Методы эстетического воспитания и их реализация в различных организационных формах в ДОУ

Прекрасное в жизни и искусстве обусловливает возникновение и развитие у детей эстетических чувств. Они не являются беспредметными и бессмысленными. Воздействуя на чувства, прекрасное порождает мысли, формирует интересы. Протяжении эстетического восприятия ребенок впервые обобщает, у него возникают сравнения и ассоциации, желание узнавать (например, о картине, музыку). Это заставляет детей присматриваться к красок и линий, прислушиваться к звучанию музыки и стихов. Постепенно развивается активная слуховое внимание и зрительная наблюдательность. Воспринимая звуки в различных мелодических сочетаниях, рифму в стихах, линии, краски и формы в картинах, обогащаясь различными ощущениями от красок и звуков природы, ребенок приучается улавливать определенные зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Так, она замечает, что веселой, танцевальной мелодии чаще соответствует быстрый темп, громкое звучание, зажигательный ритм; что в сказке встречаются красивые выразительные слова и несколько раз повторяется определенный оборот («... и покатился Колобок дальше»); что на картине , которая передает образ дремучего леса, преобладают темные цвета и т.д.. Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, которое ее отражает.Рассуждения дошкольников еще примитивны и опираются на малый опыт.
В Базовую программу развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире» введено основные виды художественного творчества: литературу, музыку, изобразительное искусство. Каждый из них делает свой специфический вклад в духовную культуру человечества.Литературу не случайно называют человековедением. Благодаря универсальности слова как средства общения она имеет безграничные возможности передавать многогранный опыт человечества. Способность раскрывать и действительность, и все движения человеческой души, показывать их в динамике, в развитии, а также возможность авторских разъяснений и прямых оценок обеспечивают литературе ведущее место среди других искусств.
Изобразительное искусство (декоративно-прикладное, живопись, графика, скульптура) позволяет непосредственно постигать конкретно-чувственное богатство мира, разнообразие его форм, «остановить мгновение» и вглядеться в разные проявления жизни, осмыслить их суть и ценность.
Музыка является несравненной в непосредственной передачи эмоциональной сферы человека, всей палитры чувств, их динамики, а вследствие этого в «смягчении» человеческого сердца, в объединении многих сердец в одно.
С методической и особенно с технической точки зрения именно эти простые виды искусства доступные для старших дошкольников.Понимание сложных или синтетических искусств, таких, например, как кино, облегчается тем, что они основываются на литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Художественные занятия занимают выдающееся место в эстетической образовании детей старшего дошкольного возраста. К сожалению, недостаточность теоретической и методической подготовленности воспитателей вызывает однобокие подходы к их образовательной функции. Чаще изучение искусства сводится к поискам в произведениях информации о природе, труде, нравственные явления, политические события и т.д. и использование их в качестве иллюстраций в познавательно-воспитательной работе. Нередко, в частности на занятиях изобразительного искусства и музыки, главным становится художественное обучение (усвоение звуковой гаммы, основ техники пения, рисования).
Такие подходы являются абсолютизацией отдельных аспектов реальной сущности искусства. При отсутствии в дошкольном учреждении самостоятельных занятий по теории искусства, художественной практики, истории художественной культуры программы рекомендуют более-менее гармонично сочетать эти направления работ в одном занятии.
Украиноведение как система фундаментальных знаний об украинском народе, об особенностях его быта и трудовой деятельности, национальный характер и психологию, мировоззрение, исторически-культурный опыт, о родословной, образ жизни и воспитания в семьях, о отчий край и все, связанное с ним, оказывает положительное влияние на эстетическое обучения дошкольников.
Возрождение украинской национальной системы воспитания невозможно без ознакомления подрастающего поколения с историей, бытом, культурой нашего народа. Культурно-историческое наследие настолько богата и разнообразна, что у педагогов часто Вика трудности с подбором информации для детей.
Одна из величайших тайн в мире, мощный воспитатель - язык, с которым человек связан уже в раннем детстве. Именно через язык народ передает из поколения в поколение свою песню, сказку, легенду, а следовательно - свою историю, национальный дух, семейно-бытовую культуру.
