Методы изучения семьи и участие родителей в деятельности дошкольного учреждения

Одной из важных задач дошкольного учреждения является пропаганда педагогических знаний для родителей. Современная педагогика предлагает разнообразные действующие формы и методы такой работы, позволяющих достижения оптимальных результатов.
В работе дошкольного учреждения особое место занимают педагогические (игровые) ситуации, позволяющие совершенствовать педагогические умения родителей, углублять их знания по конкретным проблемам воспитания, формируют умение анализировать свою деятельность для прогнозирования поведения детей в различных жизненных ситуациях и подбирать соответствующие методические приемы воздействия на них .
Для изучения проблем, с которыми сталкиваются родители в воспитании, целесообразно проводить с ними индивидуальные беседы, анкетирование. В дошкольном учреждении следует отвести комнату, где родители могли бы с пользой для себя провести время, ожидая ребенка. Здесь желательно поместить методическую и художественную литературу. К оборудованию такой комнаты или родительского уголка следует привлечь и родителей.
Показательным в этом отношении детский сад № 278 г. Киева. В координационном плане совместных мероприятий педагогов дошкольного учреждения и родителей предусмотрено рассмотрение общих вопросов для родителей всех детей и конкретно для каждой возрастной группы. Он охватывает различные методы и формы работы с родителями.
В дошкольном учреждении есть прекрасно оборудованная «семейная горница», где родители могут пообщаться, обменяться опытом, получить консультацию врача, психолога. Педагоги выпускают рукописный журнал «Семейная горница». Консультации психологов, педагогов чередуются с рассказами о народных обычаях, обрядах, народную педагогику, предусмотрено советы врача, обмен рецептами украинских блюд и т.п..
Общее собрание, конференции уходят в прошлое. Взаимообмен информацией целесообразнее осуществлять во время «круглых столов», вечеров вопросов и ответов, деловых игр.
Профессиональные умения родителей полезно использовать в образовательно-воспитательном процессе. В частности, папа, мама или другие члены семьи могут проводить с детьми занятия по своей специальности (кондитерство, декоративно-прикладное искусство и т.д.).
Для наблюдений следует выбирать ситуации, отражающие отношения ребенка и родителей. Довольно отчетливо это проявляется во время, когда ребенок приходит в детский сад или идет домой. Чтобы удержаться от случайных впечатлений и ложных выводов, воспитатель должен наблюдать одну и ту же ситуацию (общение родных с ребенком) 7-10 раз. Формы общения, независимые от настроения и условий, можно считать типичными. Наблюдение желательно фиксировать в специальном дневнике. О стиле общения с ребенком свидетельствует также реакция взрослых на детские шалости, капризы, проявления фантазирования, упрямства и т.п..
Беседа с родителями предполагает четкое формулирование цели, - что именно воспитатель хочет выяснить, о чем узнать, - а также продумывание способов ее достижения. Она не может вести наблюдение стихийно, поэтому оно нуждается в подготовке. Цель подсказывает тему, а тема моделирует ход беседы. Первые беседы должны быть короткими, строиться на значимом для родителей смысле. Вопрос, заранее продуманные педагогом, вплетаются в ход беседы. Одно и то же вопрос целесообразно ставить в разных формах в нескольких беседах, тогда воспитатель будет уверен в правдивости полученного материала.
Ценным источником информации о семье, отношения между ее членами могут быть метод выполнения ребенком в присутствии близкого взрослого определенного практического задания. Такая ситуация позволяет выявить характерный для членов семьи опыт взаимодействия с ребенком, если специально выяснять, чем взрослый может помогать ребенку, или подскажет, как справиться с заданием.Воспитатель, объяснив задачу, наблюдает со стороны. Предметом его анализа будет поведение взрослого - его действия и словесные реакции - по тем или иным моментов деятельности ребенка. Одни родители вмешиваются в действия ребенка, сдерживают ее инициативу и самостоятельность, другие умеют незаметно подсказать и направить усилия ребенка, поддерживая его чувство уверенности.
Метод посещения семьи ребенка распространенный. Однако в последнее время его используют редко. Планируя посещение семьи, воспитатель прежде поставить цель ближе познакомиться с родителями, всей семьей, увидеть ее в обычных, домашних условиях, проверить свои предположения относительно психологического климата, в котором живет ребенок. Обязательно следует предупредить семью о своем визите, согласовать день и время посещения.
Близкое знакомство с родителями дает возможность ввести анкетирование как метод дальнейшего изучения семьи. Анкетирование имеет целью получить дополнительные сведения об условиях и особенности воспитания ребенка. Нецелесообразно проводить анкетирование, совсем не зная семьи. Анкетный опрос по содержанию отвечает прежде беседе. Его цель - уточнить и углубить полученные сведения. Анкета может быть составлена ??воспитателем под руководством методиста дошкольного учреждения.Формулировка вопросов должна быть четкой, предусматривать однозначные ответы.
