Музыкальная деятельность детей компонент дошкольного образования

Базовый компонент дошкольного образования.  МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В Комментарии к Базовым компонентам дошкольного образования  раскрыто содержание четырех сфер жизнедеятельности дошкольника: "Природа", "Культура", "Люди", "Я сам", каждая из которых имеет свои содержательные линии.

В сфере ""Культура "- три содержательные линии, каждая из которых охватывает соответствующую субсферу жизнедеятельности дошкольника, важную для его личностного роста:" Предметный мир "," Мир игры "," Мир искусства ". Поясним логику объединения указанных содержательных линий в сфере «Культура».
Сфера жизнедеятельности "Культура"

Содержательные линии

Музыка.
Художественная литература.
Младенец знакомится с окружающим миром через свои действия с предметами и вещами; несколько позже ребенок отражает свои жизненные впечатления в игровой деятельности через различные сюжетные игры , роли, атрибуты, параллельно с этим возникает и совершенствуется ее способность передавать впечатления от жизни словам, линиями, цветом, жестами, мелодией.
Интегрированное понятие культура олицетворяет опыт дошкольника, характер осмысления и ощущение им окружающей действительности, способность ребенка регулировать свою активность общественно одобряемыми способами.

Содержательная линия "Предметный мир" направлена ??на ознакомление детей с объектами и вещами рукотворного и духовного происхождения, результатами человеческого труда. Выбранная схема распределения этих материалов, по которой малыш знакомится с предметами ближайшего окружения (жилую среду), и тем, что находится на расстоянии (вне жилой средой). Материалы, представленные в этой сфере, направлены на развитие у детей практической сноровки, культуры потребления и творческой деятельности, умение ставить цели, действовать, преодолевать трудности, реалистично оценивать собственные достижения. Именно здесь педагог сталкивается с отсутствующими в предыдущих программах, однако важными для становления личности в дошкольном детстве понятиями, как: потребление, создание, целеполагание, усилия, сложность, трудности, самооценка. Все они без посредственно касаются такого ключевого для нашей концепции попонятие, как вектор отдачи, мера личностного вклада ребенка в собственный рост, степень ее введения в жизнь, полнота реализации своих резервных сил.

Содержательная линия "Мир игры" в целом содержит знакомый практикам материал, однако в большей степени, сконцентрирован на личности ребенка, а не на ее игровой ловкости как таковой. Это и определило задачи и основные направления их реализации в содержании базового компонента. Внимание сосредоточенность на игре как форме познания ребенком мира и отражение собственных впечатлений о нем; определении и развертывании игрового сюжета, как показателя личностной зрелости, жизненной компетенции, содержательности игры (это крайне важно сейчас, когда игровые сюжеты трансформируются в нежелательном направлении); овладении  школьниками правил ролевого поведения; связи его знаний с игровыми возможностями; роли игрушки как средства формирования световосприятия дошкольника, реализации игрового замысла, преобразования игрового пространства.

Подробнее о содержательной линию (субсфере) "Мир искусства".
Художественная деятельность дошкольника - важная составляющая системы эстетического воспитания. Основная цель эстетического воспитания - воспитание культуры чувств - как эстетических и моральных, так и специфических для художественной деятельности (чувство линии, формы, ритма, композиции, интонации и т.п.).

Художественная деятельность объединяет различные виды изобразительной деятельности ( рисование, лепка, конструирование, аппликацию, работу с материалом), а также словесное творчество, музицирование, хореография, художественный труд. В ней обобщен весь жизненный опыт ребенка - чувственный, ценностный, нравственный, эстетический, познавательный, трудовой и т.д..

Специфика художественной деятельности дошкольника состоит в ограничении  ее технологического аспекта, с одной стороны, в сочетании с  детской фантазией, бесконечным рядом художественных образов - со второго. Самобытность последних определяет художественную ценность духовных и рукотворных произведений дошкольников, составляет суть детского творчества. В контексте сказанного формирование в дошкольном возрасте умений и навыков художественной деятельности является средством, а не целью эстетического воспитания. Главная задача художественной деятельности в дошкольном возрасте - развить у ребенка восприимчивость как базовую личностную качество, привить способность "принимать", "передавать", "трансформировать", то есть быть потребителем и творцом культуры.

