Математика для дошкольников на природе

Математика для дошкольников и задачи для дошкольников важная составляющая в их развитии. Природа - вечное средство воспитания эстетических чувств и первоисточник умственного развития у дошкольников. Математика должна научить видеть дошкольников, понимать и чувствовать красоту природы - значит открыть путь к обогащению детской личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. Математика в природе для дошкольников, непосредственный контакт детей с природой обостряет восприятие пробуждает воображение, творческую мысль, формирует заинтересованно-эмоциональное отношение к знаниям и к процессу их получения, наполняет радостными переживаниями детское сердце. Умственное развитие дошкольников среди природы имеет огромный воспитательный потенциал, пренебрегать которым не стоит. Математика для дошкольников с веселыми задачками поможет вам воспитать вашего ребенка умным.

Использование математических задач при нахождении детей на природе способствует установлению связей между числами, арифметическими действиями и окружающей средой. Такой подход помогает воспитателю наполнить математику содержанием, сформировать у детей дошкольного возраста первоначальные представления о целостной картине мира.
Предложенные математические задания можно использовать во время прогулок, экскурсий, уроков на  природе в старшей и подготовительной группах детского сада.

Математика для дошкольников в интересных задачах.

ЦВЕТ В ПРИРОДЕ

Задача по математике для дошкольников."Чудо-краски"
Подумайте, где в природе можно сразу увидеть все цвета?

Загадка по математике для дошкольников:  
Через минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Смог все краски объединить.
Попробуй краски те назвать.
(Радуга)

Математика для дошкольников предполагает назвать и посчитать все цвета радуги. Сколько их? (7). 

Задача по математике для дошкольников "Отыщи по цвету"
Посмотрите вокруг и найдите два цветка, в которых есть белый цвет. Отыщите двух птиц, с которыми сочетается красный. А что в природе любит желтый цвет? Перечислите. Отыщите три растения (птицы, животные, насекомые), к которым прикоснулся своим кисточкой синий (зеленый, серый, оранжевый) цвет. 
Стихотворение  в помощь.
Зеленые листья, травы. На кувшинке
Зеленая лягушка в зеленом платье.
Красные вишни, яблоки красные,
Красный цветок на моей ладони.
Желтые груши, лимонад, рубашка.
И цыплята желтые у наседки.
И. Сечевиков

Не удивляйтесь ничуть,
Что у берез молодых
Целое лето чистые ножки,
Белые, белые, как снег.
Это потому, что в хороводе.
Когда мы спим все.
По траве березки ходят -
Моют ноги в росе.

П. РЕБРО

Математика для дошкольников в природе интересна своими задачами. Найдите и посчитайте различные оттенки красного цвета.
А теперь послушайте стихотворение и посчитайте все растения июня красного цвета, упомянутые в нем (загните соответствующее число пальчиков).
На опушке тишина, покой,
стынет поприще черноглазок,
Пламенеет боярышник.
Тускло тлеет шиповник,
краснеет рябина,
И гордится калина
будто маков цвет.
В. СКОМАРОВСКИЙ

Задача по математике для дошкольников “Склады осенний букет”
Полюбуйтесь красотой осенних листьев и заключите точно в трехцветный букет. Вам поможет такой стишок:
В букет осенний листья мы составляли,
Цветное листочки мы посчитали:
Взяли три красных, потом три желтых,
Чуть нашли еще три зелененьких.
Чудо цветное В руках держит.
А листья шепчут: «Осень ходит рощей».
Посчитайте , из скольких листочков составлен букет в этом стишке для математики (9).

Разнообразие форм в природе и задачи по математике для дошкольников

Задача по математике для дошкольников “Солнышко цветы”
Попробуйте найти в природе все, что имеет форму шара.

Огромные круглые глаза:
Светит одно днем,
Второе - в полночь.
(Солнце и Луна)
Полюбуйтесь цветением одуванчиков. На что они похожи? Дайте отгадать дошкольникам загадку.

 
Цветочек-щеточка,
Желтая шапочка,
Капелька солнышка,
Солнца дочь.
Солнце в облако
Беленькую скрывается,
Солнечная дочь
Пухом покрывается. (Одуванчик)
Б. Стельмах

А когда этот цветок становится похожей на воздушный шарик, рассыпается от легкого дуновения ветерка на десятки прозрачных зонтиков?
Попросите дошкольников вспомнить цветы круглой формы. (Астры, гвоздики, ноготки и др.). Задача по математике 2. На огороде и в саду различные формы я найду.  Лето и осень щедро одаривают нас овощами и фруктами. Назовите пять овощей округлой формы.

