Исторический аспект управления развитием дошкольного образования

    В данной статье раскрывается исторический аспект управления развитием дошкольного образования в конце ХIХ-в начале ХХ века. Показан путь совершенствования этого процесса в ходе исторического развития общества и сделан вывод, что общественное дошкольное воспитание есть результатом управления его развитием. 

     Управление развитием дошкольного образования на современном этапе развития Украины невозможно без изучения истории развития этого процесса, учета достижений и недостатков, которые были присущи процесса их эволюции . 
     Постановка проблемы. С целью объективного анализа реального состояния отображения управления развитием дошкольного образования в регионе нами изучалась историческая, педагогическая, социально-экономическая литература, результаты специальных педагогических исследований, а также законодательные акты, партийно-правительственные постановления и решения, статистические сборники по образованию, материалы различных общественных организаций, совещаний, семинаров по проблемам становления и развития дошкольного воспитания, материалы периодической печати, в частности педагогических журналов, газет и других изданий. 
Историко-педагогические аспекты развития общественного дошкольного воспитания в Украине, характеристика национального дошкольного прошлого, сегодняшнего и будущего нашли свое отражение в трудах Л.Артемовои, А.Бондарь, Н.Лысенко, З.Нагачевськои, О.Пшеврацькои, И.Улюкаевои и др.. 
     Целью этой статьи является раскрытие исторических аспектов управления развитием дошкольного образования в Украине в конце XIX-начале ХХ века и показ результативности этого процесса в ходе исторического развития общества. 
     Исторически первой социальной организацией, в которой зародилась система дошкольного воспитания, является семья, которая выступает полифункциональным учреждением по своей сути. Она выступала первичным и основным производственным коллективом. Кровное родство, единство бюджета и имущества делают семейную кооперацию дополнительной производственной силой, увеличивая эффективность использования имеющихся в семье средств производства. Кроме хозяйственных функций, семья выполняла и выполняет воспитательные отношении своих членов семьи и в первую очередь функции воспитания детей [15, С.144]. 
Задачи и направления воспитательной работы в семье всегда были тесно связаны с задачами и направлениям ее производственной деятельности. 
     Социокультурный быт крестьянских семей в значительной степени был зависимость от организации деятельности сельской территориальной общины, потому что жизнь и деятельность крестьян с рождения до смерти происходили в определенных временных и постоянных социальных объеди ¬ нения. Имели место также общественные усилия в деле воспитания детей, начиная с их раннего возраста [18, с.374]. 
     Социокультурный быт городских семей во многом зависел от особых профессиональных корпораций - цеховых организаций. Ремесленные цеха представляли собой типичные средневековые корпорации, имевшие относительно самостоятельный характер и распространяли влияние на все стороны жизни своих членов. Прежде всего, цеха были объединениями экономического характера, которые выполняли задачи организации производства, создание благоприятных условий сбыта, а также охраны экономических интересов ремесленников в условиях узкого рынка [14, с.427]. 
     Вместе с тем в ремесленных цехах относились высокие требования к профессиональной подготовки ремесленников. Поэтому социализация индивида в них, начиная с раннего детского возраста, занимала долгий период времени и проходила де ¬ несколько этапов. Есть направление производственной деятельности цеха в основном вызывал направление воспитательной работы с его детьми [2, с.202]. 
     Семья на протяжении многих веков была основной институцией, которая осуществляла дошкольное воспитание своих детей. В конце XIX века разновидностью дошкольного учреждения был домашний семейный детский сад, который организовывался родителями "свободных профессий". Над всеми делами в нем сами матери или наемные воспитатели. Дети разного возраста (от 4 до 8 лет, от 4 до 10 лет) собирались по очереди в семьях на 2-4 часа для совместных игр и занятий. 
      Первые дошкольные учреждения, как самостоятельные учебно-воспитательные учреждения особого типа, возникших в Украине только в XIX веке. Есть сведения, что в Полтаве в 1839 году был открыт приют, куда принимали детей бесплатно от 3 ??лет. В этом приюте дети находились с 7 часов утра до 21 часа летом, а зимой с 7:00 до 20 часов [12, C.145]. 
     Первый детский сад в Киеве организовался 1 сентября 1871. Его открыли сестры Линдфорсов - Мария и София (позже мужем Русова - выдающийся украинский деятель в образовательной работе) [16, с.373]. В нем воспитывались дети из украинских интеллигентских семей, и был он одновременно центром национальной культуры Украины. 