Язык народа выражена в колыбельной, которая с первых дней жизни ребенка доносится до ее сердца и входит в подсознание ребенка, наполняя его прекрасным. Мать поет колыбельную, воспитывая дитя своим голосом, который несет в себе первые духовные ценности - родное слово и песню.
Формируя ребенка физиологически и психически, колыбельные несут потенциальный заряд развития его интеллекта. Ребенок аккумулирует информацию, воспринимает, еще не умея адекватно реагировать на нее. Но впоследствии эта аккумулированная позитивная информация даст свои плоды, и именно то время общения матери с ребенком, традиционно отведенный для колыбельной, может стать основой для счастья наших детей.
До мощных рычагов воспитания дошкольников принадлежит фольклор, который донес до нас образцы национальной философской мысли народа, его нравственные принципы. Именно благодаря украинскому фольклору дети становились украинским народом.Пословицы, поговорки, поверья, мирилки, скороговорки, чистоговорки и другие образцы народного творчества с самого раннего возраста формируют сознание ребенка.
Рядом с малыми фольклорными жанрами в жизни ребенка входит сказка. Через язык, через сказку, поговорку, что были для наших предков неписаной книгой бытия, в легкой притчевой форме закладывались в сознание ребенка основополагающие знания о мире и человеке. Сказка имеет большое познавательное значение. Образная, богатый язык сказки раскрывает тайны тысячелетней народной мудрости.
Особое место в жизни ребенка должны занять легенды, которые несут в себе заряд особых эмоций. Почему именно легенды? В них частично отражена история обычаев, традиций народа.
Чтобы воспитать ребенка, достойную своей нации, нужно ознакомить ее с историческим прошлым Украины.
Важным центром игрового воздействия на ребенка является семья. Родителям следует придерживаться народных обычаев в семейном воспитании, желательно хранить в интерьере современной квартиры элементы народности: образцы посуды, вышивки, плетеные изделия, национальная одежда, народную игрушку.
Чрезвычайно важным для воспитания дошкольников является игра. Через игру ребенок усваивает языковой колорит своего народа, глубже познает его ментальность.
«Отечественное народоведение обратилось к народным играм более полутора веков назад, и за это время доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок с помощью игры воспринимает красоту, нежность, искренность, простоту - глубокие чувства, присущие украинскому народу». В игре развивается слово, способствует развитию интеллекта ребенка.
Использование народных игр в учебно-воспитательном процессе является одной из важных задач дошкольного учреждения.
Особое место в воспитании занимают народные обычаи и обряды, которые Огиенко разделял на родственные, домашние, общенародные, религиозные. Они сочетают в себе нравственные, эстетические, этические ценности, знакомят ребенка с прошлым.Методы и приемы воспитания обычаями и обрядами в игре весьма разнообразны.
Освещая основные средства в воспитании дошкольников, нельзя обойтись и без их ознакомления с народным мировоззрением, представлениями, верованиями. Такие знания следует давать детям в доступной для них форме народной игры.
Игра является важным средством эстетического воспитания детей, первой школой человечности. Сухомлинский сравнивал игру с широким светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается животворящий поток представлений и понятий об окружающей среде. Народ использует игру как средство эстетического воспитания с древних времен.
Народные игры, направленные на художественное развитие детей, является совершенным средством воспитания. Проверенный веками опыт народа в игре предлагается ребенку ненавязчиво, и в этом заключается ценность народных игр. Они делают самоорганизацию детей, проявления самостоятельности, сотрудничества, взаимовыручки, ответственности перед партнерами в игре. В народных играх имеется активная Содействия, обмен опытом между ребенком и взрослым, ребенком и другими детьми.
