К проблеме обучения детей старшего дошкольного возраста элементов риторики

В статье Изложены результаты экспериментальной разработки важной проблемы дошкольного образования - обучения детей старшего дошкольного возраста элементам риторики. Выделены составляющие компоненты , этапы , педагогические условия обучения элементам риторики в дошкольном возрасте у детей..

Материал может быть использован в практике работы дошкольных учреждений , в работе курсов повышения квалификации педагогов , в процессе преподавания психолого - педагогических дисциплин в учебных заведениях разного уровня аккредитации .

Одним из важнейших аспектов сочетание языка , речи и искусства является риторика . Она возникла более 2000 лет назад на земле Древней Эллады. Ее считали " обязательной" наукой , которая должна поучать и наставлять , открывать секреты искусства речи. Риторика потребовала от говорящего моральной и нравственной чистоты , упорядоченности и последовательности мышления и учила высоком эмоциональном , образному слову .

Тот факт , что риторика всегда была наукой словесного искусства , подтверждает само определение термина " риторика " . Так , в Древней Греции ее называли " наукой об искусстве публичной речи " ( язык, объявляется перед большой аудиторией , перед народным собранием ) . В Древнем Риме риторика считалась " наукой об искусстве убеждать " ( наукой , которая учит строить речи доказательно , убедительно , а также способную привлечь внимание слушателей ) . В первой русской «Риторике» (1620 г. ) приведено следующее определение: " Риторика учит правилам жизни и наставляет на полезный труд добрыми словами " [ 6 , с . 351 ] .

Современное понимание указанной области - это наука о законах управления мыслительно - речевой деятельностью , о законах , которые определяют эффективность этой деятельности (по М. Сагач ) .

На Руси риторическую науку называли красноречием , подчеркивая тем самым , что это учение о ярком , выразительное речи, берет в плен слушателя ; речи , безусловно , умственное и " благие помыслы пробуждающее " . Риторику на Руси называли " добромовоговоринням " , " солодкоглаголием " .

На современном этапе риторика - это теория ораторского искусства ; книга, содержит такую ??теорию .

В состав классической риторики относили правила инвенции , диспозиции , Элокуция , инсценировки речи ( изобретение мысли , расположения , словесного выражения , выполнение речи и т.п.).

Мы считаем , что обучение детей старшего дошкольного возраста элементам риторики включает такие составляющие , как: овладение техникой речи ( дикция и голосовые умения: тембр , темп , громкость и т.п.) и ее художественно - содержательной выразительностью ( образностью ) .

Психологические основы формирования устной речи у детей дошкольного возраста рассмотрены в научных доработках психологов ( Выготский Л.С. , Люблинская Г.И. , Синица И.А. и др.). .

Разработке отдельных аспектов обучения детей дошкольного возраста элементам риторики , в частности - техники речи , посвящены исследования ряда ученых ( Бухвостова С.С. , Максаков А.И. , Фальдберг А.С. и др.). . Отсутствие системы работы в рассматриваемом направлении определило тему нашего научного поиска . Объектом исследования была определена речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста . Предметом исследования - процесс обучения элементам риторики детей старшего дошкольного возраста . Гипотеза была сформулирована так : эффективность обучения элементов риторики детей старшего дошкольного возраста может быть обеспечена созданием соответствующих условий :

1) расширение представлений детей о красоте и содержательность речи;

2 ) сочетание задач формирования содержательной выразительности ( образности ) с чистотой и правильностью произношения ( техникой речи) при обучении детей .

 
задачи исследования

1.Виявиты уровне владения техникой речи детьми старшего дошкольного возраста .

2.Обнаружить психолого - педагогические условия обучения элементов риторики детей старшего дошкольного возраста .

3.Розробиты и апробировать систему работы по обучению элементов риторики детей старшего дошкольного возраста .

В ходе исследования была использована ряд методов , как: теоретические - анализ научной и методической литературы по проблеме , которая исследуется , моделирования процесса обучения эмпирические - педагогическое наблюдение , анализ полученных результатов , беседы, опросы , педагогический эксперимент , анализ полученных данных.