     В Украине Киев до революции был центром дошкольного работы, там действовали различные общества и организации, а именно: Общество народных детских садов, Фребелевского общество, различные либерально- филантропические организации. Целью их деятельности была борьба с безнадзорностью детей, детские учреждения были двух типов: платы для состоятельных слоев населения и бесплатные - для безнадзорных детей из бедных семей, которые полностью или частично содержались на средства обществ и организаций [1, С.9]. Отсутствие государственного финансирования свидетельствовала о том, что детские сады как общественно-воспитательные заведения приживались очень тяжело, открывались медленно, а количество их была незначительной. К такому выводу мы пришли благодаря анализу историко-педагогической литературы, архивных документов и материалов. 
      В Западной Украине вопрос об организации дошкольного воспитания впервые возбудила Н.Кобринской на женском глаза в Стрые 1891. В том же году по инициативе священника Кирилла Селецкого в селе шлак Сокальского уезда был организован первый в Галичине детский сад [16 С.580]. Анализ женского движения Галичины констатирует тот факт, что организация захоронок в селах и городах приносила большую пользу, помогала работникам в воспитании детей, особенно сельским женщинам во время летних полевых работ [6, с.3]. По инициативе Н.Кобринской в 1900 году во Львове было организовано общество "Русская приютах", что позже стало называться "Украинская приютах". В 1902 году это общество открыло первые детские сады в Львове. С того времени и начал развиваться в Галичине дошкольное воспитание [16 С.580]. 
      В 90-х годах XIX века в Украине земства начали открывать детские ясли (захоронки). Сначала эти учреждения открывались преимущественно на время летних работ, а впоследствии они стали работать в течение года. Например, Полтавское губернское земство открыло детские ясли в 1897 году [16 с.373]. Но если сравнивать интенсивность земского движения, направленного на открытие школ, с движением, направленным на открытие учреждений дошкольного воспитания, то сразу видно эпизодичность и значительно меньшую эффективность деятельности земств в области дошкольного воспитания. По нашему мнению, из-за того, что организация деятельности и работа земских детских учреждений регламентировалась постановлениями волостных, уездных и губернских земских собраний, недооценивалось значение воспитания детей дошкольного возраста. 
     Конец XIX-начало XX века - это период развития и формирования системы общественного дошкольного воспитания в Украине . Это время характеризуется открытием на ¬ родных детских садов для различных слоев населения по инициативе и на средства частных лиц и педагогических обществ. Прогрессивная педагогическая общественность требовала от правительства введения детских садов в государственную образовательную систему и государственное финансирование. Однако эти усилия были напрасными - Министерство народного образования ограничивалось обещаниями в деле развития детских садов. 
Только со свержением царизма открылась для украинского народа возможность приступить к строительству дошкольных учреждений - детских садов, площадей, клубов - на почве национального окружения ребенка: родному языку, песни, игры. В городах и селах начали открываться эти учреждения на средства городских и сельских общин. В первые годы после революции правительство постоянно принимал постановления, которые существенно влияли на структуру органов управления народным образованием. Только со свержением царизма открылась для украинского народа возможность приступить к строительству дошкольных учреждений - детских садов, площадей, клубов - на почве национального окружения ребенка: родному языку, песни, игры. В городах и селах начали открываться эти учреждения на средства городских и сельских общин. В первые годы после революции правительство постоянно принимал постановления, которые существенно влияли на структуру органов управления народным образованием. Только со свержением царизма открылась для украинского народа возможность приступить к строительству дошкольных учреждений - детских садов, площадей, клубов - на почве национального окружения ребенка: родному языку, песни, игры. В городах и селах начали открываться эти учреждения на средства городских и сельских общин. В первые годы после революции правительство постоянно принимал постановления, которые существенно влияли на структуру органов управления народным образованием. 
