Этапы и факторы социализации ребенка

Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому принадлежит. Э. Дюркгейм подчеркивал, что каждое общество стремится сформировать человека в соответствии со своими универсальных интеллектуальных, моральных и физических идеалов.Естественно, что содержание этих идеалов имеет значительные отличия в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального устройства общества.

Вместе ныне понятие социализации немало характеристик подобных, а иногда и отличных по различных обществ.

Так, сегодня идут жаркие дискуссии по вопросу о соотношении понятий социализация и воспитание. Особенно они обостряются в связи с изменениями в идеологии общества - отказом от коммунистических постулатов, а следовательно, просмотром целей, содержания и методов воспитания. Зато некоторые из авторов стремится подменить воспитание социализацией, другие - рассматривают воспитание как часть социализации личности или видят в социализации социальное и нравственное воспитание ребенка. Безусловно, общим для трех подходов является то, что воспитание следует рассматривать как основополагающий фактор социализации ребенка. Именно воспитание является целенаправленным процессом, способствует развитию и формированию нравственных качеств личности, а значит и активно влияет на социализацию.

Влияние воспитания на социализацию ребенка меняется с течением времени: чем меньше ребенок, тем сильнее влияние воспитательных мероприятий.

Социализация - процесс двусторонний: индивид овладевает социальным опытом, ценностями и нормами, установками, которые присущи соответствующей социальной группе и обществу в целом и одновременно в процессе социализации приобщается к системе социальных связей, приобретая социального опыта. Совокупность принятых в педагогике факторов социализации направлена ??на достижение единственно значимой цели - идеала всесторонне развитой личности. Каждый фактор влияния должен ориентировать воспитателя на широкий индивидуальный подход, предостерегать от возведения работы в односторонней и пассивной адаптации детей в конкретных условиях. Органическое единство ребенка с целостностью ее бытия и взрослых, которые его окружают, стимулирует развитие самосознания, свободы взглядов и убеждений в дальнейшем.

Итак, факторы социализации должны предусматривать эффективный синтез национальных и мировых достижений культуры.Значительное место в социализации шестилеток занимает семейно-бытовая культура, как интегрированный фактор (нормы отношений, воспитание уважительного отношения к взрослым, родителям, родственникам, сохранение материнского языка, обычаев, традиций и обрядов, история государства и нации; родословия принципы общечеловеческой морали и т.п.) . Указанные факторы полноценно социализируют лицо дошкольника на основе национальной культуры с учетом разнообразия национального состава и религиозных условий.


Агенты социализации, ее средства

В каждом обществе социализация имеет определенные особенности на разных этапах его становления и развития. Обзор этапа социализации можно соотнести с возрастными периодами жизни человека. Известно, что есть разные подходы к периодизации. Приводим оптимальную с социально-педагогической точки зрения. Итак, за время социализации человек проходит следующие этапы:

- Возраст младенца - от рождения до 1 года;

- Ранний - 1-3 года;

- Дошкольное - 3-6 лет;

- Младший школьный - 6-10 лет;

- Младший подростковый - 10-12 лет и т. д.

На этапе дошкольного и младшего школьного возраста особенно важны принципы гуманистической направленности и природно-соответствия.

Гуманизация воспитания детей этого возраста эффективно влияет на развитие у них рефлексии и навыков саморегулирования, на формирование их отношения к миру и отношений с ним (окружающая природная и социальная), отношение к себе и отношений с собой, на развитие чувства собственного достоинства и самодостаточности: ответственности , добросовестности.

В более широком смысле гуманизация воспитания способствует установлению контактов между людьми, сотрудничества, уменьшает количество проявлений и остроту антагонизмов, вражды, неприязни, а затем способствует объединению людей в борьбе за прогресс. По природно-соответствия, то с учетом сензетивности периода дошкольного и младшего школьного возраста в первую очередь следует как можно активнее воспитывать определенные этические установки в отношении к природе, планеты, биосферы в целом, а значит, природоохранное и ресурсосберегающее мышления. У ребенка важно воспитать:

- Осознание себя гражданином Вселенной;

- Понимание происхождения планетарных процессов и глобальных проблем человечества;

- Осознание взаимосвязи ноосферы (по В.Вернадским - сферы разума) и деятельности человека и общества в целом;

- Чувство причастности к природе, социума как ее части;

- Чувство личной ответственности за результаты собственных действий;

- Осознание себя как субъекта, творящего ноосферу, потребляет природные ресурсы и ценит их.

Социализация происходит во взаимодействии детей, подростков, юношей в различных условиях, в большей или меньшей степени влияют на их развитие. Эти условия называют факторами. К сожалению, и поныне их еще не до конца выявлены, а следовательно, и достаточно не изучено. О факторах, которые уже изучались, сведения достаточно неравнозначны. На основании информации, которой сейчас уже свободно оперируют ученые, эти факторы условно можно разделить на четыре группы:

И - мегафакторы (мега - огромный) - это прежде всего космос, планета, мир, в определенной степени, а также через другие факторы влияют на социализацию всех жителей Земли (акселерация, амплификация, депривация, ретардация т.п.).

II - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, влияют на социализацию людей, живущих в определенной стране.

III - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей по следующим признакам: местность и тип поселения (село, город, поселок) аудитория (радио, телевидение); принадлежность к определенной культуре (этнические группы, религиозные общины, общества).

Мезофакторы влияют на людей непосредственно и опосредованно через микрофакторы (семью, родственные условия, традиции, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные общества).