Риторика имеет глубокие корни в мировой культуре. В мифологии разных народов и культур прослеживается художественно - образное представление предков о роли живого слова , поэтически песенного , риторически публицистического , о яркую , время драматическую и трагическую судьбу людей , наделенных божественным даром .

С древности до наших дней дошли фантастические мифы о культовых героев , богов , посвященные классическому искусству " сладкоречия " , " красноречия " , ораторского искусства , чарующего пения . Как отмечает М. Сагач , они излучают магическую силу красоты и духовности , дарят нам опоэтизированных информацию о классическое искусство и науку - риторику.

Исследовательницей М. Сагач выделено три этапа истории славянской риторики: риторика Древней Греции и Древнего Рима , риторика средневековья , Киевской Руси [ 6 , 7 ] . Историко - культурологический анализ изучения риторики позволяет выявить направление и пути научного поиска , составляющие учебной работы с детьми.

Выделение нами основных компонентов обучения дошкольников элементов риторики ( техника речи и его образность ) позволяет проанализировать разработку указанных аспектов.

Так , разработке теории и методики реализации различных аспектов формирования звуковой культуры речи посвящены исследования ряда ученых ( Бухвостова С.С. , Рождественская В.Н. , Фальдберг А.С. , Фомичева М.Ф. и др.). . Традиционной в методике выступает реализация задач этой работы на специальных занятиях . Речевая активность детей на основе подражания образца речи воспитателя вызвана главным условием эффективного обучения правильной звуковимови в процессе занятий ( ??Максаков А.И. , Фомичева М.Ф. и др.). .

Ряд исследователей ( Боша Р.П. , Гавриш Н.В. , Савушкина Е.В. ) построили работу над стилистической выразительностью ( образностью ) речи старших дошкольников на использовании художественного материала различных жанров , как: художественной литературы , изобразительного искусства , применяя специально разработаны лексические упражнения [ 4 ] .

Обобщение взглядов ученых по проблеме формирования у дошкольников выразительности речи позволяет сделать некоторые выводы.

Детям старшего дошкольного возраста доступны элементарные знания о средствах выразительности речи , сознательное и намеренное произвольное применение в собственной речевой практике , что возникает возможным в результате специального целенаправленного обучения .

Подход , который сложился в методике по решению проблемы формирования у дошкольников выразительности речи , включает два ее аспекта : работа над фонетико - интонационным ее компонентом и над стилистической выразительностью ( образностью ) вещания .

Решение задач формирования выразительности речи воспитателей , обучение их профессиональным навыкам выразительного чтения и рассказывания детям осуществляется в курсе методики выразительного чтения в детском саду. Методистами ( М.К. Боголюбская , Л.И. Сентюрина , В.В. Шевченко и др.). Определены пути реализации указанных задач через ряд аспектов этой работы .

Во-первых , подготовка воспитателей к выразительному чтению и рассказывания дошкольникам начинается с овладения ими техникой речи , которую составляют работа над дикцией , качественными характеристиками голоса , развитием речевого дыхания , а также усвоения орфоэпических норм родного языка. Второе направление предполагает овладение воспитателем средствами речевой выразительности , к которым относятся интонационные и жестово - мимические компоненты . Третья составляющая - изучение специфики теоретической и практической подготовки к чтению и рассказывания детям произведений художественной литературы разных жанров. Четвертое направление - изучение методики проведения различных форм работы по произведениям художественной литературы и обучения дошкольников рассказыванию .

В основанном нами исследовании принимались некоторые элементы системы формирования выразительности устной звукового вещания , предложенные Т.А. Ладыженский . Важным считаем замечания Т.А. Ладыженской о значительном совпадении средств выразительности в " звуковом вещании " и " звучащая " языке , которые имеют место в выразительном или художественном чтении или рассказывании . Автором выделены две группы средств выразительности устной звукового вещания : интонационно - звуковые ( основной тон выражения , логическое ударение , пауза , степень громкости) и неязыковых : взгляд , мимика , жесты. Особый интерес для нас представляют выводы Т.А. Ладыженской , к которым она пришла в результате анализа указанных средств. По ее мнению , интонация - понятие сложное и многоаспектное . Поэтому она считает недоциль -ным выделять его среди указанных средств и ставить в один ряд с перечнем составляющих интонации, являются ее структурными компонентами ( просодемы ) , каковы перечисленные средства выразительности [ 5 ] .