Капусту, морковь, огурцы.
Картофель, помидоры
Чеснок, лук, свекла -
Все завозим в кладовые.
Я. Бенза

А теперь вернемся к математике. Посчитайте все овощи, упомянутые в стихе. (8).
Какую форму, кроме шаровидной, имеют другие "жители" огорода? (Морковь - коническую, огурцы - цилиндрическую). Назовите самый большой овощ, который вы знаете.
Назовите пять фруктов шаровидной формы.

Выращивания сладких груш.
Хочешь есть - то почему?
Вот черешни, вишни тоже,
абрикосов сам сорвешь.
Сливы все без косточек,
крыжовник - глянь, - без колючек.
Еще без панциря орех
выращивания я для всех.
М. ПЕТРЕНКО

Математика для дошкольников на природе продолжается. Назовите самый маленький из фруктов, который вы видели. Посчитайте "жителей" бахчи:
На большом бахче
Краснеют баклажаны,
Против солнца греют спины
Желтобокие спелые дыни.
Ходят в гости к братьям -
К степенных арбузов.
По Стельмаха

Какую форму они имеют? (Шарообразную и цилиндрическую). Задача по математике для дошкольников” “Душистый цветочный пятиугольник”    Посмотрите вокруг и скажите, где растут пятиугольники?      Я фиолетовым цветом в барвинке, калине.    Я и в боярышнике, и в рябине,   Я в абрикосах, в вишне, в Грушах -      Есть пятиугольники в разных цветах.   Полюбуйтесь с дошкольниками красотой этих цветов. Посчитайте, сколько лепестков они имеют. Какая геометрическая форма образуется, если совместить вершины всех лепестков в цветке? (Пятиугольник).  Математика на природе забавна для детей.  Отыщите листья, похожие на пятиугольник. (Листья клена).

Задание для детей “Живая пирамидка”. 
Кто был наблюдательным весной, то мог увидеть настоящее чудо - живую пирамидку. Что это?

Три белых лепестка сомкнулись.
Вокруг еще снег, и не надо им шубки,
(подснежник)
Сколько лепестков имеет подснежник? (3). Посчитайте, сколько лепестков в двух (трех) подснежников?
Какое дерево цветет пирамидками? (Каштан)
Какое дерево имеет форму пирамиды? (Ель)
Чьи листья похожи на треугольник? (Липы, каллы, петушков)

Задача по математике для дошкольников “Зимний шестиугольник”
Присмотритесь к снегу и найдите шестиугольные цветочки.
Отгадайте загадку.
Вышли, посмотрели вокруг:
Белым покрыто лес и поле.
Заплаты черной нету.
Здравствуй, зимушка-зима!
Что-то щекочет нос и лицо.
Сел пушок на перчатку.
Шапки, шубки и пальто -
Будто выбелил их кто.
Подумай хорошенько ты,
Где здесь ответ найти?
Подскажу один секрет:
будто солнце, этот предмет.
Имеет шесть он лучей
Только белых, понял?
(Снежинка)

Математика для дошкольников зимой по своему забавна и задачи увлекательны.
Когда проводите урок математики для дошкольников на природе зимой присмотритесь к снежинке. Она имеет шесть лучей-близнецов, каждый из которых такой же формы, как его "братик" или "сестренка". Эти лучи образуют шестиугольник. Посчитайте, сколько снежинок село на перчатку:
На ладони зимой
Две снежинки упало.
Затем еще четыре,
Сколько всего стало? (6)

Задание для дошкольников ”Весна цветет - шестиугольники дарит”.
Не правда ли забавная математика? Подумайте, в каких весенних цветах любят прятаться шестиугольники? (Варианты ответов: в лилиях, нарциссах, цветках сон-травы). Весна убрала землю в цветы-бусинки ( это пара отлична, чтобы провести занятия и математика будет интересна не только дошкольникам но и взрослым). А лепестков хрупких в этих цветов - ровно шесть. Одна из ник, как голубая, небесная частица, Это милый, нежный цветок-весны первый гость. Вот подснежник голубой, его все очень любят, А еще тюльпан. колокольчик, нарцисс и сон-трава. Этих посланников весенних радостно ждут, Так с ними вся земля словно оживает.      Посмотрите на цветочек подснежника. Какую фигуру она вам напоминает? (Звездочку).     

Пофантазируйте, почему у подснежника шесть лепестков? Сделайте сказочку об этом замечательном весеннем госте наших лесов.