В игре ребенок активно познает окружающий мир, связи и отношения между людьми, правила и нормы поведения. Разнообразные по содержанию игры вводят ее в широкий круг реальных жизненных явлений. Целеустремленный и осознанный характер игры дает ребенку возможность подбирать игровые средства, игрушки, осуществлять игровой замысел, устанавливать различные отношения с игроками.Творческий характер игры способствует самом проявления своих представлений об окружающей среде, отношение к нему, собственных желаний. Игра в педагогическом процессе детского сада используется не только для формирования определенных знаний, но и для воспитания представлений и чувств, развития самостоятельности, инициативности, творчества. Этому способствуют основные свойства игры: ее активный творческий характер, утечки из непосредственных потребностей и интересов детей, эмоциональная насыщенность игрового действия. Игра просто меняет предметную деятельность, а постепенно формируется взрослым с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Отношение взрослого, его пример определяют развитие потребностей ребенка, его ценностных ориентаций, стремлений и желаний, а также умение откликаться на состояние людей, которые его окружают, сочувствовать им. Это составляет содержание внутреннего мира ребенка и содержание ее игровой деятельности. Ушинский подчеркивал, что ребенок в играх проявляет свою духовность.
Реализуя стремление приобщиться к жизни взрослых, ребенок воплощает в игре свои желания быть такой, как они. Усвоение ценностных ориентаций происходит в процессе игры без прямых педагогических воздействий воспитателя: дети выбирают тему, разворачивают сюжет на основании собственного опыта, знаний и умений. Ни одна другая деятельность не дает таких возможностей, как игра. Отражая реальную жизнь, она является самой активной сферой общения детей. Дети обмениваются знаниями, мнениями, перенимают друг у друга умения, оценивают себя и других, реализуют свои эстетические представления, суждения и влияют друг на друга.
Как ценный и необходимое средство развития ребенка игра способствует выявлению индивидуальных особенностей, интересов и способностей в непринужденной обстановке.
Благодаря богатству содержания и разнообразия видов (сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, двигательные и т.д.) игры стимулируют проявления эстетических качеств каждого воспитанника. Так, в сюжетно-ролевых играх ребенок хочет знать сюжет, выбрать определенное явление, понять ситуацию игрового замысла. Она распределяет роли, выбирает предметы и игрушки с учетом их внешних особенностей для полного воспроизведения образов средствами их выраженности.
В строительных играх дети проявляют инициативность, самостоятельность мысли, фантазирование, что необходимо в создании композиций из форм, красок, линий, природного и бросового материала.
В дидактических играх дети тренируют зрительные, шумовые, тактильные ощущения и восприятия: учатся распознавать высоту и тембр звуков музыкальных игрушек, сравнивают формы и цвета изображений, домысливаются слова и рифмы.
В подвижных играх дошкольники активно используют считалки, мирилки, дразнилки, чистоговорки, способствующих развитию ритмичности, ловкости, гибкости, грациозности, силы и выносливости, а также ориентирование в пространстве и времени. Все эти качества имеют большое значение для эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Специфические функции в педагогическом процессе детского сада возлагаются на игры-развлечения (досуга), их назначение - обеспечивать детям радостное, беззаботное жизни, инициировать творческую активность, проявления способностей. К участию в играх - развлечениях привлекаются взрослые; используются различные виды детского театра (теневой, пальчиковый, кукольный, настольный и т.д.), концертов, радио-и телепередач. Использование таких средств организации досуга предусматривает непосредственное участие детей в их сюжетах от простых реплик на язык ведущего, изготовление несложных атрибутов к вождению кукол, исполнение ролей и обсуждение спектаклей. Так у детей формируются навыки культуры общения, развивается художественное воображение, умение выполнения ролей.
Особое место в эстетическом воспитании детей занимают праздники. Приобщаясь к их традиционно обрядовых обычаев, выраженной в эмоциональной и глубоко етнизований форме, дети знакомятся с культурой своего народа. Традиционные праздники полны образов, песен, музыки, стихов. Национальные костюмы или атрибуты оформления интерьера детского сада способствуют формированию эстетических представлений детей. Участие в праздниках создает неограниченные возможности для выявления художественных способностей каждого воспитанника дошкольного учреждения.
Немалая доля задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста возлагается на их самостоятельную художественную деятельность. В основном она зарождается и развивается в условиях сюжетно-ролевой игры или во время танцев, хороводов и режиссерских игр, а следовательно, и переносится в другие режимные процессы в течение дня. Дети активно участвуют в оформлении игровых уголков, рисуют, лепят, делают аппликации, вышивки и т.п..