Т.А. Ладыженская возражает против дифференцировки в устной речи логических и психологических пауз , выполняющих одну и ту же функцию. Основной тон высказывания , по ее мнению , является средством эмоционально - содержательной выразительности , который служит для передачи внутреннего содержания этого высказывания , отношение говорящего к предмету речи . В его образовании главную роль играет тембр голоса. Тонов в речи может быть столько , сколько эмоций , отношений , настроений , состояний . Они подчеркивают отношение автора речи к тому , что он говорит. Так , Т.А. Ладыженская доказывает , что основной путь овладения дошкольниками средствами выразительности - это специальное обучение умениям и навыкам применения их в речи . Сначала - в конкретной ситуации работы над темой и мыслью высказывания , а потом - развитие этих умений в связи с обучением , различными композиционными формами устных высказываний. Среди методических приемов работы по формированию навыков устной речи , в том числе над его выразительностью , подчеркнута роль образца речи педагога, наследуется детьми. Однако чрезмерное использование образца может негативно повлиять на самостоятельность мысле - ния и речи учащихся .

Эмоциональный контакт , необходимый человеку - взрослому или ребенку , - это условие успешного речевого общения , проявления духовного богатства человека .

Следовательно, необходимо комплексное , многоаспектное изучение в различных областях науки этой проблемы . Выраженность выступает предметом исследования ряда филологических дисциплин и их отраслей , как: лингвистики , литературоведения , риторики; психологии и ее отраслей : социальной психологии эмоций ; педагогического общения , экспрессивного поведения ; педагогики : общей , дошкольного , театральной , музыкальной ; лингводидактики и методики выразительного чтения ; искусствоведения (в искусстве художественного слова).

Выраженность как содержательная качество присуще языке , как форма выражения - речи . Она проявляется в письменном и устной речи как его художественная характеристика , представленная лексическими средствами .

Интонационно - звуковая выразительность проявляется исключительно в устной звуковом вещании и обеспечивается интонационными ( тембр , темп , громкость и др. . ) И неречевыми (мимика , жесты , пантомимика и др. . ) Средствами . Комплексное изучение феномена выразительности речи дает возможность конкретизировать предмет изучения этого качества вещания на этапе дошкольного детства и дать его рабочее определение , наметить пути его изучения.

На наш взгляд , речи детей старшего дошкольного возраста можно считать выразительным , если они обладают доступными их пониманию вербальными и невербальными ( языковыми и неречевыми ) средствами выразительности и употребляют их в речи для выражения своих эмоций , отношение к информации собеседника , привлечение внимания к предмету высказывания .

Экспериментальная работа по обучению детей старшего дошкольного возраста элементов риторики была направлена ??нами на формирование техники и образности речи старших дошкольников и проходила в несколько этапов. На первом ( констатирующем ) этапе эксперимента было изучено начальный исходный уровень владения детьми обозначенными частями речи.

Целью первого этапа было выявление уровня овладения детьми техникой и образностью речи. Техника речи определена как совокупность умений и навыков , с помощью которых реализуется язык в определенных обстоятельствах общения : дыхание , голос , дикция и т.д. (по Л.А. Горбушина ) . Более подробно эти составляющие могут быть определены так . Речевое дыхание имеет схему: вдох - пауза - выдох в отличие от физиологического , которое характеризуется так : вдох - выдох - пауза . Голос возникает при смыкания и размыкания голосовых связок . Это - озвученный выдох , который характеризуется признаками : тембр , темп , полетность , мелодичность и т.п. . Дикция (от лат. Dictio - произношение) - это правильная , четкое произношение всех звуков.

