Экономическое воспитание за рубежом

В США, Германии, Японии, Великобритании разработаны специальные экономические программы, в которых предусмотрено ознакомление детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентирования в экономической жизни общества. Обычно главный курс программы дети овладевают в школе. Известно, что обучение детей в некоторых странах начинается с 5 лет.
Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется в семье. Так, в Германии детей с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег. Родители дают детям (в зависимости от возраста и возможностей семьи) определенную сумму - карманные деньги - на конкретный период времени и приучают использовать их разумно, объясняют, что нужно критически относиться к рекламе, не во всем доверять ей. Детская бережливость возникает в немецкой семье не спонтанно. У немцев генетически заложено знание о том, что способность распоряжаться деньгами - необходима жизненная навык.
В обычной немецкой семье принято:
- Давать детям карманные деньги для того, чтобы они тратили их на соблазны: мороженое, лимонад, игрушки и т.п.. От детей не хотят покупать на «свои» деньги тетради, ручки и другие школьные принадлежности - всем необходимым их обеспечивают родители;
- Давать карманные деньги систематически в специально определенные сроки. Попытки выпрашивать запрещаются;
- Варьировать сумму в зависимости от возраста ребенка, ее устанавливают после совместного обсуждения в семье;
- Никогда не использовать карманные деньги для поощрения или наказания.
В педагогической литературе США, Японии, Великобритании уделено большое внимание трудовому воспитанию детей. Это интересный опыт, однако не все методы, с помощью которых стимулируется желание работать, на наш взгляд, целесообразны, например, когда родители платят детям за выполненные ими поручения (США).
В Японии и США родители привлекают детей к работе на собственных предприятиях. В научной и популярной литературе печатается большое количество материалов вроде: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Если вы хотите добиться успеха», «Как стать богатым». Моральная сторона проблемы (как зарабатывать, почему нужно честно «делать бизнес» и др.) далеко не всегда учитывается. Интересен опыт воспитания детей в Великобритании, где с детских лет культивируется такое качество, как трудолюбие.Ребенку объясняют важность иметь хорошую профессию, что позволит в будущем создать семью и обеспечить ее состояние.
Р.Хизрич и М.Питере, авторы пращей «Предприимчивость, или Как завести собственное дело и добиться успеха», дают оценку качеств, которые помогают или мешают деловому человеку. Авторы выделили 8 типажей: Флюгер, Простак, Неприкасаемый, Знайка, аккуратист, Философ, Инопланетянин, Изобретатель. Каждый из них соответственно имеет свою яркую характеристику. Так, Флюгер все время меняет выбранное направление, в Простака, разумеется, упрощенный взгляд на мир, нетронутой мешает только лишняя осторожность, а Знайка далек от реальности и любит теоретизировать. Наличие определенной черты не представляет опасности, однако если она выражена чрезмерно, то для успеха в предпринимательстве ее следует избавиться.

 Важность экономического воспитания дошкольников на современном этапе

Дефицит экономической подготовки детей и взрослых в нашей стране отмечено недавно. Перестройка социально-экономической жизни, попытки перехода к рыночной экономике требовали экономических знаний, экономической культуры. Чтобы заполнить этот пробел, нужно ввести предмет «Экономика» на всех уровнях образования и создать соответствующие учебные пособия.
Ученые разработали концепцию экономического образования детей и подростков, согласно которой обучение детей начинается в дошкольном возрасте с роли «беззаботного потребителя». Сначала ребенок становится сознательным потребителем, а впоследствии создает предметы потребления. В этом - залог нового мышления, нового отношения к жизни.
Знакомясь с основами экономики, ребенок учится:
1) понимать и ценить окружающий предметный мир;
2) уважать людей, которые умеют хорошо работать и честно зарабатывать деньги;
3) осознавать на доступном ей уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
4) видеть красоту человеческого творения;
5) признать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, экономность, трудолюбие одновременно с честностью, щедростью, благородством, умением сопереживать, милосердием (примеры меценатства, материальной взаимопомощи и др.);
6) адекватно вести себя в реальных жизненных ситуациях;
7) контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Авторские программы экономического воспитания детей

