Методические рекомендации к неделе безопасности ребенка

Переход дошкольного образования к личностно-ориентированной модели требует переосмысления содержания, критериев оценки эффективности образовательной деятельности, ориентации педагога на определение приоритета воспитания в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Эти изменения отражены в принципиально новом документе дошкольного образования - базовом компоненте, который, наряду с другими задачами, имеет целью обеспечение достаточного уровня психофизического развития и необходимой компетенции ребенка для безопасного пребывания в окружающей среде.

В соответствии с требованиями директивы начальника Гражданской обороны премьер - министра Украины от 10 злотого 2000 г. № 2-дсп и указаний Министерства образования и науки Украины от 21 октября 2000 № 1/9 - по подготовке участников учебно-воспитательного процесса к защите и действий в условиях чрезвычайных ситуаций, с целью улучшения качества организационной практической и учебно - воспитательной работы в дошкольных учреждениях Украины по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, начато проведение ежегодно в мае "Недели безопасности ребенка ", что имеет целью:
- улучшение качества работы с детьми в дошкольных учреждениях с вопросов личной безопасности и защиты жизни в чрезвычайных ситуациях;          
работников дошкольных учреждений по вопросам защиты и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
- пропаганду лучшего педагогического опыта по проблемам воспитания и организации мероприятий по предотвращению и реагированию на чрезвычайные ситуации.

Подготовка и проведение "Недели безопасности ребенка" осуществляется областными и районными (городскими) органами управления образованием по участием представителей управлений по вопросам чрезвычайных ситуаций, служб пожарной охраны, санитарно-эпидемиологической и охраны труда.
Районные (городские) органы управления образованием на. местах изучают работу дошкольных учреждений по организации учебно-воспитательной работы с личной безопасности и защиты жизни в чрезвычайных ситуациях, оценивают общее состояние по обеспечению безопасности жизнедеятельности в дошкольных учреждениях, принимают меры по устранению выявленных недостатков, пропагандируют и внедряют лучший педагогический опыт.
По итогам работы районные (городские) органы управления образованием
определяют и награждают победителя среди дошкольных учреждений, подают в областное управление образования обобщенные материалы о лучший коллективный и индивидуальный педагогический опыт

Работы с детьми по вопросам личной безопасности и защиты жизни в чрезвычайных ситуациях.

Педагогические коллективы, которые показали лучшее состояние организационной и учебно-воспитательной работы с детьми, участвуют в подготовке и проведении районных (городских) представительных выступлений встреч для руководящего и педагогического состава дошкольных учебных заведений.

Критерии оценки "Недели безопасности ребенка"
1. Состояние организации воспитания и обучения детей по вопросам личной безопасности и защиты жизни и здоровья в чрезвычайных ситуациях.
1.1. Планирование   и   проведение    учебно-воспитательной работы   с
стереотипов поведения во время чрезвычайных ситуаций. Формирование
и их отработки.                 
1.2. Ознакомление дошкольников во время экскурсий, прогулок,
игр, развлечений и других воспитательных моментов с причинами чрезвычайных
ситуаций с целью осознания детьми ценности своей жизни и здоровья, гуманного отношения их к людям, попавшим в беду.
1.3.Обеспечение детей в группах игровым материалом (тематические игры и игрушки, атрибуты для творческих игр с элементами безопасной поведения и т.д.), которые позволили отработать стереотипы поведения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций.
1.4.Проведення мероприятий пропагандистского характера по вопросам чрезвычайных ситуаций и защиты от последствий. Пропаганда среди родителей и привлечения к мероприятиям по защите жизни и здоровья детей во время чрезвычайных ситуаций.
1.5. Оснащение     пособиями,    учебно-методическими материалами, использование территории дошкольных учреждений с целью закрепления навыков поведения у детей в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций.

Обучение педагогического и вспомогательного персонала дошкольного учреждения с           основ безопасности жизнедеятельности.

                
2.2.   Организация   обучения в группах работников дошкольного
учреждения и оценка уровня их знаний и умений в объеме курса "Основы безопасности
жизнедеятельности "для педагогических кадров образования.
3.Степень внедрение комплекса специальных мероприятий по реагированию на чрезвычайные ситуации.
3.1.Розробка инструкций, функциональных обязанностей должностных лиц по безопасности в чрезвычайных ситуациях и потенциальной опасности от прилегающих объектов экономики. Проведение периодических тренировок исполнителей.
3.2.Створення надлежащих условий по гражданской защите детей и персонала дошкольного учреждения:
- состояние защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытия), а в случае их отсутствия - объемы работ по дооборудованию подвальных и дошкольных зданий на случай чрезвычайных ситуаций;
- получение средств индивидуальной защиты с персонала и детей и специальной обработки сооружений;                        
- расчет на организованное наведения детей и работников в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного пребывания, выписок из плана эвакуации района;              
- дошкольное учреждение к оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.            
- условия для жизни и здоровья по предотвращению возникновения и
распространения инфекционных болезней.

5. Выполнение комплекса организационно-технических мероприятий по
предотвращению пожара и созданных условий для его тушения.

При планировании в дошкольном учреждении мероприятий по вопросам подготовки и проведения "Недели безопасности ребенка" следует четко определить время и место их проведения для каждой из возрастных групп и определить ответственных. Особое внимание обращается на выполнение требований техники безопасности для всех участников "Недели безопасности ребенка" во время практического отработки мероприятий.
Дальнейшая разработка и реализация планов подготовки и проведения "Недели безопасности ребенка" не носит строго регламентированного характера, а зависит от местных условий, традиций, естественно техногенных особенностей территорий и степени педагогической работы дошкольного учреждения, профессионального опыта, творческих способностей воспитателей и подготовленности детей.

