Место игры в дошкольном воспитании

Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя игры в дошкольном учреждении, педагог учитывает их специфику и общие закономерности развития детей. Такое развитие происходит только в том случае, если ребенок сам активно включается в различные виды деятельности: предметной, игровой, учебной, трудовой. Каждому возрастному периоду соответствует доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.

При переходе от раннего детства к дошкольному возрасту изменяется ведущий вид деятельности. За этот период жизни дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире вещей, окружающих их, усваивают основные способы действий с предметами быта, игрушками, есть овладевают предметной деятельностью. В этот период ребенок приобретает специфические человеческих качеств: усваивает ходьбу, основы разговорной речи, предметные действия, у него формируется личное отношение к миру людей, предметов, к природным явлениям.

Только ребенок, который умеет общаться со взрослыми и активно выделяет значимые особенности предметов, способна перейти к игре. Игра механически изменяет предметную деятельность. Она постепенно формируется взрослыми согласно обогащения жизненного опыта детей.

Дошкольный возраст отличается большими возможностями для того, чтобы игра стала их ведущей деятельностью. Однако она определять психическое развитие и или активно влиять на всестороннее развитие ребенка - зависит от взрослых.

Игра используется как средство воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяет ее для воспитания детей разного возраста. В одних играх на первый план выступают задачи умственного воспитания, в других - физического, художественного. Так народ передавал свои традиционные формы развлечений и отдыха.

В современной педагогике выделяют различные виды игр, которые дают детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, музыкальные, игры-забавы. В них игровые действия предусмотренные правилами игры, игрушками, игровыми атрибутами.

Во многих играх - играх-драматизациях, сюжетно-музыкальных, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых - содержание обучения будто вплетается в игровой сюжет. Он известен и близок детям с их жизненного опыта. Предложенный игровой сюжет (тема, этапы) предусматривает такое поведение детей, которая обеспечивает усвоение новых знаний, умений, моральных правил. Дети, решая игровые задачи, незаметно для себя овладевают заложенным в них учебным материалом.

Особый характер имеет игра, которую дети придумывают сами, воспроизводя в ней близкое и интересное (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения между людьми, их отдых, развлечения). В таких играх тема, содержание, последовательность действий не заданы взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей. Такие игры называют творческими, сюжетно-ролевыми. Здесь основной сюжет определяется игроками, нет заданной программы поведения и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и ее осмысления выступают на первый план. В основу творческих игр положено коллективную деятельность, игровое сотрудничество, общение и совместное решение задач.

Сюжетная игра - игра самостоятельная. Она не может не учитывать жизненного опыта детей или функционировать в готовом виде как игра учебная.

Творческая игра имеет свои законы развития, поскольку в определенном возрасте у ребенка свое понимание мира, свои возможности его отражение в игре. Способы воспроизведения реальной действительности в игре (игровые умения, использование игрушек, ролевых форм поведения) передаются старшими в совместных играх с детьми. Постепенное усложнение способов отображения действительности переводит игру от внешних предметно-игровых действий в план внутренний, языковой, мнимый. Первые сюжетные игры имеют большое значение для всестороннего воспитания детей с раннего возраста.

В связи с заменой отдельных предметов и действий в игре появляется потребность оперирования образами, способствует развитию наглядно-образного мышления и речи. Дети в игре учатся переносить действия из одних условий в другие, моделировать свои знания, освоенные в повседневной жизни, почерпнутые из книг и других источников информации. Они начинают оживлять неживую природу, вносят элементы нового (придумывают имена, создают строительные конструкции). Так развивается воображение, мышление, творческие способности, речи детей, их развитие в игре, переход на более высокий уровень - результат поэтапного формирования игры как вида деятельности.

Одной из главных задач воспитателя является своевременное формирование у детей умения действовать па первых этапах игры. Без этого невозможен переход на более высокий уровень развития, к новому этапу игровой деятельности - сюжетно-ролевой игры.

Важным в игре есть умственное развитие ребенка. Он неотделим от эстетического, физического, он позволяет ребенку лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающей среде. Хорошая игра является залогом хорошего настроения, крепкого здоровья.

В сюжетной игре дети учатся обобщать, обращаться с просьбой, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу.

В играх воспитывается интерес не только к действиям, но и к личности сверстника. В индивидуальных и в первых совместных играх дети передают, закрепляют и углубляют свой социальный опыт, который отражает общения известных им людей, сказочных персонажей.В играх дети проявляют свое отношение к действительности, дают первые морально-эмоциональные оценки и характеристики (лиса - хитрая, волк - злой, Дед Мороз - добрый).

Содержание сюжета имеет морально-воспитательное значение. Примером такого сюжета могут быть народные сказки и детские книжки. В них всегда побеждают добро, разум, смелость. Они интересны детям и являются моральными стандартами.

В организации предметно-игровой среды следует проявлять эстетическую культуру. Подбирая игрушки, располагая их в групповой комнате, на участке, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Пример воспитателя, его эмоциональная оценка красивого особенно необходимы детям младшего возраста. Нужно уметь совместно с детьми порадоваться и хорошей игрушке, и убранным вещам, и поведении товарища, который играет, быстрому преодолению недостатков, устранению некрасивого. Уместна элементарная похвала.

