут сделать самостоятельно?
  4. Или не спешите с суждениями, не обращая внимания на ребенка?
  5. Или учите детей прослеживать межпредметные связи при рассмотрении определенного эпизода или явления?
  6. Или формируете у детей навыки самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций, эксперимента?
  7. Используете сложные ситуации как дополнительную возможность формирования ума, фантазии, творческих навыков?

Сегодня признание, а следовательно и популярность приобретают методики раннего выявления и развития индивидуальных интеллектуальных и физических способностей. Это методики целенаправленной организации раннего опыта, ознакомления с разнообразием способов общественно-полезной деятельности и т.д.. Исследования дают основание полагать, что именно предметно-знаряддево деятельность, направленная на овладение общественно-выработанными способами взаимодействия с окружающей средой, является ведущим фактором развития в раннем детстве. Хорошо известно, как трудно иногда взрослому приобрести некоторые навыки, которые с легкостью производятся в детстве (плавание, езда на велосипеде, изучение языков).

Итак, взрослые должны быть внимательными в отношении к способностям ребенка, чтобы не навредить естественному стремлению ребенка проявить свои возможности, дарования и помочь их развитию.

Средства оптимального использования свободного и игрового пространства в групповой комнате

Уголки, на которые разделены помещения, оборудованные и используются как мини-мастерские, в которых дети могут попробовать моделировать элементы деятельности взрослого человека на бытовом, творческом и даже исследовательском уровнях. Другие создан с целью ознакомления детей с предметами окружающей среды, обучения элементарных действий и формирование практических навыков.Все они направлены на развитие воображения, фантазии, языка и речи. Рассмотрим некоторые из них.

Уголок «Кухня». Оборудуется игрушечным кухонным оборудованием, посудой и другой утварью. Играя, дети учатся пользоваться этими вещами, закрепляют представление об основных функциях их.

Уголок «Автомобили». На просторном ковре обозначено дорожки, которыми дети двигаются на детских велосипедах, машинах. Это способствует развитию ловкости, формированию способности ориентироваться, делает усвоение элементарных правил дорожного движения.

Уголок для мастерской. Оборудуется конструкторами, различными деревянными деталями, инструментами, гвоздями. Работа с ними развивает мануальные и конструктивные способности, способствует формированию технического мышления, развития креативности.

Уголок работы с веществами, природными материалами и минералами. Здесь есть песок, вода, металл, галька, зерно, а также весы, различная посуда. Перемыва, пересыпая, взвешивая вещества и минералы, дети знакомятся с их структурой и массой, овладевают представление о количестве и объем, форму и величину.

Оборудованы и предложены детям для деятельности уголки, становятся эффективным средством стимулирования творческой активности, личностного развития. Помимо предоставления шансов для выявления и развития у детей индивидуальных черт, способностей, интересов, предпочтений, ориентаций этот метод закладывает фундамент для достижения успеха в любом деле, формирует способность самостоятельно мыслить и действовать, концентрировать внимание, направляет волевое усилие, способствует развитию творческого потенциала на будущее.


 Гуманистические принципы воспитания личности дошкольника

В содержательную основу программ для дошкольных учреждений «Ребенок», «Малыш», «Ребенок в дошкольные годы» и других положено гуманистические принципы, имеют давние традиции в истории украинской и мировой философско-педагогической мысли - наследие Я.А.Коменского, Г. Сковороды, Ушинского, С.Русовой, Сухомлинского и др..

Сущность произнесенных этими великими педагогами принципов состоит в отношении к ребенку, как к высшей ценности, в защите прав его личности на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление способностей. Отсюда и гуманизация воспитательного процесса - его очеловечивания, обеспечение со стороны тех, кто воспитывает, любви и внимания к детям, уважения к их достоинству, создания надлежащих условий в соответствии с состоянием здоровья, возраста, потребностей, интересов, уровня развития, пола, индивидуальности для всестороннего и полноценного развития каждого воспитанника.

Гуманность воспитатель проявляет в своих действиях и в отношении к детям.

