Компьютерные игры для развития детей

Одним из актуальных задач современной педагогики является воспитание личности, который умел бы легко решать различные противоречия

и получала удовольствие от своей жизнедеятельности, имела высокие моральные принципы. Итак, нужно подняться на новый уровень творчества в педагогике, который помогал бы воспитателю и ребенку находить выход из любой жизненной ситуации, побуждая каждого воспитанника к проявлению творческого потенциала в определенной деятельности.

Сейчас возник новый вид обучения - инновационный, в котором новые информационные технологии (HIT) с использованием компьютера определенным приоритетом и выполняют системообразующую и интегративную функции.

Зарубежные и отечественные ученые (Т.Бабакова, И.Васильев, Ю.Горвиц, Б.Хантер и др.). Отмечают, что использование компьютера в дошкольном возрасте возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Одновременно существуют альтернативные соображения. Рассмотрим их. Детские психологи и психиатры прогнозируют, что в XXI в.компьютеромания опередит наркоманией и токсикоманией. Они придерживаются мнения, что компьютер наносит вред интеллекта ребенка, поскольку в основу компьютерных игр положено моторные реакции, а не сознательную психическую деятельность. В компьютерных игроков, в отличие от тех, кто читает, рисует, лепит, моделирует из натуральных предметов и т.п., значительно хуже развиваются лобные части мозга, а именно они регулируют самоконтроль, совершенствуют память, способствуют накоплению знаний, то есть отвечают за интеллектуальный развитие.

Как утверждает психолог С.Чередниченко, даже суперсовременный компьютер, умеет разговаривать, рисовать и т.д., не в состоянии заменить ребенку обычную куклу, книгу, альбом и краски. А для развития ребенка очень важно, чтобы она могла коснуться натурального предмета, обнять его, прижаться к нему. При всем следует учитывать, что компьютер вредит физическому развитию ребенка, поскольку являются источником электромагнитных излучений. Дети, которые проводят за компьютером много времени, страдают головной болью, тошноту, отсутствие аппетита, депрессии. Это лишь внешние проявления. Одновременно происходят изменения в структуре мозга, эндокринной, кровеносной, иммунной системах.

Ученые доказали, что низкочастотное электромагнитное поле - причина многих заболеваний, в том числе и так называемой видеоигровой эпилепсии, рака молочной и предстательной желез. Сегодня медики основания говорят об эпидемии новой болезни - психологической зависимости от компьютера. Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к невропатии, которая отражается заперты от рождения и неуверенные в себе дети.

Для сохранения здоровья медики рекомендуют следовать формуле: возраст ребенка умножить на три, а сумму приравнять к минут продолжительности работы за компьютером. Итак, 15-летний подросток может работать за компьютером не более 45 мин.

Компьютеризация школьного образования в Украине уже имеет свою, хотя и короткую историю. Использование компьютеров в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений только начинается.

Практика показывает возможность проведения в детских садах компьютерных игр в специально оборудованном компьютерно-игровом комплексе, благодаря чему их можно сочетать с другими видами занятий.

Компьютерные игры и упражнения должны рассматривать как особое средство, стимулирующее творческую активность детей. Они интересны и доступны, а заложенные в них игровые задания содержат мотив и цель, а также способы и средства их решения. Работая за компьютером, ребенок имеет реальную возможность:

- Видеть на экране результат своей работы, а в случае необходимости вносить в композицию рисунка (если это изобразительная деятельность) или возобновлять процесс и динамику творчества;

- Самостоятельно управлять предложенной игрой и создавать собственную, что придает веры в свои возможности;

- Осуществлять контроль за последовательностью изображения, изменять его и в течение работы чувствовать себя свободно и раскованно.

Компьютерные игры не заменяют обычных, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями, побуждая детей к творчеству.

Активизацию детского творчества компьютерными средствами обеспечивают предварительное ознакомление дошкольников с определенной темой, формирование технических умений и навыков изображения построение занятий как тематических циклов по различным видам деятельности детей и т.д..

Использование компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы. Компьютеры в детском учреждении используются прежде всего как средство игры, как новая сложная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой она решает разнообразные игровые задания.

Научно-исследовательская группа Института психологии им. Костюка АПН Украины приложила немало усилий для создания компьютерных игр, направленных на развитие познавательных свойств ребенка. Была разработана серия игр-методик для детей разных возрастных групп (от старших дошкольников к ученикам средней школы), которые направлены на. развитие оперативной памяти, произвольного внимания, определения уровня притязания и т.п.. Проведенные эксперименты показали высокую эффективность предложенных игр-методик, воспитательные возможности компьютерных игр. Они:

- Позволяют детям лучше усваивать знания, стимулируют овладение новыми знаниями, проявляют пробелы в определенных видах коллективной работы, обеспечивающих достижение ими определенного уровня интеллектуального развития, который необходим для дальнейшей учебной деятельности;

- В процессе компьютерной «деятельности» у ребенка развиваются положительные эмоциональные реакции. Одновременно это способствует коррекции и развития психических процессов;

- Занятия с использованием компьютерных программ, развивающих игр стимулируют у детей интерес и стремление достичь поставленной цели.

Ситуации, в которые попадает ребенок во время компьютерной игры, воображаемые, но чувства, которые она переживает, - реальные. Итак, направляя содержание игры, привлекая к ее сюжету соответствующие роли, взрослый может программировать определенные познавательные и эмоционально-ценностные свойства детей.

В компьютерных играх дети вырабатывают умения и навыки:

- Получать информацию;

- Правильно анализировать и интерпретировать ее;

- Формулировать предположения, выводы;

- Строить эксперимент;

- Корректировать свои дальнейшие действия.