Поэтому последовательность учебно-воспитательной работы в различных видах художественной деятельности выглядит следующим образом: воспитание эмоциональной сферы - усвоение основной информации - овладение умениями и навыками (техническими приемами, средствами художественной разности каждого вида искусства) - творческая самореализация ребенка (в различных видах художественной деятельности, через разные техники, в работе с различным материалом).

Базовый компонент художественного образования (сфера "Культура", суб-сфера "Искусство") является исходным для школьной образовательной области культура, в основе которой лежит принцип интеграции различных видов искусства. Итак, художественную деятельность дошкольников целесообразно организовывать по принципу интеграции (гармоничного поведения на занятиях и в различных жизненных ситуациях музыкальных, литературных фрагментов, живописи, поэзии, выходом  в различных видах художественной деятельности - рисование, лепка, Аппликация, музицирование, мимические и пантомимические этюды).

Важнейшими результатами освоения художественной деятельности в дошкольном возрасте является осознание ребенком себя субъектом творчества, художником, способным не только воспроизводить полученные впечатления, но и интерпретировать их, обогащать собственным опытом, творчески самовыражаться в различных видах художественной деятельности.

Как известно, музыка - вид искусства, который существенно влияет на становление личности в дошкольном возрасте. Она обогащает чувства и представления ребенка, способствует выработке умения чувствовать ритм и мелодичность произведения, формированию способности адекватно реагировать на них своим голосом и движениями, развития интереса к различным музыкальных инструментов и желанию на них играть.

Основные показатели компетентности дошкольника-выпускника в мире музыки и наиболее благоприятные для каждого из указанных видов музыкальной деятельности педагогические условия.
Задача музыкального развития дошкольника:
• поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, рассказывать о ней;
• формировать опыт музыкальных впечатлений;
• развивать музыкальные способности;
• развивать мышление и творческое воображение;
• побуждать детей самостоятельно определять настроение, характер произведения, средства музыкальной выразительности;
• совершенствовать умение слушать музыку, различать ее интонацию, мелодию, содержательное наполнение;
• учить слушать и дифференцировать тембры инструментов;
• упражнять в умении определять жанровую принадлежность музыкального произведения;
• формировать способность создавать музыкальный образ;
• обогащать представления о композиционную сторону  произведения;
• развивать желание и умение воплощать в творческих движениях настроение, характер музыкального образа; поддерживать желание детей передавать настроение музыкального произведения в рисунке, театральном действе, литературном творчестве.

Основные показатели компетентности дошкольника-выпускника в мире музыки:
1. Работа ребенка с произведениями искусства. Умеет слушать музыку. Определяет эмоции и чувства, которые она передает. Имеет элементарные представления об инструментальных и вокальные произведения, их исполнения. Узнает отдельные произведения из классической и народной наследия (отечественной и мировой). Проявляет интерес к различным видам музыки. Может назвать фамилии отдельных композиторов. Различает и обосновывает своеобразие музыкальных жанров (песни, танца, марша), может их сравнить.
2. Способность создавать музыкальный образ. Воплощает в пении, движениях, музицировании характер музыки. Может соотнести собственно выполнение с выполнением специалистов. Творчески воспринимает музыкальный образ, ассоциирует его с собственными жизненными впечатлениями. Может дать целостную характеристику. Различает свойства звука, средства выразительности (темп, высоту, динамику).
3.Художньо-практическая деятельность. Умеет в такт музыки, играть войны, раскованно двигаться. Использует выразительные движения, мимику, жесты, соответствующие мелодии.
Обладает навыками игры на детских музыкальных инструментах. Умеет выбирать музыкальный инструмент для определенного игрового сюжета. Выражает движениями эмоциональное состояние, содержание танца. Владеет элементарной танцевальной техникой.
4. Детское творчество. Имеет опыт музыкальной имитации. Песенный, игровой, танцевальный образы. Умеет музыкально-песенно-пластически оформить игру. Пытается творить музыку. Система педагогической работы по музыкальному воспитанию направлена на развитие музыкальности дошкольника, его музыкальных способностей, становление всех основных форм музыкальной деятельности - слушание музыки, музыкальных движений, пения, игры на детских инструментах и  игры-драматизации.