Математика для дошкольников и симметрия в природе

Задача по математике для дошкольников “Начни с себя”
Кроме формы, у природы есть еще одна тайна. Давайте найдем то, что природа, словно нарочно, удваивает. Попросите дошкольников начать с себя. Математика на природе так и шепчет, чтобы дети отгадали загадку:      Две матери по пять сыновей имеют. (Руки). Сложите ладони вместе так, чтобы совместились пальцы. Что вы заметили? (Ладони совместились, они одинаковые). Теперь посмотрите друг на друга. Отгадайте загадку.

Было два брата
и оба Кондрата
Через дорожку живут
И друг друга не видят.
(Глаза).

Математика может быть и на теле. Сколько у каждого из нас глаз, бровей, ушей? Как они расположены? (Проведите рукой воображаемую линию через середину лба и нос до середины подбородка убедитесь, что глаза, уши расположены по разные стороны лица).

Задача  для дошкольников “Каждый листочек - симметрии сынок”.
Поднимите с земли опавший листочек. Рассмотрите его. Вы заметите на нем жилки. Попробуйте перегнуть листик по центральной жилке. Сколько частиц получилось? Одинаковы ли они? Проверьте свои наблюдения на опавших листьях дуба, березы, липы. Найдите дерево, у которого листья состоят из много маленьких листочков.

Кто в платке Аленький
Стал в лесу между дубов?
Может, девочка маленькая
Собирать пришла грибов?
Нет, не девочка там стала, -
Рябина вырастает.
Ту платок вышивала
Щедрая осень золотая. Мария ПОЗНАНСКАЯ

Рассмотрите с дошкольниками листья рябины или акации. Посмотрите, как расположены маленькие листочки пластинки? (Возможный ответ: они вырастают по два из одного и того же места).

Задача по математике “Найди по описанию”

Найдите дерево по описанию:
Ствол желтый, как янтарь,
На ветвях висят шишки,
И колючие, и длинные, еще и по сторонам
На ее ветвях торчат иглы.
(Сосна)

Присмотритесь к сосновым хвоинок вот где интересная математика. Они расположены парами. Каждая такая хвоинки живет два-три года.

Трудовые задачи. Сделайте из хвоинок и пластилина и веточек, ежика, солнышко.       А еще рассмотрите кленовые семена - крылатки, которые также скреплены парами. Трудовые задачи. Сделайте из крылаток и пластилина диковинных птиц.      Рассмотрите внимательно вокруг, что еще состоит из двух одинаковых половинок?

Задача по математике для дошкольников ”Секреты насекомых”

Скажите, каких насекомых вы видите вокруг? (Бабочек, стрекоз, шмелей, ос и т.д.)

Прилетела бабочка
Среди ста радуг
засмеялась бабочка:
"Или это я - Веселик?
или какая-то радуга
Играет в игру? "
Т. Герасименко

Наклонитесь осторожно над цветком, рассмотрите насекомое. Какие у него крылышки? Сколько их? Расположены? Сколько усиков? Сколько лапок? Посчитайте бабочек в стихотворении вот вам и математика:

Три бабочки летают
на цветочки садятся.
Прилетела вот еще одна,
села на цветочек и она.
посчитаем быстрее всех -
Этих бабочек быстрых. (4).

Присмотритесь вместе с дошкольниками, на что похож бабочка, состав крылышек.
Назовите других насекомых, которые имеют одинаковые узоры на обоих крыльях. (Возможные ответы: жук-солдатик, у которого на спине интересный рисунок в виде пиджака с черной бахромой и двумя черными пуговицами; солнышко двумя или семью пятнышками на спине, расположенными симметрически).

Ритм в природе и математика для дошкольников младших групп

Задачи по математике “Послушай свой ??ритм”
Весь окружающий мир полон ритмом. С ним мы сталкиваемся повсюду, даже носим его в себе. Послушайте с дошкольниками, как бьется ваше сердце. (Тук-тук, тук-тук). Посмотрите, как вы дышите. (Вдох-выдох, вдох-выдох). Пройдите несколько шагов вперед. Как они звучат? (Туп-туп-туп-туп, равномерно или ритмично повторяются через равные промежутке времени). Математика в этой области не менее увлекательна.
Спойте песенку и воспроизведите аплодисментами ее ритм.

Задача по математике для дошкольников “Ритмичные сестрицы - веселые волшебницы”.
Подумайте, какие ритмы природы можно наблюдать ежедневно? Отгадайте загадку:

По небу  летит лебедка черная
Рассыпала чудо-зерна.
Черная белую позвала,
Белая зерна склевала.
(День и ночь).

