Методика экономического воспитания современных дошкольников

Предметом изучения методики экономического воспитания является овладение детьми экономическими знаниями как средством организации отношений с окружающим миром.
Методика экономического воспитания дошкольников предполагает вступления элементарных экономических знаний и опыта в семье и дошкольном учреждении. И здесь важно определить объем пропедевтической знаний, умений и навыков.
Экономических знаний приобретают путем подражания, по инструкции, в результате логичности поведения, творческого познания и изучения окружающего мира.
В экономическом воспитании детей можно выделить следующие факторы:
- Личностные качества (свойства);
- Отношение к вещам, предметам быта (бережливость, бережливость, деловитость, практичность, заботливость);
- Отношение к другим людям, к природе, животным.
Методика экономического воспитания отвечает на вопросы: чему учить? (Т.е. дети должны понимать предмет и содержание обучения). Задача воспитателя - так организовать деятельность детей, чтобы, участвуя в повседневной работе, решении проблемных задач они не только получали новые знания, приобретали умений и навыков, но и закрепляли их как свойство в активной деятельности.Навыки, связанные с практическим действием, эффективно формируются в несложной поисково-игровой деятельности. Путем непосредственного познания окружающего мира, под руководством воспитателя происходит глубокая умственная работа ребенка: добровольно согласовано восприятия правил, условий, норм и прав, принятых в обществе, с целью экономии времени, энергии, а также здоровье.
Такая организация познавательной деятельности предполагает познавательную активность. Здесь воспитатель ставит и решает следующие задачи: последовательно формировать у детей экономическое мышление, навыки рациональных действий; воспитывать бережливость, бережливость, практичность, деловитость, хозяйственность.
Реализация задач зависит от выбора средств, приемов, организационных форм.
Важно помнить, что успеха воспитательного воздействия можно достичь при условии, когда наряду с общими кратковременными задачами воспитатель разрабатывать и внедрять долгосрочные задачи - проекты интегрированного содержания.
В процессе экономического обучения используются такие педагогические приемы: наблюдение с показом, сопоставлениями, создание проблемных ситуаций с поисковыми операциями, поощрение, стимулирование, синтез различных видов игр с использованием определенных предметов, в частности денег. Эффективными организационными формами являются: наблюдение, экскурсия, прогулка, путешествие, занятия, самостоятельная работа над задачами воспитателя.
Основные экономические знания ребенок приобретает, участвуя в учебной деятельности, в результате которой изменяется сам ребенок, поэтому она является формой самосовершенствования каждого воспитанника.
Экономических знаний и умений ребенок приобретает очень рано, однако многие из них поверхностны и надолго остаются балластом. Одной из причин такой ситуации является невозможность непосредственного наблюдения за деятельностью взрослых, за их сложными социальными отношениями. Экономические знания тесно связаны с процессом непроизвольного запоминания как форме познавательных и практических действий. Именно они позволяют ввести целенаправленную систему рациональной деятельности с раннего периода жизни ребенка.
Работа взрослых состоит в том, чтобы соединить и осветить элементы деятельности, не попавшие в поле зрения ребенка, однако необходимы для дальнейшего овладение ею достижениями цивилизации.
Систематические наблюдения, опирающиеся на процесс непроизвольного запоминания, является рациональным, однако не единственным путем педагогического решения проблемы. Для овладения различными знаниями у детей нужно развивать и формы произвольного запоминания. Они основаны на способах мнемической действия - повторениях, группировке материала, сопоставлении, согласовании.
Ребенок находится в состоянии деятельности, однако не все, что попало в поле ее зрения, можно назвать рациональной деятельностью. В основу любой рациональности положен широко, полно знания об объекте. Итак, для наблюдения и длительной работы желательно выбирать такие формы организации деятельности: экскурсии, прогулки, путешествия, рассказы, зарисовки, занятия.
Для успешного обучения элементов рациональной деятельности важно спланировать систему предметно, логично упорядоченных связей, в основу которой положен реальный процесс, который при нормальной имеет элемент завершенности в виде конкретного и значимого для ребенка наглядно определенного результата. Этот процесс должен оставаться открытым, чтобы к нему можно было включить подсистемы и связи, сохраняя при этом структуру логически упорядоченных компонентов деятельности.
Такую структуру можно представить как определенную последовательность фрагментов, когда каждый фрагмент действительности может выполнять роль системы. Например, самоорганизация деятельности при выполнении определенного задания (исполнитель может справиться сам, а может поступить так, как Том Сойер: он не только выполняет ненавистную ему работу (покраска забора), но и превращает ситуацию в свою пользу, заинтересовывает товарищей, выгодно «продает» ее и даже организует соревнования по выполнению порученной работы. Имеем пример будущего предпринимателя, организатора, финансиста).