После революции (октябрь 1917 года) новый правительство развернуло широкую деятельность по созданию государственной системы дошкольного воспитания. Совет Народных Комиссаров с первых дней советской власти приступила к реформированию народного образования. II съезд Советов назначил первого Наркома образования ABЛуначарського.Управлением народным образованием занималась государственная комиссия по народному образованию, которая была создана 9 ноября 1917. Среди отделов этой комиссии был отдел дошкольного воспитания и помощи, которое возглавляла Д.Лазуркина. Таким образом, общественное дошкольное воспитание вошло в государственную систему образования. Деятельность этого отдела была направлена ??на пропаганду дошкольного воспитания, подготовку дошкольных работников организаций детских учреждений, которыми следовало охватить всех детей до 8 лет и на выполнение плана "организации дела дошкольного воспитания" [7, С.258]. В 1917 году, согласно Постановлению временного правительства, которое фактически контролировал ситуацию в Украине, создан земские управы, которые стали полноценными заведениями местного самоуправления [9, С.118]. Губернские и уездные земства создавали совета образования, которые должны были заниматься работой культурно-просветительных учреждений. К компетенции уездных советов образования относились финансовые вопросы, создание сети дошкольных, школьных, внешкольных учреждений [10, С.26]. Ноябрь 1917 - выход ИИИ Универсала, которым провозглашено образование УНР. В это время Гене ¬ ральной Секретариат Образования обратился к губернских, уездных земств и городских управ с предложением о созыве в декабре 1917 года совещания по делу организации народного образования в Украине. От каждого губернского и уездного земства был 1 представитель. На совещании утвержден "План управления образованием в Украине" [5, с.212]. 
В декабре 1917 года Наркомпрос опубликовал декларацию "О дошкольное воспитание", в которой шла речь о том, что общественное (бесплатное) дошкольное воспитание должно начинаться с рождения ребенка и должно осуществлять ее всестороннее развитие. Эта декларация вводит дошкольное воспитание в общую систему народного образования и признает его как составную часть всей школьной системы. Это является началом общественного дошкольного воспитания. В Декларации отмечалось, что "система дошкольного воспитания должна быть составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования" [11, С.119]. 
Важным шагом в становлении общественного дошкольного воспитания была подготовка отделом по внешкольному образованию и дошкольного воспитания проекта "Регламент детских садов". Согласно этим официальным документом планировалось, что общественное дошкольное воспитание станет обязательным и бесплатным благодаря усилиям департамента [17 C.12]. Таким образом, закладывался фундамент успешной деятельности государственной системы общественного дошкольного воспитания. 
В 1917 году при Центральном Совете образуется Генеральный секретариат образования Украины (с 8 января 1918 года - Министерство народного образования), которую возглавил И. Стешенко. Большой вклад в развитие дошкольного воспитания в то время внесла Русова, возглавлявшая отдел дошкольного воспитания и внешкольного образования и проводила в жизнь линию украинизации народного образования. 
В январе-феврале 1918 года была упрощена система управления народным образованием. Учебные заведения переданы советам народных депутатов, а позже - в ведомство Наркомпроса. При местных советах создавались отделы народного образования [7, С.258]. Советы существовали в основном в губернских центрах. В уездных, а также в волостных центрах действовали военно-революционные комитеты - ревкомы. Проводниками политики Наркомпроса УССР на территории губерний были отделы народного образования губ ¬ исполкомов [3, с.28], которые согласно Постановлению IX Всеукраинского съезда Советов (1925) были ликвидированы в связи с образованием округов и районов. Отделы народного образования как региональный орган управления образованием включали в себя заведующего отделом, общий подотдел, подотдел социального воспитания, куда входила секция дошкольного воспитания, подотдел внешкольного образования и действовали в разных местах Украины в разные времена [3, С.34]. Наркомпрос в 1918 году организовал 3-месячные курсы подготовки инспекторов по дошкольному воспитанию для областных отделов народного образования. Лица, окончившие эти курсы, на местах проводили подготовку дошкольных работников [8, С.47]. Итак, Наркомпрос руководил организацией общественного дошкольного воспитания. 
В июне 1918 года Совнарком подписал Декрет, согласно которому все государственные, общественные и частные учреждения дошкольного воспитания передавались в ведомства Наркомпроса и тем самым включались в систему народного образования как ее первое звено. Воспитательная работа проводилась в дошкольных учреждениях в основном за педагогической системой Фребеля и Монтессори и по тем указаниям, которые включал в себя "Руководство деятеля внешкольного образования и дошкольного воспитания", который выпустил в 1918 году отдел дошкольного воспитания при Министерстве народного образования [16, С. 659]. 