В работе «Управление дошкольным образованием» (2000) Л.Поздняк и Н.Ляшенко приводят такие формы работы дошкольного учреждения с родителями: общие групповые родительские собрания; педагогические консультации, беседы, совместное проведение занятий, досуга; клуб по интересам: национальные традиции, молодая семья, профессиональный статус, участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемок, дни открытых дверей, педагогическая горница т.п..

 Условия успешного семейного воспитания в современных условиях

Основная цель сотрудничества детского сада с семьей - обеспечение полноценного воспитания дошкольников. Достижение этой цели зависит от наличия соответствующих домашних условиях.
К важным условий успешного семейного воспитания следует отнести: атмосферу эмоционального благополучия; авторитет и личный пример родителей; педагогический такт родителей; семейно-бытовую культуру, знание возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей; четкий распорядок жизни семьи (режим).
Семья является первым национальным, духовным, социальным и эмоциональным микросредой, в котором рождается, развивается и воспитывается ребенок. В семье закладываются основы целенаправленного формирования личности.
С ростом ребенка постепенно усложняются задачи и содержание его воспитания в семье. В младенчестве основным задачам взрослых относятся уход за ребенком, забота о его здоровье и полноценный гармоничное развитие. Основной задачей воспитания детей дошкольного возраста является всесторонняя подготовка к школе. Успешное его решение во многом определяется атмосферой эмоционального благополучия в семье. Отсутствие такой атмосферы тормозит развитие личности ребенка, травмирует его психику и провоцирует ошибочную поведение.
Атмосфера эмоционального благополучия предусматривает полную семейную солидарность, заинтересованность отца и матери в сохранении прочной и здоровой семьи. Для этого нужно, чтобы в отношениях между родителями царили любовь, согласие, взаимоподдержка, любовь к детям.
Большая радость для родителей и детей жить в счастливой семье. В таких условиях появляется потребность во взаимном общении, стремление своим поведением не омрачать семейного счастья.
К значительным воспитательных факторов принадлежит авторитет и личный пример родителей. Если оба родителя имеют у ребенка авторитет, то их слово для нее закон, а поступки - образец для подражания.
Авторитет родителей должна основываться на их важности, влияния, благотворительности, порядочности, личном поведении. Его формированию способствуют чуткое отношение к детям, знание их потребностей и интересов, помощь в обучении, внимание к индивидуальным, половых и возрастных особенностей. Большое значение имеют дружеские отношения в семье, уважение к старшим, единые требования взрослых к детям. Все это обуславливает глубокое уважение ребенка к родителям, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам.
От настоящего родительского авторитета нужно отличать авторитет фальшивый, что приобретается удовлетворением всех желаний и капризов ребенка, или, наоборот, подавлением его личности и строгим отношением к ней. Вред, опасность и аморальность такого авторитета в семейном воспитании вполне очевидны.
Мировоззрения и поведение дошкольников строятся обычно на конкретности мышления и подражании старейшинам: отца, матери и других взрослых. Дети подсознательно склонны слепо копировать хорошее и плохое, скорее воспринимать примеры, чем наставления.Поэтому воспитательная роль личного примера родителей колоссальная. А это означает, что когда родители трудолюбивые, любят читать, увлекаются музыкой, театром, хозяйствованием, то их интересы захватывают и детей. Если родители стремятся воспитать у своих сыновей и дочерей высокие моральные, умственные и волевые качества, национальное сознание, то они должны сами иметь их.«Ваша собственное поведение - решающая вещь. Не думайте, - предостерегал Макаренко, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ней разговариваете или учите ее, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или грустите, как обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение »[64, 11].
Семейное воспитание требует от родителей неукоснительного соблюдения педагогического такта, т.е. проявления им чувство меры, умение вести соответствующим образом в отношениях с детьми. Педагогический такт - это деликатный подход к ребенку, соответствующей его чувством, сознания и переживанием.
Умение тактично воспитывать ребенка Сухомлинский относил к главным атрибутов педагогического мастерства воспитателя. Без чуткости к личной жизни, без тонкого и вдумчивого проникновения в духовный мир ребенка нет настоящего воспитания.
Такт проявляется и в умении сдержать себя, когда ребенок ошиблась, в способности вызывать ребенка на откровенный, душевную беседу. Тактичные родители сохраняют доброжелательность при любых условиях.
Грубость вызывает аномалии в родстве. Родители должны быть для своих детей примером тактичности, человечности и доброты.