Важная роль в том, какой вырастет ребенок, как произойдет ее становления, принадлежит людям, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком и в контакте с которыми проходит ее жизнь. их принято называть агентом социализации. На разных возрастных этапах состав таких агентов довольно специфический. Так, в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста - это родители, братья и сестры, другие родственники, отчасти сверстники, соседи и педагоги (45% в детских садах; 55% вне их, в школе - все). В поздние возрастные периоды до таких агентов можно отнести супругов, коллег и т.п.. По содержанию воздействия агенты имеют для ребенка разное значение. В связи с этим актуализируется учения Макаренко о родительском авторитете и исследования других ученых, профессиограммы педагогов. От того, как строится взаимодействие личности с агентами социализации, решающим образом зависит ее адаптация и морально-этическая ориентация При неблагоприятных условиях возникает угроза девиантного поведения.

Социализация ребенка осуществляется с помощью многих средств, которые являются специфическими для каждого конкретного общества, того или иного социального слоя, определенного возраста ребенка, социализируется.

К таким средствам можно отнести: вскармливание маленького ребенка и уход за ним;

- Бытовые и гигиенические умения и навыки;

- Продукты материальной культуры, окружающих ребенка;

- Элементы духовной культуры;

- Стиль и содержание общения;

- Методы поощрения и наказания;

- Последовательное вовлечение человека в различных видов и типов отношений в различных сферах жизнедеятельности: игры, общения, труда, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорта, а также семейной, общественной, профессиональной и религиозной сфер.

Каждое общество, государство, социальная группа (большая или малая) произвели на протяжении своей истории определенный набор положительных и отрицательных, формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, высказывания благодарности и наград и т.п.. С их помощью поведение отдельного человека и групп людей приводится в соответствие с принятыми в определенной культуре образцов, норм, ценностей.


Механизмы социализации

Социализация личности во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью определенных механизмов.

В науке существуют различные подходы к анализу таких механизмов социализации. Так, французский ученый Г.Тард считал, что основным является подражание, американец Ю.Бронфенбренер рассматривал как Механизм социализации прогрессивную взаимную аккомодацию - приспособление - между активным ребенком, которая растет, и теми переменными условиями, в которых она живет. В.Мухина считала механизмом социализации идентификацию и олицетворение личности, а О.Петровський - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая взгляды ученых на механизмы социализации с точки зрения педагогики, можем выделить несколько универсальных путей социализации, которые стоит как можно шире практиковать в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. К таким механизмам относятся:

- Импринтинг - фиксирование ребенком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей объектов, которые являются для него жизненно важными и активно влияют на нее при разных обстоятельствах. Импринтинг присущ преимущественно в младенческом возрасте и раннем детстве, когда активно формируется сенсомоторная культура личности, ее опыт. Однако и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте ребенок фиксирует ощущения и обогащает свой опыт.

Подражание примера или образца (это способ произвольного и непроизвольного усвоения личностью социального опыта).

Экзистенциальный давление - овладение языком и неосознанное овладение нормами социального поведения при взаимодействии с людьми, которые являются для ребенка значимыми (референтными).

Идентификация (отождествление) - процесс неосознанного отождествления человеком себя с другим, другими, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает определенные ценности, присущие различным институтам общества, семьи, сверстников. Рефлексия является внутренним диалогом между различными «Я».

С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой она живет, своего места в этой реальности, самого себя.

К социально-педагогических механизмов социализации относят:

- Традиционный механизм социализации: усвоение ребенком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для ее ближайшего окружения (семьи, соседей). Это усвоение происходит на неосознанном или подсознательном уровне с помощью некритического восприятия господствующих доминант. Эффективность традиционного механизма убедительно проявляется тогда, когда человек знает, как надо, что надо, но ее знания противоречат традициям ближайшего окружения. М.Монтень в XVI в. писал, что мы можем сколько хотим повторять свое, а обычай и совместно принятые житейские правила тащат нас за собой. Эффективность традиционного механизма проявляется еще в том, что те или иные элементы социального опыта, которыми человек овладел в детстве, но потом они не использовались, могут оказаться при условии изменения жизненных обстоятельств на следующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, которые специально созданы для ее социализации, а также те, что косвенно реализуют воспитательные функции одновременно с производственными, общественными, СМИ и т.д..

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями упорядочивается знания, происходит овладение опытом, практикой принятой в обществе поведения.

Средства массовой коммуникации влияют на социализацию непосредственно и опосредованно. Дети подражают поведение героев литературных произведений, фильмов и т.д.. Это измерением взросления ребенка, когда она все убедительнее идентифицирует себя с людьми или персонажами, которые поражают его своим поведением, образом жизни (космонавты, известные актеры, певцы).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры - комплексы морально-психологических черт и поведенческой вых проявлений, которые являются типичными для людей определенного возраста или культурного слоя, который обобщает определенный стиль жизни и мышления определенной группы людей. Однако субкультура влияет на социализацию при условии, что люди из этой группы способны повлиять на детей.

Межличностный механизм социализации - взаимодействие человека с субъективно значимыми для нее другими людьми (любит не любит педагога). В основу этого механизма возложена психологический механизм межличностного переноса. Значимыми лицами могут быть родители или кто-либо из взрослых, друг - ровесник и др.. Взрослые и дети могут быть носителями определенных субкультур.Поскольку влияние людей может быть разным - положительным или отрицательным, - то этот вид механизма социализации ученые называют специфическим. Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит под влиянием всех приведенных механизмов. Одновременно влияние каждого механизма зависит от возраста, пола ребенка, социокультурной группы, к которой принадлежат родители, поэтому для отдельно взятого ребенка влияние механизма разный. В условиях города - это влияние институциональный и стилизованный, в селе - традиционный.