В часы самостоятельной художественной деятельности детей поощряют прослушивания интересных аудио-и видеозаписей детских фильмов, песен, музыкальных иллюстраций, рассматривание иллюстраций к известным сказкам т.п.. Важной особенностью самостоятельной художественной деятельности является ее организация и построение по инициативе детей. Мотивацией по ее введения в педагогический процесс является художественные запросы и интересы дошкольников, их попытки как можно полнее самореализоваться в художественных впечатлениях и переживаниях. На этом основании можем утверждать, что активность детей в самостоятельной художественной деятельности по их собственной инициативе является очевидным доказательством их эстетического отношения к окружающей действительности.
Важную роль в эстетическом воспитании дошкольников играет их участие в различных видах труда. Речь идет прежде всего о воспитании положительного отношения к выполнению трудовых операций, действий, в которых эстетическим переживанием принадлежат стимулирующая и регулятивная функции. Внимание воспитанников сосредотачиваются на их чувствах, отношении, осознании значения труда, ее результатов для всех, в том числе и для посторонних людей. Красивые произведения детей в совместной работе со взрослыми и сверстниками способствуют воспитанию не только эстетического отношения к окружающей среде, но и морально-этических представлений (опрятности, заботливости, умения завершить начатое дело, усердия и т.п.). Эстетическое наслаждение получают дети от красоты площадки вследствие его озеленение, от территории детского сада, которую подготовили к празднику и т.д..Перед ребенком открывается мир не только внешнего проявления предметов, специфики взаимодействия с ними, использования в жизни взрослых, ребенок имеет возможность познать смысл и особенности взаимоотношений взрослых во время совместной работы, значение ее оценки, функций контроля и самоконтроля. У дошкольников формируются первоосновы нравственных чувств в неразрывном единстве с эстетическими.

Занятия - любование природой

Своим неустанным движением, постоянными изменениями природа манит детей, оказывает влияние на их эмоциональную сферу, побуждает к размышлениям, поисков ответов на многочисленные вопросы. Интерес к природной среде возникает у ребенка добровольно, без вмешательства взрослого. Но научить малыша понимать язык окружающей среды, чувствовать себя его частицей, относиться к природному окружению с любовью должен старший наставник. В дошкольном учреждении ознакомлению с природой уделяют большое внимание, ведь этим педагоги решают целый комплекс задач: развивают у детей сенсорную культуру, язык и мышление, любознательность и наблюдательность, формируют первые эстетические переживания и суждения, пробуждают стремление творить вокруг себя красоту, формируют реалистичные представления и понятия об объектах и ??явлениях природы, учат устанавливать причинно-следственные связи между ними и т.п..
С раннего возраста дети должны осознать: люди - хозяева родной природы, она - залог жизни на Земле, но для того, чтобы природа стала неисчерпаемым источником активных впечатлений, радостных переживаний и глубоких чувств, ее надо познавать, настойчиво изучать. Без этого невозможно гармоничное развитие личности. Учить замечать прекрасное вокруг, находить в природе то, что изображается в поэтическом произведении, охранять, приумножать ее богатства - важнейшая задача для воспитателя. Современная педагогика ставит требование формировать у детей действенную, активную любовь к природе, что начинается с бережного отношения к растениям и животным, развивается в осознанную потребность заботиться о том, за что ты ответственный как Человек.
Чтобы обеспечить качество, глубину воздействия на детей, Сухомлинский, исходя из своего педагогического опыта уроков «под голубым небом», советовал «открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги». Конечно, экскурсии, на которых все внимание сосредоточивается на каком-то одном явлении или предмете, требуют тщательной подготовки воспитателя. Чтобы сохранялась неослабевающее внимание к этому явлению, оно должно быть действительно ярким для созерцания и вокруг него надо организовать разнообразную деятельность детей.


У восточных народов, в частности японцев, есть традиционные объекты всенародного восхищения (сакура в период цветения, гора Фудзияма). Для украинского своеобразными символами Отечества является калина, ива, барвинок, тополь, бархатцы, воспетые в народном творчестве. Воспитатель может сделать предметом особенно сосредоточенного внимания такие явления природы, как утро, гроза, река, поле, определенных животных, птиц, насекомых.