Музыкальный репертуар должен включать классическую музыку разных эпох и стилей, фольклор, современную музыку. Педагог должен создать условия, при которых ребенок охотно приобщаться ко всем видам музыкальной деятельности, принимать в них активное участие. Предложен взрослым музыкальный образ, но и пытаться импровизировать, проявлять творчество. Рассмотрим педагогические условия, наиболее благоприятные для каждого из указанных видов музыкальной деятельности.

Пение. Только положительные эмоции вызывают у ребенка желание петь. Важно правильно выбрать песню. При этом необходимо учитывать несколько моментов: активный словарный запас детей, их физические данные, музыкальный опыт, эмоциональное состояние. Песня должна быть понятной детям, интересной по содержанию, с приятной мелодией, коротким текстом, легкими для произношения словами.
Слушания. Дети должны слушать хорошую музыку, способствует радостному настроению, оптимистично настраивает, обогащает жизненным желанием, приглашает к активным действиям, закладывает основы художественного вкуса не только на музыкальных занятиях, но и вне их. Пьесы и песни в исполнении взрослых и детей развивают  способности. Особое значение приобретает использование  знакомых мелодий в сочетании с новыми. Желательно предлагать детям для прослушивания мелодии, выполняемых на разных инструментах. Полезно интегрировать прослушивания музыки с  использованием литературного материала, рассматриванием рисунков, и развлечениями.

Музыкальные движения. Старшие дошкольники способны не только воспроизводить показанные им взрослыми движения под определенную музыку, но и предлагать  другие, музыкально обоснованные и целесообразные. Важно предоставлять им возможность упражняться в этом умении, получать от таких упражнений удовольствие. Можно варьировать инструкцию, предлагая детям исполнять движения точно, четко, по-своему. Надо создавать условия для проявления детьми умение разнообразить свои музыкальные движения, ходить, бегать, прыгать.

Танцы. Движения под веселую музыку дают детям удовольствие, помогают им постепенно различать двух-и трехчастную формы музыки. В танце дети имеют упражняться в таких движениях: хлопками в ладоши, хлопком по коленям, притопом ногами, покачивании на двух ногах, беге на носочках, стук каблуками, поочередном выставлении ног, кружении, исполнении "пружинки", вращении корпуса вправо-влево , содержании рук на поясе, их разведении и т.д..

Музыкальные игры. Музыкальная игра - кульминация, эмоциональная вершина музыкального занятия. Важно не лишать детей этой радости, не ограничивать возможности каждого ребенка побыть в главной роли. Если дошкольники активные, не пытаются устраниться от участия в игре, это свидетельствует об их психологический комфорт, ощущение полноты жизни, физического и эмоционального благополучия. Важно, чтобы солистом был не только взрослый, но и дети - участники игры.

Детские утренники. Задача педагога - позаботиться о том, чтобы утренники были настоящими праздниками для детей, а не концертом для взрослых или отчетом для проверяющих. Основой детского утра должна быть игра - веселое, захватывающее действо, а не жестко регламентирована, организована и нормирована взрослым деятельность. Не стоит перегружать праздничную программу стихами и  танцами, целесообразно предусмотреть возможность свободной музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность должна предусматривать определенную регулярность, временные рамки, последовательность, она должна быть гибкой, ориентированной на реальную жизненную ситуацию, эмоциональное и физическое состояние детей, базироваться на принципе добровольности. За каждым ребенком должно быть право выбора, принятия собственного решения, предоставление преимуществ кому-то. Практика давно подтвердила реальность и целесообразность периодического использования музыкальным руководителем приема приглашения на занятия, для участия в игре, на танец только по желанию. Задача взрослого  не в том, чтобы сказать: "Делай так, потому что так надо", а в том, чтобы сам ребенок сказала: "Я буду делать это потому, что хочу".

