Интеллектуальная готовность к обучению в школе

Проблемы интеллектуальной готовности предметно исследовала Г.Люблинська. Под ее руководством и при участии Л.Божович и О.Запорожця доказано, что интеллектуальная готовность имеет следующую структуру: а) высокий уровень развития речевых операций, способность к обобщениям и систематизации б) развиты познавательные интересы (наблюдательность, любознательность, сообразительность, остроумие) , способствующие совершенствованию различных форм теоретического мышления в) достаточный уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, сопоставление, классификация, умозаключения) г) развит интерес к познавательной активности (к обучению, элементы самообучения) д) развита произвольность всех психических процессов е) умение осуществлять самооценку и самоконтроль есть) умение учиться (это такой практический или интеллектуальный уровень развития навыков, который на конкретный промежуток времени удовлетворяет ту потребность учиться, которая является в настоящее время).
В 50-х годах XIX века впервые эту проблему исследовала О.Усова («Обучение в детском саду»). По ее мнению, умение учиться - это умение слушать учителя и воспринимать его указания, руководствоваться его наставлениями и советами во время выполнения заданий, умение сопоставлять полученный результат с образцом и объективно его анализировать.
А.Сорокина, изучая особенности усвоения ребенком знаний, выделила шесть основных этапов:
1) восприятие, 2) понимание 3) поэтапное планирование выполнения задания 4) решения задачи, 5) перенос приобретенных знаний в конкретную деятельность; 6) применение конкретных знаний в различных видах деятельности.
Ожидаемых результатов в интеллектуальной готовности детей к школе можно достичь, если соблюдать следующие условия:
- Планирование и дозирования учебного материала с опорой на главные дидактические принципы (природовидповиднисть, наглядность, научность и др.);
- Обеспечение познавательной активности в процессе обучения;
- Комплексность методов и средств воздействия на детей;
- Высокий уровень самоподготовки учителей.
Физическое развитие, с одной стороны, является критерием нормального течения процессов роста, а с другой - важным признаком состояния здоровья, общепринятых «стандартов» физического развития в зависимости от местных условий жизни, климата, этнографических особенностей и т.п.. Именно поэтому в каждом регионе нужно определить местные или региональные стандарты физического развития детей.
Оценка физического развития ребенка осуществляется путем сравнения ее массы, роста и окружности грудной клетки со средними данными (х) для соответствующего возраста (табл. 1).
При определении возраста ребенка следует точно узнать, сколько ей лет, месяцев и дней на момент обследования. Для этого нужно вычесть из даты обследования ребенка дату его рождения.
Например: дата обследования: 20-го дня, 9 мес., 1997 г, дата рождения: 10-го дня, 5 мес., В 1990 г. Следовательно, возраст ребенка: 10 дней, 4 месяца, 7 лет.
По возрасту ребенок относится к семилетних, поскольку при проведении антропометрических исследований до семилетних относят Детей от 6 лет 6 мес. до 7 лет, 5 мес., 29 дней.
Таблица И. Показатели физического развития детей 7-летнего возраста (по Ю.Б.Кривогорським)


Показатель

X ± а

?

Мальчики

Рост, см

127,8 и 0,54

5,32

Масса, кг

27,24 ± 0,54

5,14

Окружность грудной клетки, см

61,52 ± 0,46

5,10.