Гуманистические концепции воспитания содержат систему принципов, предусматривающих пристальное внимание, глубокое уважение, заботу, любовь к каждому ребенку, способность воспитателя видеть в ней индивидуальность и обеспечивать условия для ее воспитания как личности.

Принцип равенства. Согласно этому принципу дети и взрослые являются равноправными. Позиция педагога, взрослого в отношении ребенка должно определяться не предлогом над, а скорее словом рядом, еще лучше - вместе с ней. Именно такая позиция воспитателей и родителей приводит гармониювання мира детства с миром взрослых. И дети, и взрослые много теряют, если функции педагога сводятся к контролю за тем, как растут воспитанники.

Принцип диалога вместо монолога. Гуманистическое педагогическое общение создает условия для обязательной полноценного участия в нем детей. К тому же повторение сказанного воспитателем и ответы на его вопросы - важная, но далеко не полная форма соучастия ребенка. Педагог должен обеспечить активное участие воспитанников в диалоге - пусть они предлагают свои вопросы, высказывают догадки, собственные идеи, решения. К их мнению относиться внимательно и с уважением, быть тактичным и не пренебрежительным.

Совместное участие воспитателя (а дома - родителей) и детей в организации жизни группы, например выбор любимых занятий, побуждает к определенной сотрудничества, сотворчества. Упрощенный контроль со стороны воспитателей и простое подчинение со стороны детей заменяется на педагогическую ситуацию, в которой происходит гармониювання и детского, и взрослого мира. Особенно обогащаются возможности реализации принципа соучастия в разновозрастных и семейных группах дошкольных учреждений разного типа.

Принцип ориентации. Этот принцип предполагает отношение к каждому ребенку как к индивидуальности, следовательно, основной задачей воспитателя является воспитание личности. Для этого педагог должен глубоко понимать особенности развития ребенка, основные причины, обусловливающие опережение или отставание, определенные наклонности, особенности поведения. Именно при таких условиях, следуя ребенком, принимая его таким, какой он есть, можно конкретизировать, индивидуализировать содержание программы по развитию и воспитанию. Не средний, для всех одинаковая, а именно индивидуализированная программа является основой воспитания каждого ребенка как личности, развития ее творческих сил - активности, инициативности, интересов и способностей. Умение предвидеть такие дифференцированные программы следует рассматривать как основную цель профессиональных способностей воспитателя.

Принцип приоритетности семейного воспитания над общественным.

Каждый квалифицированный воспитатель понимает: чем меньше ребенок, тем более значимой для ее развития является семья.Независимо от уровня культуры семейного воспитания, именно он определяет общее настроение ребенка, его поведение, динамику развития.

Для обеспечения полноценного воспитательного процесса дошкольное учреждение должно выработать определенную позицию в отношении семьи: видеть в ней основного социального заказчика, работать для нее, сотрудничать с ней на паритетных началах. К сожалению, не каждая семья хранит традиции семейного воспитания, обладает сокровищами народной и научной педагогики. Требуются высокая культура дошкольного учреждения и каждого воспитателя для налаживания отношений с семьей: готовность поддерживать и продолжать заботы о ребенке, при необходимости предоставлять родителям соответствующую помощь. Именно запросы родителей становятся ориентиром в развитии современного общественного дошкольного воспитания.

Гуманизация воспитательного процесса выражается в его ориентировании на всестороннюю поддержку активности ребенка, на создание условий для пробуждения и развития его творческих сил, способностей, одаренности.

Поддержка и воспитания одаренных детей - одно из важных общественных задач на современном этапе развития украинского дошкольного.

При соответствующем сочетание обучения и творческих поисков самого ребенка развиваются интерес к занятиям, познавательные, эстетические и нравственные качества восприятия, гибкость и нестандартность мышления, умение. Для развития творческих способностей ребенка решающее значение имеет сам процесс ее деятельности, экспериментирования, а не стремление получить конечный результат.

Для старших дошкольников стоит создавать условия для углубленного овладения делом, способствует формированию соответствующих интересов и склонностей.

Настоящей гуманной миссией педагога является содействие развитию одаренности каждого воспитанника.