Ведущая деятельность дошкольников - игра, выступает для ребенка ориентиром в мире взрослых. Учитывая тот факт, что детская субкультура развивается в формах сюжетно-ролевой игры, с помощью направленного педагогического воздействия может переходить в творчески-продуктивную деятельность на следующих возрастных этапах, она является основой для закрепления начальных экономических знаний, формирования и развития экономических качеств и навыков.
С помощью дидактических игр, педагог закрепляет знания детей об отраслях экономики, представление по финансовым категорий и действий с ними.
Знакомя дошкольников с различными профессиями, возникшие сегодня (менеджер, бизнесмен, брокер, коммерсант, фермер и др..), Целесообразно организовывать специальные занятия экономического направления, на которых проводить беседы с использованием специальной экономической литературы для детей, встречи с родителями детей, представителями различных профессий.
Экономическом воспитанию дошкольников способствует сотрудничество детского учреждения с родителями воспитанников, в следующих формах:
- Привлечение родителей к воспитательному процессу;
- Совместимая общественно-полезный труд детей и родителей;
- Планирование воспитательных мероприятий с участием родителей и детей;
- Проведение конкурсов, соревнований с участием семьи;
- Организация экономического турнира для систематизации и обобщения начальных экономических знаний дошкольников.
Таким образом, деятельный подход является основным принципом реализации задач экономического воспитания, поскольку способы его реализации способствуют гуманизации учебной деятельности в дошкольных учреждениях.

Теоретические аспекты полового воспитания детей

В современных психолого-педагогических исследованиях все чаще рассматривается процесс формирования личности как представителя определенного пола, носителя определенных исходных качеств, определяющих содержание поведения индивида как мужчины или женщины, мальчика или девочки. Интерес к этой проблеме обусловлен не только тем, что категория пола - одна из важнейших историко-культурных, социальных и клинических проблем, а прежде всего тем, что современные требования к формированию гармоничной личности не могут быть выполнены без учета психологической пола ребенка.
Общеизвестным является тот факт, что на протяжении дошкольного детства закладываются основные компоненты и качества личности, образуется система специфических психических структур, оказывают решающее влияние на всех последующих этапах развития индивида в онтогенезе. Особое место в этом процессе принадлежит формированию психологического пола ребенка, его половой сознания (Л.Божович, И.Кон, В.Столин).
Особая роль в формировании полового самосознания принадлежит поло-ролевым представлениям, что является не только одним из механизмов становления психологического пола, но и способом фиксации на субъективном уровне значимых для ребенка отношений - к окружающим людям, вещей, явлений, деятельности, закрепляются в внутреннем мире и становятся ценностями. Таким образом, поло-ролевые представления следует рассматривать как один из факторов, прямо или косвенно влияют на когнитивную, аффективную и регулятивную сферы конкретного индивида.
Теоретические аспекты проблемы полового воспитания ребенка в общей психологии и педагогике разрабатывали: Г.Бреслав, Л.Выготский, Д.Исаев, С.Ковалев, Я.Корчак, И.Кон, Л.Слинько, Ю.Тарнавського, Э.Фрей, 3 . Фрейд, Б.Хасан и многие другие. В их трудах рассматриваются вопросы воспитания адекватного отношения к представителям противоположного пола, оказываются основы психофизиологических различий представителей разного пола и возраста, выдвигаются предложения относительно методического обеспечения воспитательного воздействия.
Практический характер полового воспитания и его поло-ролевой аспект исследовали: Ш.Берн, В.Геодакяну, Т.Говорун, К.Джеклин, Д.Колесов, В. Кравец, Е.Маккоби, В.Постовий, В.Слепкова, Л. Тимошенко, О.ИПарган, Н.Феоктистова, А.Хрипковата др.. В частности, Ш.Берн и В.Геодакяну изучали механизмы тендерной социализации и механизмы формирования тендерных ролей; Т.Говорун,
О.Шарган - вопрос полового воспитания детей в семье; Е.Маккоби и К.Джеклин - психологические различия представителей разного пола; Д.Колесов и А.Хрипкова - проблемы полоролевой социализации человека с позиций анатомо-физиологических различий между представителями противоположного пола; В.Кравец, В.Постовий, С.Постовойтов, В.Слепцова сосредоточили внимание на вопросах подготовки молодежи к семейной жизни.
Анализ подходов к проблеме формирования поло-ролевых представлений у детей позволил выделить ряд направлений, на которых чаще всего сосредоточивается внимание исследователей. Чаще всего в связи с процессом становления этих представлений пользуются такими понятиями, как половые роли, поло-ролевая позиция, поло-ролевая и психосексуальная ориентация, половое самосознание, половая идентичность, поло-ролевые стереотипы и статусы, поло-ролевое поведение, поло- ролевое самоопределение.
