Лингводидактические проблемы развития речи детей дошкольного возраста

     В статье Изложены лингводидактические взгляды А.М.Богуш на проблемы развития речи детей дошкольного возраста. Особенно подчеркивается ее вклад в методику развития связной речи дошкольников.

       В контексте создания системы национального образования и воспитания особое значение имеет научно обоснованное решение проблемы обучения детей родному языку . Весомый вклад в решение этой проблемы делает своей подвижнической работой на ниве выдающийся ученый , педагог и психолог , основатель дошкольного лингводидактики в Украине , действительный член АПН Украины и Академии педагогических и социальных наук ( Москва) , заведующий педагогического сектора Южного научного центра АПН Украины , доктор педагогических наук , профессор Алла Михайловна Богуш.
       Алла Михайловна Богуш - первый и единственный " дошкольное " академик в Украине . На протяжении нескольких десятилетий она основательно исследует сложные вопросы речевого развития детей дошкольного возраста .
       За долгие годы педагогической деятельности Алла Михайловна внесла весомый вклад в развитие украинского национального образования и педагогики . Ее научное наследие и педагогические идеи имеют большое значение для современного национального окружающей среды.
Экспериментальные исследования по дошкольному области лингводидактики в Украине были начаты под руководством Аллы Михайловны Богуш при Южноукраинскому ( Одесском ) государственном университете им . Ушинского . Здесь она создала свою научную школу , сплотив вокруг себя единомышленников и учеников . Было проведено и сейчас проводятся исследования , посвященные освещению различных проблем развития речи дошкольников .
       Краеугольными строками лингводидактичних основ академика А.М.Богуш является принцип национальной направленности речевого развития ребенка и обучения ее родного языка , который тесно переплетается с принципом учета возрастных особенностей ребенка. По ее мнению , с помощью народной дидактики мы можем легко привить ребенку любовь к родному слову , которое "сопровождает действия , создает у ребенка положительный эмоциональный настрой , стимулирует малыша к активной деятельности , учит детей непринужденно , одновременно словарь ребенка обогащается образными выражениями родного языка" [ 6 , С.12 ] .
        А.М.Богуш замечает , что " звуковая сторона слова - это материальный субстрат языка , ее чувственная основа , " естественная материя " . Слово и предложение как основные единицы языка физически воспроизводимые и воспринимаемые . Иначе речь не смогла бы быть средством общения : говорящий , не смог бы оформить свою мысль , а тот, кто слушает , без звуков речи не смог бы ее воспринимать и понимать " [ 2 , С.10 ] .
       Так , Алла Михайловна отмечает необходимость развивать у детей лингвистическое отношение к языку , речи как особой деятельности . В исследованиях ведущего научного выделяется структура учебно - речевой деятельности, впитывает в себя различные виды говорения и слушания. Автор вводит в лингводидактичний оборот понятие : " учебно - речевая деятельность " , под которой понимает "организован , целенаправленный процесс использования языка в целях передачи и усвоения общественно - исторического опыта , овладения общественными способами действий в сфере научных понятий , установления коммуникации и планирования своих действий" [ 2 , С.41 ] . Ученый отмечает , что обучение речи является одной из форм организации деятельности , это специфическая деятельность , поскольку протекает на речевом уровне в ходе организованных учебных или в конкретных ситуациях повседневного общения вне занятий . Т.е. выступает как учебно - речевая деятельность .
       Обучение языку и развитие речи детей не сводятся только к речевой деятельности , поскольку язык и речь обслуживают все виды деятельности , по мнению А.М.Богуш , уместно говорить о взаимосвязи всех видов деятельности в речевом общении . Такая Интеракционная деятельность обязательно предполагает наличие определенных знаний , умений и навыков, является одной из базисных характеристик личности , ее компетентности .
В основе работы по развитию речи и обучения родному языку , по мнению Аллы Михайловны , лежит полифункциональность языка и речи . Автор четко определяет основные функции языка , раскрывает их содержание и связанные с полифункциональность языка принципы развития речи детей . А.М.Богуш раскрывает термин " компетентность " . Компетентность , по мнению ученого , это комплексная характеристика личности, вбирает в себя результаты предшествующего психического развития: знания, умения , навыки , креативность , инициативность , самостоятельность , самооценка , самоконтроль . Ведущий ученый нашего времени отмечает , что компетентность возрастные характеристики , которые рассматриваются как ориентированные показатели развития личности на каждом возрастном этапе , базисные характеристики компетенций того или иного вида деятельности .