К концу 1918 года в Украине работало около 140 детских садов, а в 1920 г. - 678, в 1921 - 879, в 1922 - 704, в 1923 - 170, в 1924 - 148, в 1925 - 118 [17, C.12]. 
Наркомпрос вообще и дошкольное отдел частности организовывали работу на всей территории советского государства, проводили республиканские совещания заведующих местными дошкольными подотделами, выпускали инструктивные материалы из опыта работы. С 1918 года по 1922 по инициативе и при активном участии Д.Лазуркинои выдавался "Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса", в котором доводились до провинций оперативные указания, опыт работы и т.п.. 
Свои взгляды на организацию работы детского сада руководители дошкольных отделов различных уровней могли осветить в изданной Наркомпросом в 1919 году "Инструкции по ведению очага и детского сада". Эта инструкция четко размежевала центр и детский сад, указывала на наполняемость групп - на 1 воспитателя не более 25 детей, а желательно 15. 
Дело организации системы дошкольного воспитания в регионах в то время была возложена на отделы народного образования уездных революционных комитетов, которые действовали решительно. Их распорядительные документы имели характер безапелляционности и обязательности к исполнению. Как пример подадим на языке оригинала один из приказов отдела народного образования при Каменец-Подольском уездном революционном комитете: 
"Приказ ч.8 
Отдела Народного Образования при Каменецком ревкоме. 
Зарегистрироваться на протяжении до 6-го августа в Подотдел Дошкольного Воспитание: 
1) всем по бывшим так и нынешним руководителям (ницям) Дошкольных учреждений (детских садов, площадок, приютов), 
2) всем Окончив курс дошкольного воспитания, 
3) всем Курсистка курсов Дошкольного Воспитание, 
4) всем, кто ранее участвовал в дошкольном труда, как в Каменце так и в других местах. 
Зарегистрироваться в этот же срок всем детским дошкольным учреждениям - детским садам, площадкам, сиротским домам, приют. Лиц, не зарегистрируются в указанный срок, будут привлечены к ответственности. 
Заведующий Отделом рождения. Образования 
Заведующий Подвод. Дошк. Воспитание Делопроизводитель "[19, л. 58]. 
Создателем первой системы школьного образования в Украине был тогдашний комиссар образования Г.Г.Гринько, который подал произведенную им схему образования на рассмотрение Всеукраинского совещания заведующих губернских отделов народного образования 29.03.1920 года, а в августе этого же года на постановление Всеукраинского совещания в деле образования. Своей схеме Г.Гринько ввел систему дошкольного воспитания в общешкольную систему, чем и выполнил требования декларации "О дошкольное воспитание". 
Система школьного образования имела ступенчатый характер и включала: 
1. Дошкольное социальное воспитание (детский сад, детский дом, коммуна, колония и т.д.) - от 4 до 8 лет. 
2. Социальное школьное воспитание (трудовая семилетняя школа, которая делится на 2 концентры: 1 - 4-летний - с 8 до 12 лет, 2 - 3-летний - с 12 до 15 лет). 
3. Профессиональное образование: 
а) профессиональная школа; 
б) техникум 
в) институт; 
г) академия [16 С.652-653]. 
Дошкольное социальное воспитание в этой системе занимает место начальной основательной звена. Это можем подтвердить "Основными принципами Единой трудовой школы" (16.10.1918 p.), В которых указывалось, что вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу [7, С.259].Учреждениями социального дошкольного воспитания были: площади различных типов, детские сады, клубы неполного дня, дневные детские дома и детские сады целого дня [16, с.660], которыми осуществляли руководство на территории городов отделы народного образования исполнительных комитетов городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов трудящихся, образованные в 1919 году (с 1940 года - Советов депутатов трудящихся, с 1977 - Советов народных депутатов) [4, С.112]. В структуре этих отделов было дошкольное воспитание. Управления образованием на территории городов осуществлялось на основе решений городских Советов и постановлений вышестоящих государственных органов [3, С.44]. Городские отделы народного образования занимались организацией образования вообще и дошкольного частности. В 1921 году в Украине насчитывалось детей в возрасте от 4 до 15 лет 7495900, из них в городах - 1419780, и в селах - 6076120. Беспризорных детей (сирот и полусирот) у 700000. На начало 1921 Нарком просвещения располагал такое количество учреждений: детские дома - 600 (находилось 39000 детей), детские сады - 500 (35 000 детей), школы - 21887 (2250000 детей) [3, С.29]. 
