Игры как вида деятельности ребенка

Исследования детской игры Д.Эльконина в области детской игры Г.Люблинськои об игре как ведущую деятельность дошкольника, психологию и механизмы сопровождения игры позволяют выделить следующие ее особенности:

- В игре ребенок отражает реальное окружение;

- Игра - средство организации и приобретения и уточнения знаний, закрепляются в ней;

- Игра - простор для проявления мыслительной деятельности ребенка;

- Игра - путь к активному преобразованию действительности, обеспечения единства представлений с реалиями жизни;

- Игра - форма своеобразного сочетания выдумки с реальностью: действия и слова;

- Источниками развития игры является борьба внутренних противоречий развития ребенка.

По утверждению ученых, на протяжении дошкольного возраста происходит развитие игры. Ю.Аркин замечал, что ее развитие происходит в следующих направлениях:

1) от малочисленных до многочисленных игр;

2) от неустойчивых к устойчивым группировок;

3) от бессюжетных к сюжетным событий;

4) от отражения событий личной жизни к отражению явлений общественной жизни.

О.Усова, исследуя игры дошкольников, доказала, что они меняются с возрастом детей и развитие их содержания происходит по следующим направлениям:

- Изменяется вид игры (игры - действия, строительные, конструкторские. Игры, ролевые, сюжетно-ролевые, творческие);

- Использование детьми роли (сначала это одна несложная роль, постепенно их количество увеличивается, а содержание усложняется).

Виды игр детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра и предпосылки ее возникновения

В современной дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр. Первая из них восходит к началу XX в. Так, П.Блонский разделил детские игры на следующие виды:

1) воображаемые (вымышленные);

2) строительные;

3) подражательные;

4) подвижные;

5) игры-драматизации;

6) интеллектуальные.

Сейчас, если взять во внимание, что каждому из выделенных видов игр должно соответствовать определенный вид деятельности, то, по классификации П.Блонский, игры как таковой не существует. Ее сюжет обусловлено только деятельностью.

Зато А. Леонтьев разделял детей по происхождению:

1) функциональные (первый год жизни);

2) конструкторские (второй год);

3) ситуативные;

4) традиционные (классики, прятки и т.п.);

5) пограничные (драматические, спортивные, дидактические игры).

Авторская классификация О.Леонтьева также обозначена формализмом и имеет просчеты. На современном этапе развития теории и практики педагогики дошкольного распространенной является классификация Д.Эльконина. Ученый разделяет сюжетно-ролевые игры по следующим признакам:

1) игры с сюжетом на бытовые темы;

2) игры с производственным сюжетом;

3) игры с общественно-политическим сюжетом.

Отдельно Эльконин группирует игры по правилам:

1) подражательно-процессуальные;

2) игры-драматизации;

3) сюжетные игры с несложными правилами;

4) игры по правилам без сюжета;

5) спортивные игры.

В работе «Психология игры дошкольника» Д.Эльконина приводит следующее определение сюжетно-ролевой игры: это деятельность, в которой дети, беря на себя роль взрослого и создавая игровую ситуацию, моделирующие деятельность взрослого человека, его смысл, мотивы, задачи и нормы отношений. Это одно из условий возникновения ролевой игры. Путем использования различных игровых предметов ролевая игра проходит сложный путь развития, зарождаясь еще на первом году жизни.

И.Фрадкина считает, что предпосылками зарождения сюжетно-ролевой игры является отделение действия от предмета, обобщения (основная предпосылка) характер действия, использование предметов-заменителей, а также сравнение детьми своих действий с действиями взрослых. При условии, что взрослые являются образцом для ребенка, возникает ролевая игра. В раннем возрасте ролевая игра отсутствует, поскольку для ее возникновения необходимо наличие знаний и впечатлений от окружающей среды, игрушки и предметы-заменители, постоянное общение ребенка со взрослыми, сменяемость отношений в различных видах их совместной деятельности.

Решению Ленинских, речевых и других учебно-развивающих задач способствуют народные игры. Они отражают социальную жизнь каждой эпохи, оказывая большое влияние на формирование национального характера. Г.Довженюк называет их народным искусством, а Скуратовский - своеобразной школой, в которой дети усваивают первые азбуки науки.

Украинский дошкольная педагогика пользуется такой классификации народных игр: дидактические, подвижные с ограниченным языковым текстом, подвижные хороводы, игры речевой направленности, игры с отражением трудовых процессов и народного быта, игры на совершенствование движений с ограниченным языковым текстом, на развитие диалогической и связной речи , на развитие фонематического слуха и звукопроизношения, на ознакомление с трудовыми процессами и т.п..

Народная игра занимает особое место в лучших украинских традициях, отмечает Скуратовский, поэтому ей самой природой отведено исключительное влияние на воспитание детей.


 Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры и их изменения на протяжении дошкольного детства

В современном дошкольном дидактике произведено такую структуру сюжетно-ролевой игры:

1

2) роли;

3) содержание;

4) игровые действия;

5) игровые операции;

6) игровая мастерство;

7) воображаемая ситуация (фантазии);

8) правила (частичные при определенном сюжета).

Сюжет - отрасль действительности, отображается детьми в игре. Она может быть производственной, бытовой, общественно-политической и т.п..

Содержание - все, что воспроизведена ребенком в игре из жизни взрослых и сверстников. Это внешняя сторона человеческой деятельности с отношением детей к действительности, друг к другу, а также социальное содержание человеческого труда, отдыха и т.д..

Роль - центральный фрагмент игры, объединяющая все остальные ее аспекты и сопровождается игровыми действиями. По Д.Эльконина, роль и игровые действия является основной единицей развернутой формы игры.

Игровые операции - способ выполнения действия. Игровые действия и операции всегда реальны.

Воображаемая ситуация возникает вследствие игровых операций и игровых действий.

Правило основном скрытое в каждой игровой роли.

За дошкольного детства происходит развитие всех компонентов сюжетно-ролевой игры: от бытовых игр к производственным и общественно-политических. Постоянство интереса к играм на один сюжет повышается с возрастом: молодые дошкольники нередко меняют сюжет на протяжении нескольких минут, старшие - нескольких дней. В смысле сначала воспроизводятся действия с предметами, постепенно он начинает расширяться - воспроизводится деятельность людей. Младшие дошкольники играют рядом, а не вместе, старшие - играют вместе, используя результаты своей деятельности.

Меняются и игровые действия: чем старший дошкольник, тем короче действия. Обычно модель изменения роли такова: младший дошкольник меняет роль по учебно-предметной на новую, старший дошкольник течение нескольких дней придерживается одной роли.Постепенно увеличивается количество игроков: в три года - играют 2-3 детей в течение 3-5 мин; в 4-5 лет - коллективные игры продолжительностью около 40-50 мин; в 6-7 лет - предварительное коллективное планирование игры на несколько дней или недель .

Д.Эльконина формулирует принципиально важный вывод: игра развивается от открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правила, скрытой роли и скрытой воображаемой ситуации. Есть сюжетно-ролевая игра превращается в игру с правилами, в которую играют дети и школьного возраста.

Игровая деятельность влияет на развитие всех психических процессов ребенка в целом: развитие сенсорики и психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и воображение, язык вещания, чувства и воля), в игре формируются морально-этические понятия, складываются первые представления о мире. Игра влияет на содержание и формы усвоения отношений между взрослыми.