Главное в музыкальном развитии дошкольника - "погрузить" его разнообразие музыки, научить "жить" ею, ознакомить с различными средствами выразительности, образными движениями, научить ориентироваться в пространстве, видеть себя среди других, быть восприимчивым к музыке, ловким, оптимистично настроенным. Чем старше становится дошкольник, тем сложнее должны быть предлагаемые ему музыкальные произведения: если раньше доминировали изобразительные моменты, то теперь нужно усилить выразительные; если на предыдущих этапах использовались небольшие по объему, простые по форме и музыкальными образами произведения, то  они становятся все сложнее. Важно: использовать музыку в аудио-видео-записях, стихи, художественную грозу, диафильмы-, диапозитивы с произведениями живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Очень полезно посетить с детьми оперные и балетные спектакли, концерты, музеи. По интеграцией различных видов искусства - будущее.

Современные ученые по дошкольному воспитанию А. Богуш, Н. Гавриш, Т. Котик рассматривают такие два вида музыкальной деятельности, которые осуществляют в дошкольном учреждении. Первый связан с тягой детей к искусству музыки. Это слушание классической и современной музыки, заучивания песен и танцев, овладение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах. Указанный вид деятельности требует определенного уровня развития музыкальных способностей, о которых говорилось выше.
Второй вид музыкальной деятельности связан с игрой и художественной литературой, то есть это разного рода музыкальные игры, содержанием которых являются художественные тексты: игры-драматизации в музыкальном сопровождении, народные хороводные игры с пением, диалогами, движениями, детские оперные спектакли по сказкам, разыгрывание украинских народных песен под музыку и занятия под музыкальное сопровождение. Этот вид деятельности получил  название "музыкально-речевая деятельность", то есть деятельность, построенная на основе воспроизведения детьми содержания знакомых произведений в сопровождении музыки, разыгрывание художественных образов, служащих средством творческого самовыражения ребенка.

Итак, по мнению ученых, музыкально -речевая деятельность - один из видов художественно-речевой деятельности, связанный с вербализацией музыкальных образов (в разных типах высказывания), которые воспринимает воспроизводит ребенок в различных способах музыкально-ритмической активности. Формирование культуры художественно-эстетического восприятия музыкальных произведений, их элементарного анализа невозможно без участия речи. Одновременно созданы под влиянием художественных впечатлений образы, воплощенные в любых типах связных высказываний, обогащают их яркие выражения в танцах, пении, музицировании т.д..

Кроме того, на каждом музыкальном занятии используют музыкальные дидактические игры, которые обязательно предусматривают и задачи по развитию речи детей. Музыкально-дидактические игры - это игры познавательного характера, направленные на обогащение и закрепление знаний, связанных с деятельностью, активизацией в словаре детей названий жанров музыкальных произведений, музыкальных инструментов, нот, игрушек под музыкальное сопровождение.
Итак , взаимосвязь музыкальной и речевой деятельности воспитывает  у детей эстетические возвышенные чувства, развивает музыкальный и поэтический слух, стимулирует образное речи детей, активизирует художественно-речевую деятельность.

Конечным результатом музыкально-речевой деятельности в дошкольном заведении должно стать сформирована музыкально-речевая компетенция у детей.
Музыкально-речевая компетенция - это важная составляющая деятельности, отражающей глубинную эмоционального чувства, художественно-образную единство музыкальных и речевых образов; взаимообогащения, выразительности как музыкальных, так и речевых средств образования детей.

В музыкально-речевой компетенции отражается уровень личностного развития ребенка, его художественно-музыкальная обучаемость, уровень ее речевых музыкальных способностей.
Надо помнить, что музыкальная деятельность детей дошкольного возраста - это различные способы и средства познания детьми музыкального искусства (а через него - среды и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.