В августе 1920 на Второй Всеукраинской совещании по образованию была принята система педагогического образования, которая предусматривала создание педагогических учебных заведений. Факультеты социального воспитания институтов народного образования должны были готовить "квалифицированных соцвиховцив, способных внедрять в жизнь систему социального воспитания Укрнаркомосвиты во всем ее объеме и содержании, охватывая весь" соцвиховний "возраст, а также воспитательные, в частности, так называемые" образовательные "элементы единого воспитательного процесса, в какой бы форме он не протекал: в школе, в детском саду, клубе, на площадке "[5, с.212]. 
Перед наробраза стояла задача широко развивать строительство новых детских учреждений, укреплять существующую сеть школ. Это было продиктовано огромным ростом детской беспризорности в результате гражданской войны и чрезвычайной ограниченностью ресурсов государства. К концу 1921 Нарком просвещения располагал: детские дома - 1844 (98890 детей), детские сады - 513 (27150 детей), школы - 22601 (1852010 детей). Таким образом, 1921 год дал большой рост детских учреждений, что обеспечило полное или частичное материальное содержание детей за счет государства [13, С.190-191]. 
Итак, при активном содействии государства до конца 1921 основным типом дошкольных учреждений стал детский сад с непрерывной летней работой и пребыванием в нем детей, в зависимости от условий работы матерей, в течение 7, 9 и 12 часов. Большая часть детских садов содержалась на средства государства и только отдельная - на средства предприятий и хозяйственных организаций. Кроме детских садов, существовали другие формы общественного дошкольного воспитания: детские летние и зимние площадки, дошкольные группы, вечерние детские при пунктах ликвидации безграмотности в клубах. Стали возникать детские сады и детские сезонные площадки в селах, получивших в дальнейшем значительное развитие. Как видим, число детей в детских садах на конец 1921 уменьшилась в связи с тем, что круглые сироты переводились в детские дома. 
Детский дом был предназначен служить "маяком" социального воспитания, а все другие учреждения социального воспитания (детские сады, клубы , школы) считались учреждениями переходного типа, которые имели ориентироваться на детский дом и приближаться к нему. Однако позже выяснилось, что детский дом не может быть "маяком" социального воспитания по двум причинам: государство не имело соответствующих средств для содержания детских домов, педагогическая сторона детского дома имела ряд негативных сторон, а именно: комплектовалась механически, единственный признак, объединяла детей, это беспризорность. За сутки новой экономической политики дошкольные учреждения перешли на местные бюджеты, на содержании государства остались лишь учреждения для дефективных детей. В этот период детский дом полностью теряет смысл "маяка", но сохраняет ведущее место как учреждение для беспризорных детей [16, с.660-661]. 
Функции управления образованием на территории района в 1923-27 годах осуществлял культурно-социальный отдел, входивший в состав исполнительных комитетов районных Советов депутатов трудящихся [4, С.104-105]. В феврале 1924 проведена Всеукраинское совещание заведующих губернскими отделами социального воспитания, которая рекомендовала дело дошкольного воспитания на местах взять под контроль, развернуть агитацию среди населения за создание дошкольных учреждений [1, С.10]. Культурно-социальный отдел в 1927 году был расформирован, и вместо него были введены должности инспекторов. К 1931 году районные инспекторы народного образования не были самостоятельными учреждениями [4, С.104-105, 108-109]. 
В мае 1931 создано районные отделы народного образования с предоставлением им прав самостоятельных учреждений. Они были региональным органом управления образованием и осуществляли руководство и контроль за деятельностью учебных заведений, которые находились на районном бюджете, организовывали и контролировали работу дошкольных учреждений. В состав аппарата районного отдела народного образования входил инспектор дошкольного воспитания [3, С.47]. 
Система руководства учреждениями дошкольного воспитания сложилась в Украине в основном до 1932 года. 
Мы считаем, что изучение исторического аспекта управления дошкольным образованием дает возможность объяснить значение практики по данной проблемы, избежать ошибок, допущенных в определенное время, позаимствовать то положительное, которое способствовало развитию в ¬ школьного образования и тем самым наметить пути совершенствования управленческой деятельности на всех иерархических уровнях.