Важным условием успешного семейного воспитания является семейно-бытовая культура, означающая доброжелательные отношения между супругами, родителями, детьми, другими родственниками, взаимное уважение между ними, а также рациональную организацию всей жизни семьи.
На каждом историческом этапе развития общества быт имеет определенные свойства. На характер семейного быта влияют социальные условия и материальное положение семьи, его место жительства, уровень культуры и вид занятий.
Рост педагогической культуры семьи определяется улучшением ее быта. Целесообразна организация быта в семье, особенно детского, способствует укреплению ее педагогических позиций.
В понятие детский быт вложено совокупность материальных и культурных условий, в которых ребенок живет, состояние удовлетворения ее реальных потребностей по уходу, питания, одежды, жилья, предметов домашнего обихода, здравоохранения, а также усвоение духовных достижений, культуры общения, отдыха, игр и развлечений.
В повседневном быту складываются межличностные отношения, формируются ценностные ориентации и культура общения, определенный образ жизни и жизненная позиция личности.
Поскольку быт каждой нации формируется и развивается при определенных условиях материального и духовного производства, освоение определенного среды, он, наряду с обще-социальными свойствами, имеет свои конкретно-исторические, самобытные признаки, что и обусловливает его национальную специфику.
Воспитательная роль домашнего обихода неоспорима. Однако он бывает разным: удобным и неудобным; комфортным и дискомфортным; богатым и бедным; педагогически целесообразным и педагогически нецелесообразным. Педагогически ценно целесообразно организованный быт, когда нет ничего лишнего, поскольку каждая вещь, каждый предмет имеют свое предназначение и свое место. В интерьере традиционной украинской хаты роль всего утварь четко определена. Все здесь выполняет свою функцию и имеет символическое значение.
Домашний уют облагораживает детей. Наличие в их распоряжении только нужных предметов приучает к опрятности, бережливости и бережливости.
Накопление в доме богатства для богатства, загромождение его большим количеством предметов (мебели, «стенок», ковров, светильников, хрусталя, одежды, детских игрушек, нечитаемых книг, украшений) вредит воспитанию.
Создание надлежащих условий для успешного семейного воспитания способствует учета родителями возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей. Наличие педагогических знаний открывает простор для проявления творческой инициативы родителей в развитии детской любознательности, наблюдательности, сообразительности, привлечения к играм и посильного труда.
Одновременно в семейном воспитании во внимание непременно берется специфика в воспитании сына или дочери, обусловленная физиологическими и психическими различиями статей и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, в воспитании сына незаменимой роль отца, который может с детства физически закалить его, прививать мужское благородство, технические навыки, предприимчивость, инициативность, готовность защищать честь родной семьи, нации, государства. В нравственном формировании девочки ведущая роль принадлежит матери, имеющей пробудить в дочери женскую гордость, воспитать скромность, помочь стать ловкой хозяйкой, хранительницей рода. Родители должны помнить, что дети одинакового возраста и пола могут различаться состоянию здоровья, наклонностями, способностями, интересами, характером и характером.
Индивидуальный подход родителей заключается в том, чтобы, придерживаясь общих требований к детям, использовать воспитательные средства, целесообразные в отношении каждого из них.
В семейном воспитании дошкольников большое значение имеет четкий распорядок жизни семьи (режим). Это система чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Строится в соответствии с их возрастных анатомо-физиологических особенностей и предусматривает определенную продолжительность сна, различных видов деятельности, ежедневное пребывание на свежем воздухе, выполнение правил личной гигиены, закаливание, полноценное питание.
Детский сад и семья имеют свой режим, рекомендованный врачами, должны поддерживать друг друга в этом выполнения. Случается, что родители игнорируют соблюдение распорядка жизни семьи, в частности ребенком. Воспитатель дошкольного учреждения должен разъяснить им значение режима и посоветовать, как его целесообразно построить для детей определенного возраста.
Тщательное соблюдение режима ребенком способствует ее гармоничному телесном, умственном и духовном развитии, а игнорирование может привести к истощению нервной системы, вызвать отклонения в состоянии здоровья, снизить работоспособность.
Воспитательная ценность домашнего распорядка жизни в значительной степени повышается, если его выстроено целесообразно и если его четко и неукоснительно соблюдают все члены семьи. Домашний труд следует распределить так, чтобы у каждого члена семьи - взрослых и детей - были определенные и постоянные обязанности. Так, двухлетнего малыша целесообразно приучать самостоятельно умываться и убирать за собой игрушки. Пятилетний ребенок способен под руководством матери, а затем самостоятельно почистить свою одежду, убрать за собой постель, вытереть пыль в помещении, помыть посуду, постирать носки, носовые платки. Обязательным является привлечение к посильной труда в подсобном хозяйстве, на даче, ухода за животными.