Девочки

Рост, см

124,1 ± 0,42

5,02

Масса, кг

25,82 ± 0,32

4,04

Окружность грудной клетки, см

61,42 ± 0,36

5,20

Формирование мотивационной и волевой готовности

Для формирования готовности важное значение имеет развитие мотивационной сферы. Эти вопросы исследовали Л.Божович, О.Проскура, Савченко. Ученые установили, что структура этого явления включает:
- Формирование желания учиться;
- Формирование внутренней готовности организма к школьному обучению;
- Овладение ребенком нравственными представлениями и понятиями о конкретном поведении школьника;
- Формирование соподчинения мотивов.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться по двум причинам: во-первых, чтобы удовлетворить познавательные потребности, во-вторых, чтобы занять определенную позицию в сообществе людей, в частности такую, что открывает доступ к миру взрослых (социальный мотив учения).
Единство этих двух потребностей обусловливает возникновение нового отношения ребенка к действительности. Л.Божович называет его внутренней позицией школьника. Это один из критериев готовности детей к школе, которая является связующим звеном между детством и взрослостью.
Дети понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни, и если дошкольное учреждение посещать не обязательно, то в школу ребенок идет охотно, чтобы занять новое место в системе общественных отношений, приобрести нового социального статуса.
Волевая готовность, или способность к саморегуляции, означает умение ребенка произвольно направлять свою психическую активность, управлять собой, соблюдать установленные правила поведения, моральных норм, доступных ребенку соответствующего возраста. Очень важно сформировать у дошкольников умение самостоятельно определять цели, помнить о конечном результате определенной деятельности.
Формирование волевой готовности предусматривает развитие таких мотивов поведения, которые будут стимулировать деятельность, направленную не только на то, чего ребенок хочет, но и на то, чего нужно добиться в соответствии с рекомендациями программы, требований учителя, цели урока.
К концу шестого года жизни формируются такие элементы волевых действий: умение осознавать цель; принимать план ее достижения; выбирать адекватные действия; проявления определенных волевых усилий, осуществление элементов самооценки и самоконтроля.
Д. Эльконин определил основные параметры развития произвольности, необходимые для учебной деятельности. Обсуждая проблему готовности к школе, ученый выделил и обязательные предпосылки учебной деятельности: 1) умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяет способ действий, 2) умение ориентироваться на заданную систему требований; 3) умение внимательно слушать учителя и тщательно выполнять задания по словесной инструкции;
4) умение самостоятельно выполнять задания по образцу.
Эти параметры важны для развития произвольности, но одновременно следует развивать у детей терпеливость, усидчивость, настойчивость; робких, нерешительных следует поощрять похвалой, подбадриванием; пассивных - результатом деятельности, его значимостью; импульсивных - хвалить за выдержку, организованность.

Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению

Диагностирование готовности осуществляют для того, чтобы изучить особенности развития для обеспечения индивидуального подхода в учебном процессе, выявить не готовых к школьному обучению детей для организации коррекционно-развивающей работы, направленной на профилактику неуспеваемости и дезадаптации; распределить будущих первоклассников в классы в соответствии с их зоны ближайшего развития . Это даст возможность каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме; отсрочить на один год начала обучения не готовых к школе детей.
Диагностику психологической готовности к школьному обучению впервые начали использовать за рубежом. В исследованиях зарубежных ученых ее основном определяют как диагностирование школьной зрелости.
Традиционно педагоги выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), охватывает выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, умение воспроизвести образец, развитие мелких движений руки, сенсомоторную координацию.
Эмоциональная зрелость - это уменьшение импульсивных реакций и возможность длительного исполнения не очень интересных задач.
К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам группы, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основе выделенных параметров ученые создали тесты определения школьной зрелости. Среди самых известных зарубежных тестов на определение школьной зрелости, используемых в Украине является «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Шрасека» и «Способность к обучению в школе» Г.Витцлака.
Согласно этой методике исследования детям предлагается выполнить три задачи:

  1. Нарисовать на четверти обычного листа печатной бумаги фигуру (без предъявления к ребенку каких-либо требований).
  2. Скопировать десять точек, поставленных друг от данной на одинаковом расстоянии по вертикали и по горизонтали.
  3. Воспроизвести незнакомую комбинацию штрихов, перемалювавшы фразу «Он где роща», «Спи, ибо время» или «Идет по нам».