Самостоятельная сюжетная игра дошкольников способствует их физическому развитию. В таких играх ребенок свободен в выборе позы, действий и движений, она бы сама регулирует физическую нагрузку.

Непосредственная активность ребенка в игре, удовлетворения потребностей в движениях является предпосылкой предотвращения переутомлении, основой для создания в ней бодрого жизнерадостного настроения. Влияние игры на физическое воспитание зависит от умения воспитателя организовать предметно-игровая среда.

Таким образом, игра при правильном обращении решает задачи умственного, нравственного, физического, эстетического развития дошкольника, начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются качества, потребуются ей в учебной деятельности, труде, общении с другими детьми.

Для того, чтобы игра последовательно переходила на высшие этапы развития, следует управлять ею. Воспитатель должен знать особенности организации игры в определенном коллективе, что требует большого художественного таланта, профессионального мастерства и любви к детям, основанная па знании педагогики игры.


Игра и этапы ее развития

Игра, по определению исследователей, выступает ведущим видом деятельности дошкольника, определяющим его дальнейшее психическое развитие. Для игры характерна воображаемая ситуация, благодаря которой ребенок учится думать о реальных вещах и действия. Невыполнимые в определенный момент желания могут быть реализованы в игре, отмечал Л.Выготский.

Основой для детской игры есть реальная жизнь. Игровые действия характеризуются осознанной целью, на которую они направлены. Действия, совершаемые определенным образом, определяются не только целью, но и реальными предметными условиями (наличием игрушек, предметов).Эмоциональный и интеллектуальный опыт ребенка, знание назначению предметов, их функциями, особенностями поведения не только людей, но и животных отражаются в игре. Впоследствии это становится мотивом игры, поскольку для ребенка имеет смысл то, что она поняла, почувствовала, пережила.

В игре реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые заинтересовали ребенка. Развитие игры обусловлен развитием игровых действий.

Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры, которому присущи два этапа: ознакомительный и воспроизводственный.

На первом, ознакомительном этапе предметно-игровой деятельности, действия с игрушками является манипулятивными. Ребенок действует с ними так, как позволяют еще неумелые ее руки. Мотив игры определяется предметом - игрушкой. Впоследствии ребенок сам или с помощью взрослого находит в игрушке отдельные качества, усваивает способы действий, обусловленные физическими свойствами, качествами предмета и т.д..

Постепенно дети начинают отражать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение предметов. Отражательные предметно-игровые действия присущи детям от 5-6 до 12-18 месяцев.

Сюжетно-отражательный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможности для перехода к сюжетно-ролевой игры. Они начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех людей, которые осуществляли эти действия в жизни: появляется «роль в действии».

Игровые действия в сюжетно-видображуваальний и сюжетно-ролевой игре приобретают значительные изменения. Сначала действия с сюжетно-образными игрушками подобные реальных, практических действий с предметами.

Постепенно они становятся более обобщенными, превращаясь в условные.

Высший этап развития игры дошкольников - ролевая игра. Дети, общаясь между собой, начинают отражать, моделировать знакомые им трудовые и общественные отношения. Совершенствование сюжетной игры способствует развитию ее коллективных форм. Большое значение имеют индивидуальные игры режиссерского типа. Содержание их постепенно усложняется: от отражения действий людей с предметами к отображению их отношений.

С появлением ролевой игры предыдущие этапы не исчезают бесследно. Дети продолжают в самостоятельной деятельности познавать и физические свойства и назначение новых для них предметов. Ускорение смены этапов игры на сложные недопустимо, как и длительная остановка на одном этапе, поскольку это замедляет общее психическое развитие ребенка.

Как отмечалось, игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Развиваясь, она поднимает ребенка к новому уровню осознания мира предметов и мира человеческих отношений.

Главное в игровом задании - мнимая цель, понятна и близка ребенку с опорой на ее личное развитие. Игровое задание определяется содержанием жизненной ситуации, которую ребенок отражает в игре. Игровые задания могут быть разными: подлить, накормить, построить ...

Способы решения игровых задач также имеют свою логику. Сначала дети овладевают предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками. Условия для игры готовит взрослый. Впоследствии дети переходят к игровым действиям с воображаемыми предметами. Первые такие действия имеют развернутый характер, конфигурации пальцев рук основном передают форму и размер воображаемого предмета.

Воспитателю следует учитывать, что игра по своей природе требует от ребенка: во-первых, активности, инициативности в действиях с предметами и отношениях с социальной средой, во-вторых, обобщение опыта деятельности, в-третьих, самостоятельности в решении игровых задач.

Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются благодаря изменению игровой среды и активному общению. Игровые проблемные ситуации ставят детей перед необходимостью пользоваться ранее приобретенными впечатлениями и побуждают их к поиску новых знаний.

Своевременная смена игровой среды, подбор различного по тематике игрового материала позволяют дошкольнику восстановить в памяти впечатления, побуждающие его к самостоятельной игре.

Разнообразное предметно-игровая среда имеет возможность подвести детей к следующему, более сложному этапу игры.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморозвивальною.

Содержание руководства всеми компонентами игры направлен на постепенное усложнение способов решения игровых задач, на развитие сюжета, отношений детей (реальных и игровых), их самостоятельности в игре.