       С точки зрения А.М.Богуш , в речевой деятельности следует различать языковую и речевую компетенции . Языковая компетенция - это усвоение и осознание языковых норм , сложившихся исторически в фонетике , лексике , грамматике , орфоэпии , семантике , стилистике и адекватное их применение в любой человеческой деятельности в процессе использования определенного языка . Речевая компетенция - это умение адекватно и уместно практически пользоваться языком в конкретных ситуациях , использовать для этого как языковые , так и внеязыковые (мимика , жест ) и интонационные средства выразительности речи . В речевой компетенции автор выделяет лексическую , фонетическую , грамматическую , диамонологичну и коммуникативную компетенции . В понятие " диамонологична компетенция " А.М.Богуш вкладывает следующее содержание: "понимание связного текста , умение отвечать на вопросы и обращаться с вопросами , поддерживать и начинать разговор , вести диалог , составлять различные виды рассказов " [ 1 , С.102 ] .
       Процесс обучения украинского языка предполагает овладение детьми речевой компетенции на ее базисном уровне в соответствии с возрастного периода . Во речевой компетенцией ученый понимает " умение адекватно и уместно пользоваться языком на практике в конкретных ситуациях ( выражать свои мысли , желания, намерения , просьба и т.п.) , использовать для этого как языковые , так и внеязыковые (мимика , жесты , движения ) и интонационные средства выразительности [ 1 , С.145 ] . За дошкольного возраста овладения речевой компетенцией происходит практически в процессе речевого общения .
       А.Богуш считает , что общение состоит из двух процессов: передачи сообщения (говорение , продуцирования ) и его восприятие (слушание , рецепции ) [1 ] . Автор определяет основные организационные формы , на базе которых осуществляется общение :
1 ) установление отношений;
2 ) опрос ;
3) планирование и кодирования совместной деятельности ;
4 ) осуждение или одобрение ;
5 ) обдумывания результатов деятельности ;
6 ) дискуссия.
       С точки зрения ученого , выделение свободного общения как особого вида деятельности может быть признано целесообразным. Поскольку оно играет самостоятельную , творческую роль в формировании любой формы речи . Учитывая , что речевая деятельность является основой общения и в полной мере воплощает его специфику , автор считает возможным использовать по речевого общения дошкольников термин " коммуникативно - речевая деятельность детей дошкольного возраста " .
       Во коммуникативно - речевой деятельностью детей дошкольного возраста А.М.Богуш понимает комплексное применение языковых и неязыковых средств с целью коммуникации , общения в конкретных социально -бытовых ( игровых , речевых ) ситуациях умение адекватно и уместно пользоваться языком ( выражать свои намерения, желания , мысли , просьбы ) умение ориентироваться в ситуации общения , его инициативность [ 1] .
Взаимосвязь игровой коммуникативно - речевой деятельности прослеживается автором в проявлениях детской речевой активности в играх и, в частности , дидактических , используемых в учебных целях .
       Выделив игру как вид деятельности, занимает важнейшее место в развитии детей дошкольного возраста , автор отмечает , что игра ребенка - это не только упоминание о пережитом , но и творческая переработка пережитых впечатлений , комбинирование их и отражение в речевом плане.
Игровая деятельность , как отмечает автор , позволяет создать жизненные ситуации , которые стимулируют речевую активность детей , речевое общение и способствуют языковой и лингвистическом развитии детей.
       Ведущий ученый нашего времени отмечает , что одновременно нельзя преувеличивать влияние игровой деятельности на развитие речи детей , сама по себе игра не может спонтанно развивать и совершенствовать речи ребенка . Поскольку воображаемая игровая ситуация позволяет ребенку отходить от четко определенных литературных норм произношения , она возвращает ребенка к " житейских " , привычных норм общения в быту , в условиях семьи , к диалектическому речи , в местные говоров или возрастных речевых ошибок , которые образовали динамические неправильные языковые стереотипы.
       Именно поэтому , как отмечает ученый , ребенка сначала нужно научить правильной речи в учебно - речевой и речевой деятельности , выработать прочные навыки и привычки правильной речи , а уже потом можно закреплять и активизировать речи в игровой деятельности детей.
      Значительный вклад в методику развития связной речи детей дошкольного возраста сделала своими исследованиями А.М.Богуш . Ученый рассматривает связную речь как организованную по законам логики , грамматики и композиции единство , что тему , выполняет определенные функции (чаще коммуникативную ) , обладает относительной самостоятельностью и завершенность , расчленяется на более или менее значимые структурные компоненты . Среди качеств связной речи нормативным , по мнению ученого , является вещание точное , логическое , краткое , выразительное , образное и эмоциональное. Педагог- ученый неоднократно подчеркивает , что связную речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей , которые переданы точными словами в правильно построенных предложениях .