Этого можно достичь, если взрослые знакомы с проблемами, которые стоят перед ребенком, играет.

Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника педагогам и родителям нужно использовать на практике следующие рекомендации:

- Выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и наклонностей ребенка;

- Разрешать играть в игры с исследовательским содержанием, а не только развлекательным;

- Продолжительность игры выбирать в зависимости от возраста ребенка и характера игры;

- Не прерывать игру ребенка до завершения эпизода - она ??оставлять компьютер с осознанием успешно выполненной работы;

- Проводить игры, общие для взрослого и ребенка (адвентурни и ролевые);

- Учитывать систему управления игрой и требования по процессора, оперативной памяти, видеокарты (например, для авиастимуляторив желательно иметь джойстик или геймпад);

- У детей 5-8 лет с наглядно-образным мышлением основным способом взаимодействия с техникой есть средства игровой деятельности.


 Классификация компьютерных игр по жанрам. Понятие об информационной культуре

  1. Для того чтобы дети могли играть в компьютерные игры без негативных последствий, следует проконтролировать выбор жанров игры, содержание, систему руководства, настройку интерфейса и уровня сложности. Не следует заменять компьютерными играми другие занятия.

Американский педагог С.Пейперт - один из пионеров компьютеризации образования - разработал систему ЛОГО. Ее главный принцип - управление графическим объектом рисует изображения различных предметов. Используется самый набор команд, доступный пониманию дошкольника: вперед, назад, влево, вправо, по центру, очистить изображение.

Идеи С.Пейперта разрабатываются и модернизируются многими учеными (Ю.Горвиц, А.Горячов, Д.Зарецький, Б.Хантер и др.)..

Современные мультимедийные компьютеры работают с такими видами информации:

-

- Текст (буквы, слова, предложения);

- Звук (звуки, речь, музыка);

- Графика и видео (чертежи, рисунки, картинки, видео).

Поскольку в домашних условиях компьютеры используются не

только для работы и учебы, но и для игр, то встает вопрос правильного выбора: какие компьютерные игры развивают ребенка, а какие имеют сомнительную ценность. Здесь важны знания жанровой классификации игр.

Основных жанров компьютерных игр несколько, однако в пределах каждого из них существуют свои разновидности. Игры одного жанра могут иметь между собой много общего, в то же время в одной игре могут сочетаться несколько жанров.

Ниже приведем условную классификацию компьютерных игр.

Адвентурни (приключенческие)

Визуально эти игры оформлены как мультипликационный фильм, однако с интерактивными свойствами - возможностью управлять ходом событий.

Для решения поставленных задач необходимо быть сообразительным и иметь развитое логическое мышление.

Главным в таких играх является поиск. Различные предметы, на которые наталкивается персонаж, путешествуя в игровом пространстве, он использует как средства, удобные в конкретной ситуации.

Если задача слишком сложные для ребенка дошкольного возраста, она быстро теряет интерес к игре, если слишком легкие - быстро «проходит» всю игру, не доставая удовольствие.

Стратегии

Главная цель стратегических игр: управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками, энергией или другими подобными составляющими (юнитами). При этом обычно требуется осуществлять не только длительное планирование, но и следить за конкретной ситуацией. Стратегические игры развивают у детей настойчивость, способность планировать свои действия, тренируют многофакторное мышление.

Видеоигры

Для такого жанра характерно разделение игры на уровне, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду, так называемой миссии. В основном в конце каждой миссии игроку нужно преодолеть противника. В таких играх существует система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за особые заслуги (скорость прохождения, победа над сильным врагом и т.п.). Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Для дошкольников рекомендуется ограничить такие игры в целом.

Ролевые

В играх этого жанра в распоряжении игрока есть небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет определенную роль или функцию. Задача героев - совместными усилиями исследовать виртуальный мир для выполнения определенной в начале игры цели.Целью может быть отыскание определенного артефакта, человека и. На пути к достижению цели становятся различные препятствия, которые нужно преодолеть. Здесь оказывается определяющий принцип ролевой игры - использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте, то есть то, что не получается у одного, с легкостью может выйти в другое.

Логические

их полезность заключается в том, что они развивают логическое мышление, особенно у детей дошкольного возраста.

В основном это игра с одной задачей или набором головоломок, которые должен решить игрок. Типичными играми этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или моделирования рисунков.

Симуляторы (имитаторы)

В названии такой игры присутствует определенный префикс, например: авто-, авиа-и т.д.. Первые имитаторы появились одновременно с аркадными играми. Сегодня можно найти имитаторы многих технических средств - парусников, самолетов, автомобилей и т.п.. В этих играх внимание сосредоточено на реакциях соответствующем виртуальном среде, почти до мельчайшего отображения технических показателей в авиасимуляторах или характеристик игроков в спортивных симуляторах.

Существует несколько классификаций компьютерных игр, однако нельзя категорически утверждать, что игры одного жанра успешные, а другой - нет. Многое зависит от конкретной игры. Самое главное - отношение ребенка к игре. Для того чтобы воспитатели и родители не заблудились в море виртуальных развлечений, нужно обладать информационной культурой и воспитывать ее у детей.

Информационная культура - это прежде всего интеллектуальная активность человека, постоянная потребность в новой информации, ее переработке и самостоятельном интерпретации.

Формирование основ информационной культуры можно рассматривать как один из векторов развивающего обучения. Умение и желание приобретать новые знания и на основе их менять, совершенствовать свою деятельность есть не что иное, как интеллектуальный и творческий поиск. То, что дети могут с легкостью овладевать способами работы, компьютерными новинками, не вызывает сомнения.Важно, чтобы они не попадали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живет, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Привлечение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чувствительности.