А.Шатова, научный сотрудник НИИ дошкольного образования и семейного воспитания РАН, разработала программу «Дошкольник и экономика», которая состоит из следующих блоков: «Труд - продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту» . Рассмотрим их подробнее.
Программа рассчитана на работу с дошкольниками старшего возраста (5-6 лет). Дети получают представление о том, почему взрослые работают. Результат труда взрослых - это и есть продукт труда (различные товары, игрушки, продукты питания, нужны и детям, и взрослым). Рекомендуется ознакомить детей с популярными новыми профессиями: бизнесмен, менеджер, рекламодатель, рекламный агент. Итак, товар произведен. Если он создан, то о нем должны знать все люди. Для этого и существует реклама (блок «Реклама»). Дети знакомятся с понятием реклама, с тем, какой она бывает, рассматривают рекламу во время экскурсий, целевых прогулок, анализируют формы, содержание, особенности оформление.
Следующий этап работы - ознакомление с деньгами. С детьми можно говорить о том, что было бы, если бы не было денег, какие бывают деньги, какие деньги есть в разных странах; каково их назначение, откуда они берутся и т.д..
Следующий этап - за деньги куплен товар: «Купил вещь - умей с ней обращаться». Эта тема связана с традиционным направлением реализации содержания действующих программ детских учебных заведений - воспитанием навыков и привычек культуры поведения.Анализируют только экономический аспект: отношение к электричеству, воды, продуктов питания.
Несмотря на внутреннюю связь между блоками, каждый из них может быть реализован автономно в виде виджета. Так, блок «Реклама» можно разделить еще на 4 блока:
1) реклама и ее виды;
2) назначение рекламы;
3) кто производит рекламу;
4) реклама для детей.
К каждому из блоков можно разработать серию занятий, дидактических игр, подобрать литературу так, чтобы детям было интересно получать знания (например, «Бизнес крокодила Гены» Э.Успенского, «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» Л.Книшовои).
Можно использовать дидактические игры:
«Дерево объявлений» («Покупайте капусту, вкусную, сладкую, в ней много витаминов» или «Продается спелая, сочная сладкая малина. Из нее можно сварить варенье. Зимой, когда заболеете, - пить чай с вареньем» и др.).
«Прогулка сказочным городом» («В этом доме размещено мастерскую по ремонту обуви ...»).
«Угадай, о ком я говорю? »(Словесная игра - описать любую профессию, не называя ее).
Авторская программа «Экономика и человек» состоит из трех разделов:

  1. «Экономика везде» (раскрывается значение экономики в жизни человека, вводятся понятия потребность и возможность человека, определяются средства удовлетворения потребностей).
  2. «Домашняя экономика» знакомит детей с понятиями домашнее хозяйство, деньги, семейный бюджет.
  1. «Человек и экономика» (раскрывается роль человека в экономике, значение труда взрослых членов семьи для жизни детей в семье и в целом). В Украине также много дошкольных учреждений имеют свои программы экономического воспитания. Опыт по вопросам экономического воспитания дошкольников освещены в работах преподавателя Славянского педагогического института Н.Кривошии и созданных в соавторстве с работниками детских садов г. Славянска методических рекомендациях. В течение нескольких лет исследовались возможности старших дошкольников по усвоению экономических знаний и применения их на практике. Для определения уровней экономической воспитанности детей шести-семи лет разработаны следующие критерии: наличие соответствующих выходных (базовых) знаний; сформированность простейших умений и навыков и наличие специфических нравственных качеств, имеющих проявляться в совместной деятельности детей во время общения. Воспитательную и образовательную работу с детьми в учреждениях, участвовавших в эксперименте, ученые советуют строить в соответствии с указанных задач.