Нами также определен такой элемент обучения риторике , как формирование у них содержательной красоты речи - ее образности. Для этого было проведено экспериментальное обследование детей. Для изучения дикции и голосовых умений детей было проведено наблюдение , в ходе которого речи детей на занятиях и в повседневной жизни записывали на магнитофонную пленку , а затем проанализировали .

Проведенное нами экспериментальное исследование на констатирующем этапе выявило несформированность навыков техники речи и ее образности у детей старшего дошкольного возраста , что побудило нас к разработке системы методов и приемов обучения элементов риторики.

Формирующий эксперимент по проблеме , которая исследовалась , состоял из следующих этапов:

1) создание у детей представлений о правилах речевой техники и культуры общения ;

2 ) закрепление приобретенных знаний в активной речевой практике ;

3) использование полученных знаний в условиях специально организованной речевой ситуации.

Обучение детей было начато на речевых занятиях (с звуковой культуры , развития связной речи , ознакомление с художественной литературой , комплексных и др.) . Наряду с этим для закрепления приобретенных навыков использовали индивидуальные занятия . Для реализации указанной цели нами была создана Школа риторики. Первым этапом работы были уроки речевого дыхания. Для этого использовали специальные упражнения дыхательной гимнастики .

На втором этапе проводилась целенаправленная работа над обработкой голосовых умений дошкольников . Голос - это физический инструмент , который , как музыкальный инструмент , требует хорошей настройки , постоянной игры на нем , действенной заботы о его технической состояние . Только тогда он , как и любой музыкальный инструмент , готов порадовать и самого владельца , и слушателей благозвуччям . Детям рассказывали , что быть хорошим собеседником и слушателем может только тот , кто овладел техническими навыками ; как:

    * Правильно дышать ;
     * Дикционная чисто говорить , говоря звуки не « склеивая » и не « глотая " окончания слов ;
     * Говорить , повышая или понижая силу голоса ;
     * Говорить тихо , умеренно , громко ;
     * Правильно " посылать" голос ;
     * Говорить , ускоряя или тормозя темп произнесения фразы ;
     * Говорить , выражая голосом свои чувства , правильно интонируя , добавляя голоса окраску.

В системе работы по технике речи важная роль предоставлялась упражнениям на формирование дикции. Четкая дикция предоставляет устной речи фонетическую законченность .

Особое внимание было уделено развитию образной речи детей. Для реализации этой цели были подобраны и предложены для выполнения дошкольниками специальные упражнения и задания , направленные на обучение детей находить и использовать в речи эпитеты , метафоры, сравнения и т.д. , которые назывались "красивые слова". Обучение строилось на принципах наследования детьми языка воспитателей.

Анализ разработанной нами системы обучения детей старшего дошкольного возраста элементов риторики позволяет сделать вывод , что методы и приемы , которые максимально приближены и адаптированы по форме и содержанию к процессу общения , позволяют детям в интересной , эмоционально - насыщенной форме получить представление о правилах речевой техники и культуры общения , закрепить полученные знания в активной речевой деятельности , а также самостоятельное использование их в условиях специально организованных речевых ситуаций . Указанные ситуации в ходе эксперимента определены как один из методов обучения детей старшего дошкольного возраста элементов риторики.

В ходе исследования выявлен ряд педагогических условий, способствовавших оптимизации процесса обучения детей старшего дошкольного возраста элементов риторики:

1) создание благоприятного социально - речевой среды , положительный пример взрослых ;

2) расширение представлений детей о правилах и нормы речевой техники;

3 ) комплексное усвоение детьми составляющих элементов риторики;

4 ) закрепление приобретенных знаний путем использования речевых ситуаций ;

5 ) коммуникативно - ситуативный подход к обучению элементов искусства риторики;

6 ) тематическое распределение материала в ситуациях речевого общения .

Анализ экспериментальных данных , проведенный на контрольном этапе эксперимента , доказал эффективность предложенной системы обучения детей старшего дошкольного возраста элементов риторики. Но усвоение детьми таких качеств речи , как темп и громкость проходят медленно , требуют дальнейшей работы в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте . В этом мы видим перспективу дальнейшего научного поиска .