В общую часть плана недели безопасности, как правило, включаются:
- торжественное открытие;
- открытые занятия, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты для детей;  
-  обзоры, конкурсы на лучшую наглядную агитацию;
-  просмотр театрализованных представлений;
-  проведение мероприятий пропагандистского характера;
защиты детей и персонала, поддержания санитарных условий и пожарной безопасности, организация итогов "Недели безопасности ребенка".                   

Подготовленный вариант общего плана рассматривается и уточняется на педагогическом совете дошкольного учреждения.

Важное значение в этот период имеет работа с родителями. Вместе с ними обсуждается подготовленный общий план проведения, выслушиваются их советы. Родители приглашаются к участию в подготовке и проведении мероприятий "Недели безопасности ребенка".
Окончательный вариант общего плана проведения «Недели безопасности ребенка » в дошкольном учреждении подается на согласование в местные органы управления образованием.
На основании общего плана дошкольного учреждения воспитатели составляют календарные планы учебно-воспитательной работы с детьми с определением необходимых условий и средств, используемых форм и методов проведения мероприятий.
Особое внимание при планировании и проведении мероприятий уделяется рациональной организации двигательной активности дошкольников через игры и занятия, составляющие уровне физического и эмоционального нагрузки.
Программно-методическое обеспечение минимально достаточного и необходимого уровня знаний и умений детей по вопросам личной безопасности и защиты жизни в чрезвычайных ситуациях представлены в Украине экспериментальное испытанными программами "Охрана жизни и здоровья детей, нормы поведения в чрезвычайных ситуациях "и" Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, "разработанные управлениями образования и по вопросам чрезвычайных ситуаций в соответствии Сумской и Ровенской областных государственных администраций.

Программы предусматривают за необходимость развитие сознательного понимания ценностей собственной жизни и здоровья уже в дошкольном возрасте и обеспечивают преемственность между дошкольным образованием и начальной звеном общеобразовательной подготовки по основам безопасности жизнедеятельности.
В течение учебного года педагогические работники дошкольных учреждений имеют использовать в своей работе интегрированный комплекс занятий по одной из экспериментальных (новаторских) программ, а также методических рекомендаций к ним.
"Неделя безопасности ребенка" в дошкольном учреждении начинается торжественным собранием воспитателей, детей с приглашением представителей государственных служб помощи в кризисных ситуациях, средств массовой информации, спонсоров и т.п..
Во время проведения "Недели безопасности ребенка" традиционные учебные занятия обогащаются сюжетно-правовым содержанием (групповые игры, выполнение упражнений общего, игры драматизации с музыкальным сопровождением и т.д.).
Во время проведения "Недели безопасности ребенка" традиционные учебные занятия обогащаются сюжетно-правовым содержанием (групповые игры, выполнение упражнений общего, игры драматизации с музыкальным сопровождением и т.д.).
Наряду с сюжетно-ролевыми играми, где дети учатся ориентироваться в мире природы, техники, людей, значительное место при проведении занимают дидактические игры, позволяющие более направлено управлять поведением детей. Игровой характер таких занятий обеспечивается введением элементов сюжета, яркостью и привлекательностью материалов, постановкой задач.
Воспитатели учат детей находить истину путем приглашения их к обсуждению и направленными вопросами подводят к ответу.
Большой интерес вызывает у детей взаимное посещение в группах занятий, викторин, соревнований, выступлений самодеятельных артистов, выставок детских работ.
Педагог с помощью верного подбора методов и приемов руководит детской деятельностью, углубляет положительные взаимоотношения детей, развивает чуткость, милосердие, гуманное отношение к человеку, обогащает эмоциональные впечатления во время отработки стереотипов поведения в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Несколько слов о психологической готовности детей воспринимать учебный материал об опасностях и практической отработки действий.
Практика показала, что экстремальная поведение людей в большинстве определяется физиологическое нормальным явлением ужаса. Он способствует экстренной мобилизации физического и психического напряжения, что необходимо для самосохранения. А при планировании занятий с детьми воспитателям следует дополнительно учитывать "возрастные" ужасы, которые присущие дошкольникам и базируются на высокой эмоциональности, малом опыта жизни и большом представлении.
Осторожная коррекция эмоциональной готовности ребенка к реакции ужаса происходит при условии активного обогащения знаний ребенка о предметах, явлениях природы, мира людей и их взаимоотношений, формирование привычки к ситуациям, в которых они могут возникнуть.

Когда ситуация не таит в себе элементов неожиданности, тогда непонятным и тем пугающих явлений у ребенка становится меньше.
Кроме мероприятий организуемых непосредственно воспитателем, под время "Недели безопасности ребенка" обязательно создаются условия для самостоятельных форм детской деятельности.
В конце "Недели безопасности ребенка" целесообразно в группах провести с детьми беседу, выяснить, что понравилось и запомнилось детям. Это поможет сделать оценку проведенной воспитателем работы.

По завершению отработки мер общего плана по подготовке и проведению "Недели безопасности ребенка" в дошкольном учреждении отмечаются дети, которые стали победителями в играх, соревнованиях, выставках рисунков и т.д..
Руководитель учреждения готовит информационный материал для представления в районные, городские органы управления образованием и составляет приказ итогам проведенных мероприятий.