Развитые, готовы к обучению в школе дети должны: нарисовать фигуру человека с головой, туловищем, конечностями, изобразив и детали (глаза, уши, нос, волосы, шею, пальцы) показав способность к подражанию, точно скопировать десять точек и воспроизвести штрихи букв , наклон штрихов, поставить точку в конце фразы.
Каждое задание оценивается по пятибалльной системе (1 - высокий балл, 5 - низкий балл). Уровень «зрелости» устанавливается по суммарной (три задачи) количеством баллов. Градации «зрелые» относят детей, получили за все задания не более 5 баллов, до «середньозрилих» - тех, которые получили в сумме от 6 до 9 баллов, «незрелыми» дети, которые получили 10 и более баллов.
Оценивания заданий осуществляется по определенным в методике критериям - ориентировочным выполнением задания на каждый балл в пределах 1-5, 1 балл - высшая оценка, 5 - самая низкая.
Задача 1. Нарисовать фигуру человека.
1 балл - фигура должна иметь такие необходимые элементы: голову, глаза, уши, волосы, туловище (с одеждой), шею, конечности с пальцами;
2 балла - могут отсутствовать некоторые элементы: волосы, пальцы;
3 балла - могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы;
4 балла - примитивное изображение;
5 баллов - «головоногие человек» (только голова и ноги).
Задача 2. Скопировать 10 точек.
1 балл - полное сходство, допускается небольшое отклонение отдельных точек или столбца из трех точек, общий рисунок не должен быть снижен более чем вдвое;
2 балла - количество точек должно соответствовать образцу, допускается отклонение трех точек в горизонтальном или вертикальном направлении более чем на половину расстояния между ними;
3 балла - воспроизведен общее сходство, но количество точек не соответствует образцу, она не должна превышать 20 и быть меньше 7; допускается поворот рисунка на 180 градусов;
4 балла - сходствах нет, изображение состоит из отдельных точек, но есть определенный порядок их расположения, размеры и количество точек не соответствуют образцу;
5 баллов - хаотичное изображение.
Задача 3. Воспроизвести незнакомую комбинацию штрихов.
1 балл - точная копия образца, буквы соответствуют (или отличаются не более, чем вдвое) образца, прописная буква выше, между буквами связь, наклон не превышает ЗО градусов вправо;
2 балла - изображение можно прочитать, но нет единого наклона букв;
3 балла - изображена правильно не менее четырех букв;
4 балла - набор штрихов;
5 баллов - хаотичное изображение.
Определение умственной работоспособности дошкольников осуществляется по методике дозирования работы во времени с помощью фигурных таблиц. Задание предусматривает сложное дифференцировки не только различных фигур (круга, треугольника, прямоугольника, флажка и т.п.), но и трех знаков: плюса, минуса, точки. Качественное выполнение задания большого объема требует устойчивого внимания, достаточной концентрации процесса возбуждения и силы активного внутреннего торможения, то есть определенной зрелости центральной нервной системы ребенка.
Дети выполняют работу в течение двух минут. Предварительно детям объясняют ход задачи: «Передивляйтесь внимательно все фигуры. Среди них находите фигуры трех видов: треугольник, флажок, кружочек, у треугольнике ставьте черточку (минус), в флажки надо поставить крапинку, в кружочке - крестик (плюс) ». Экспериментатор рисует на доске образцы, после чего спрашивает детей, поняли они задачи. Выборочно нескольких из них просит повторить задание. После этого все с доски вытирается и с командой «Начали» включается секундомер. Через две минуты работу останавливают и собирают таблицы с выполненным заданием.
По результатам выполнения детьми дозированных нагрузок определяют скорость работы - количество фигур, которые ребенок пересмотрела (количественный показатель), и точность работы - количество общих ошибок на 100 фигур (качественный показатель).Определяют также коэффициент производительности (Q) по формуле:
где С - количество рядов, которые ребенок пересмотрела;
В - количество ошибок.
Ошибки в этом случае не стандартизируются. Каждый пропущенный строка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается одной допущенной ошибке и добавляется к общему числу ошибок.
По результатам работы с фигурными таблицами можно определить и коэффициент точности выполнения задания (А):
А = М / N
где М - количество фигур, в которых проставлена ??соответствующие знаки;
N - общее количество фигур, в которых знаки нужно проставить.
Количественные показатели коэффициентов точности и умственной производительности характеризуют концентрации внимания.
К самым известным методик, с помощью которых определяют психологическую готовность к школьному обучению, относятся методы, выявляющие сформированность психологических предпосылок к обучению и основываются прежде всего на положениях Д.Эльконина о диагностировании психологического развития в переходные периоды (сформированность игровой деятельности, ее основных структурных компонентов, уровень развития наглядного мышления, познавательных мотивов, потеря непосредственности социальных отношений, обобщение переживаний, развитие самоконтроля).


Методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью, которые сейчас используют педагоги, соответствуют методологическим принципам Д.Эльконина. Среди них методики «Узор» Л.Цеханськои, «Графический диктант» Д.Эльконина, «Рисование с точками» А.Венгера т.п..