Исключительно важная роль выработки таких представлений для формирования психологического пола и полового самосознания подчеркивается в исследованиях Б. Ананьев, Р. Бернса, Г.Васильченка, В.Кагана, И.Кона, Соколов, И.Чесноковои и др..
Полоролевые представления рассматриваются в контексте общих тенденций психического развития личности на протяжении дошкольного детства, освещены в работах JI.Божович, Л.Выготского, Д.Эльконина, Костюка, О.Леонтева и др.. На этом возрастном этапе закладываются основы личности, формируется подчиненность мотивов, расширяется сфера деятельности ребенка, происходит интенсивный когнитивное развитие, закладываются основы целостного мировоззрения и миропонимания. Сущность таких процессов одинакова для всех дошкольников определенного возрастного периода, но разная по содержанию у мальчиков и у девочек. Половая принадлежность ребенка определяет активность в деятельности, познании, влияет на когнитивную, аффективную и регулятивную сферы личности, является весомым фактором в формировании интересов и ценностных ориентаций дошкольников.
Полоролевые представление как структурный компонент полового самосознания индивида играют роль своеобразной эмоционально-нравственной учреждения, регулирующего поведение ребенка со сверстниками (своей и противоположного пола) и со взрослыми.
Полоролевые представления детей формируются в процессе социализации на основании усвоения общественных стереотипов маскулинности и фемининности Основными агентами полоролевой социализации дошкольников являются члены семьи (прежде родители) и сверстники.
На ценностно-смысловой природе поло-ролевых представлений, их связи с формированием поло-ролевых ценностей и ориентаций, мотивов поведения, системы отношений личности к себе как представителя определенного пола и к окружающим людям отмечено в исследованиях М.Боришевського, Т.Говорун, Д.Исаева, В.Кагана, В.Сталина, Т.Титаренка и др..
Сформированность неадекватных поло-ролевых представлений в дошкольном возрасте может привести к нарушениям полоролевой и психосексуальной ориентации индивида на более поздних стадиях онтогенеза, вызвать неврозы и другие психотические проявления.
В современной педагогической литературе отчасти обоснованно конкретное содержание мужских и женских поло-ролевых стереотипов, на основе которых формируются полоролевые представления детей, начиная с дошкольного возраста.
В процессе половой социализации у детей формируются основы определенного поло-ролевого типа, сочетающий в себе лица определенного поло-ролевого типа, сочетает в себе личностные и половые характеристики индивида. В современной психологии принято выделять четыре основные поло-ролевые типы: 1) маскулинный - высокий показатель выраженности мужских черт и качеств при минимальной наличии женских 2) фемининный - высокий показатель женских характеристик при минимальной наличии мужских 3) андрогин-ный - сочетание высоких показателей маскулинности и фемининности в одном индивиде 4) недифференцированный - сочетание низких показателей маскулинности и фемининности в одном лице. Автор этой классификации С.Бем замечает, что в отношении дошкольного детства должна идти не о поло-ролевой тип в его завершенном виде, а о поло-ролевую ориентацию на маскулинные, фемининные и андрогинный ценности и поведение. Структурной составляющей поло-ролевых типов является поло-ролевые представления, которые непосредственно влияют на формирование качеств маскулинности, фемининности или андрогинности.

Основными факторами половой социализации детей есть родители, другие члены семьи (дедушка, бабушка, брат, сестра) и сверстники. Гармоничная полная семья способствует становлению психологической пола и формированию адекватных поло-ролевых представлений, усвоению половых ролей и ценностей, стимулирует процесс идентификации ребенка с лицом своего пола, прежде всего с отцом или матерью. Противоречивым и проблемным является процесс половой социализации мальчиков, поскольку «фемининное педагогика» семьи и детского сада затрудняет формирование адекватных поло-ролевых представлений и маскулинной полоролевой идентификации, тормозит усвоение дошкольником «мужских» половых ролей и ценностей. Неблагоприятный эмоционально-психологический климат в семье негативно сказывается на половой социализации детей обоего пола, но особенно опасным он для полоролевой ориентации мальчиков. Половая роль как один из самых распространенных механизмов детского научения поло определенного поведения получает закрепление и уточнение в общении и деятельности со сверстниками. Дошкольники подкрепляют друг в друга адекватную для пола поведение, а неадекватные полоролевые представления и ориентация в кругу ровесников исчезают быстрее, чем при других обстоятельствах. Мальчики чувствительнее девочек до социального давления к социальному давлению со стороны сверстников при несвойственной для их пола поведении.