Математика на природе заставит детей лучше думать. Подумайте, что приходит на смену дню? (Ночь). А что на смену ночи? (День),
Какие части суток вы знаете, и в какой последовательности они приходят к нам? (Утро, день, вечер, ночь).

Вот еще одна задача, где математика для дошкольников очень интересна. Подумайте, с которым ритмом мы встречаемся каждый год?
Есть четыре волшебницы
Всем известно, что сестрицы:
Первая придет - все зеленеет.
Вторая - колос в поле зреет,
А как третья приедет -
С деревьев листья облетают.
А четвертая придя,
Снег на землю упадет.
Так по очереди из года в год
Сестры ходят всю жизнь.
(Зима, весна, осень, лето)

Математика с временами года и сезонностью для детей. Сколько времен года вы знаете? (4). Назовите по порядку. Представьте себе, что было бы с растениями, животными, если бы зима, весна, осень и лето приходили к нам как им захочется? (Вспомните известную сказку С. Маршака "Двенадцать месяцев").

Игра для дошкольников "ВРЕМЕНА ГОДА"

В играх тоже может присутствовать математика как во всем другом. Воспитатель рисует два больших круга и делит каждый круг на четыре части, обозначая соответственно цифрами: 1 - зима, 2 - весна, 3 - лето, 4 - осень. Затем дети делятся на две команды. Воспитатель читает стихи, загадки о временах года, явления природы, растения типичные определенному времени года и т.д.. По сигналу дети должны стать в соответствующую четверть своего круга. Та команда, которая быстрее это сделает, получает один балл в виде листочка или каштана. По окончании игры дети подсчитывают баллы.

Задание по математике для дошкольников "Птицы и ритм"
Птичье царство тоже полно ритмов и здесь, конечно же, есть математика и есть, что посчитать. Прислушайтесь и скажите, каких птичек вы услышали?

ЮЛЯ И ЗОЗУЛЯ
Притихли тополя -
Кукует в роще кукушка. -
И раз, и два, и три -
Упорно считала Юля. А
потом просит: -
Ох! Не надо более куковать,
я только до трех
Умею считать!
П. РЕБРО

Так, не будем забывать, что у нас математика для дошкольников на природе. Что вы можете сказать о пении кукушки? Какое оно? (Ритмическое: ку-ку, ку-ку). Назовите еще ??птичек, пение которых вы считаете ритмичным, и воспроизведите голосом этот ритм (кар-кар, тех-тех т.д.

Попросите охарактеризовать дошкольников, как поют птицы? Возможно видели: журавли курлыкают грустно; голубка воркуют нежно, курица квохчет заботливо, сорока стрекочет, петух кукарекает вызывающе, ворона каркает зловеще, тревожно, дятел цокает в дерево упорно, утка крякает деловито; соловей поет мечтательно, звонкоголосая).

Может, кто-то попытается ритмично воспроизвести птичью песню?
С птицами связан еще один ритм - угадайте какой?
Потемнели кроны сосен
Тихо сеются дожди.
Обнажила теплая осень
И деревья, и короткие,
и теперь издали заметны
Гнезд вороньих шапки.
Исчезли птицы перелетные
Гуси, иволги, скворцы.
В СКОМАРОВСЬКИЫ
Вернулись скворцы -
оскидалы мы шапки
журавли: «курлы - курлы ... »-
Мы картузик сняли.
П.КОРОЛЬ

Итак, продолжим математику для дошкольников каждый раз с наступлением осени птицы улетают в теплые края, некоторые остаются зимовать, а некоторые прилетают к нам зимой.

Назовите четырех перелетных и четырех зимующих птиц. Вспомните, какие птицы прилетают к нам зимой (снегирей, свиристелей).

Задание по математике для дошкольников “Подкормите птиц”.
Зимой очень трудно птицам без корма. Поэтому они переселяются ближе к человеческим жилищам с надеждой на то, что люди о них позаботятся. Трудовые задачи в уроке математике: сделайте кормушку и повесьте ее на дереве. Не забывайте о том, что несколько крошек хлеба и зерна могут спасти птичку от голодной смерти.  Подсчитайте, сколько птичек пообедали у вашей кормушке? кормушки мы сделали, повесили посетили три синички. Три воробьи и лисичка Что-то не так? Ответь - Всем птицам счет дай.

Задание по математике для дошкольников “Природа в полосочку”   
Природа ритмично украсила цветами и растений, и животных, и насекомых. Поищите полосатый ритм в природе.