      Связную речь состоит из двух видов - диалогической и монологической . Как отмечает А.М.Богуш , диалог - форма устной речи , разговор между двумя собеседниками , состоящий из вопросов и ответов . Диалог - это коммуникативный акт , в котором имеет место изменение ролей говорящего и слушающего . Он происходит в определенной ситуации общения и является ее продуктом . Ситуация общения включает в себя обстановку , в которой протекает разговор , отношения между говорящими , речевое побуждения ( реплику ) , процесс диалогизування [ 2 , С.117 ] .
       Диалогическая речь - наиболее простая форма устной речи : оно поддерживается собеседниками. Ситуативное и эмоциональное , так говорящие используют различные средства выразительности ( мимику , жесты , интонацию и др.). ... Эта речь наиболее простое по синтаксису : оно состоит из вопросов и ответов , реплик , коротких сообщений , незаконченных предложений [ 3 , С.46 ] .
       Диалогическая речь является первичной формой речи детей на этапе дошкольного детства. Же время, как показал анализ научных исследований , дети недостаточно владеют диалогической речью . Эффективным методом погружения детей в процесс диалогизування , как отмечает автор , выступает игра.
       По А.М.Богуш , " монологическая речь - это смысловое , развернутое высказывание , что обеспечивает общение и взаимопонимание людей . Монолог - это речь одного человека , сообщение о каких-то фактах действительности »[2 , с.184 ] .
       Автор замечает , что монологическая речь развивается в процессе овладения детьми различными типами и видами монолога . У детей дошкольного возраста имеются все типы речи: повествование , описание , рассуждение и объяснение. Одновременно ученый отмечает , что наиболее развитыми типами речи рассказ и описание , а такие типы , как рассуждения и объяснения , требуют обучения , поскольку на этапе дошкольного детства они только зарождаются . Алла Михайловна ввела в обращение учебно - воспитательного процесса дошкольных учреждений упорядоченную систему обучения разновидностям монологической речи .
       Ученый доказывает решающую роль дидактических игр , словесных упражнений в качестве стимулирующего средства развития связной речи дошкольников . По А.М.Богуш , методика проведения таких игр заключается в совершенной подготовке работы над содержанием и речевым оформлением связного высказывания . Задания выполняются во время игры или игровой ситуации , в ходе которой ребенок с интересом открывает для себя новые знания и способы действий . Автор замечает , что именно хорошо организованы занятия с использованием различного рода дидактических игр и упражнений создают благоприятную почву для решения поставленных педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста .
       Совершенно очевидно , что вопрос преемственности по развитию связной речи в дошкольном учреждении и начальной школе волнуют ученого. По определению А.М.Богуш , " преемственность - это высшая ступень развития , корни которого прочно проросли в предыдущем почве " [ 4 , С.11 ] . Автор рекомендует осуществлять преемственность по трем направлениям: в содержании обучения , в формах учебно - воспитательной работы и в методике обучения . Автор утверждает , что именно преемственность предотвращает кризисных явлений в психическом развитии личности . А стержневым и конечным результатом реформирования образования является обеспечение ее непрерывности .
       Преемственность , на взгляд Аллы Михайловны , это , во-первых , учета школой уровня знаний умений и навыков , с которыми ребенок пришел в школу , опора на них и дальнейшее развитие , во-вторых , лирический переход от учебно -игровой к учебной деятельности по всем ее компонентами , в том числе и оценочном . Автор отмечает , что процесс преемственности педагогических усилий дошкольного учреждения и начальной школы в целостном формировании общеучебных умений и навыков у детей еще не стал предметом внимания ученых.
       Итак , преемственность и преемственность , по мнению ученого , являются определяющими условиями непрерывного образования и одновременно условиями обеспечения комфортности личности на всех этапах ее развития и обучения , от дошкольного до высшей школы [ 5 , С.192 ] .
Автор считает , что содержание языковой подготовки детей к обучению в школе заключается в развитии речевой творческих способностей , в понимании речевой деятельности , а развитие связной речи - одна из основных задач современного дошкольного учреждения .
       А.М.Богуш делает вывод, что в образовательных учреждениях " Школа -детский сад" можно создать такие педагогические условия , которые обеспечили бы взаимосвязь дошкольного и школьного учебно - воспитательного процесса , в котором практически учитывалась бы специфика дошкольного и школьного периодов возрастного развития .