Игровые технологии в процессе ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с иноязычной культурой

Постановка проблемы . В современном мире наблюдается взаимопроникновение культур большинстве стран, их ценностных и духовных ориентиров. Это означает, что человек в своем мышлении и деятельности должна соединить разные культуры, формы деятельности. Произошло изменение в геолингвистичний ситуации планеты: в эпоху билингвизма всякий носитель языка владеет минимум двумя языковыми системами (системой родного языка и чаще системой английского языка). Насущной потребностью становится свободное владение английским языком всеми народами, поскольку этот язык становится культурной идентификацией и культурным выражением международных контактов.
Иностранный язык вообще, а во многих случаях - язык английский, предоставляет возможность приобщаться к культуре страны изучаемого языка, знакомиться не только с историей или литературой, но и с традициями, образом жизни представителей различных слоев населения. Таким образом, освоение иностранного языка становится средством присоединения детей к мировой культуре, способствует взаимопроникновению культур. Более того, овладевая культурой другого народа, ребенок лучше и полнее осознает и понимает свою национальную культуру. В наше время ознакомления с иноязычной культурой является социальным заказом общества и насущной потребностью каждого его члена, что обусловлено расширением возможностей общения и познания различных мировых культур.
Целью статьи является рассмотрение проблемы создания и развития игровых технологий по ознакомлению детей дошкольного и младшего школьного возраста с иноязычной культурой .
Анализ последних исследований и публикаций. Содержание обучения иностранному языку позволяет увидеть различные аспекты иноязычной культуры. Основу овладения культурой составляет внутренняя позиция, менталитет, мировоззрение человека. Чем раньше происходит погружение в иноязычную культуру, тем ближе она становится человеку и тем глубже ее проникновение в ее сознание. Поэтому переход к раннему ознакомления детей с иноязычной культурой обусловливает потребность в разработке игровых педагогических технологий, соответствующих возрастным особенностям детей и способных формировать личность, обладающая общечеловеческой культурой и творческим мышлением.
Проблему игры как источника духовного развития детей рассмотрены в многочисленных трудах ученых, а именно: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.. В практике детского сада распространенные языковые игры, разработанные А.И. Максакова и Г.И. Тумаков [2], Г.С. Швайко [7], А.П. Янковский [8].
Считаем, что интеграция в игровой технологии всех ведущих (игра и общение) и значимых видов деятельности (музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, ознакомление с художественной литературой) наиболее адекватна потребностям и возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста, а также способствует эффективному ознакомлению детей с иноязычной культурой.
Мы опираемся на идею целостности человека во всех ее проявлениях: в поведении, в деятельности. Поэтому, создавая условия, способствующие самореализации личности, следует помнить об одновременном физическое, интеллектуальное и духовное развитие человека, а также проектирование игровых ситуаций осуществлять с учетом ведущих и значимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Процесс ознакомления детей с иноязычной культурой происходит на почве учета видов деятельности, которым отдается предпочтение по каждому ребенку.
Психологи, занимающиеся проблемами игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев , С.Л. Рубинштейн), называют декабря ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Показывая роль и значение дидактической игры в воспитаны и обучении детей дошкольного возраста современные педагоги рекомендуют использовать ее рядом с другими приемами обучения. Именно в игре, по мнению А.И. Негневицькои и А.Н. Шахнаровича, ребенок достигает максимально возможной степени самоуправления.Игра является средством построения модели окружающего мира, а следовательно, инструментом его овладения и даже его преобразования [4, С. 90].
Остановимся на своеобразии использования игровых приемов на учебно-речевой деятельности учащихся младшего школьного возраста. Как подчеркивает В.С. Мухина, игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего представления и навыки общения. В первые месяцы и даже годы продвижением в учебной деятельности ребенком может управлять исключительно игровой мотив.В этом случае важно проконтролировать характер мотивов и организовать условия для формирования именно учебных. Учебный мотив, стремление овладеть способами учебной деятельности, контроль и другие учебные действия постепенно становятся достоянием ребенка, и она психологически переходит к новому виду деятельности [3, С. 332-333].
Ребенок шести-семи лет одновременно тяготеет к двум видам деятельности: игровой и учебной. Своеобразие этой ситуации в том, что неразвитые познавательные возможности детей этого возраста подкрепляются сильными игровыми мотивами, необходимостью эмоционального контакта и поддержки взрослого. Итак, как показывает Я.Савченко, учебная деятельность вызревает в недрах игровой и лишь постепенно становится ведущей [6, С. 48].
С аме в школьном возрасте, как отмечает Л.С. Выготский, игра переходит к внутренним процессам, к внутренней речи, логической памяти, абстрактного мышления. Во время игры ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но неотрывно от реального действия с реальными предметами ... Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития [1, С. 71-74].
Заметим, что особое место занимает дидактическая игра и игровые приемы в учебном процессе первоклассников, ведь становление и развитие учебной деятельности происходит в период еще слабых произвольных процессов внимания, восприятия, памяти. Дидактические игры сочетают элементы учебной и игровой деятельности. Основой такой игры является познавательное содержание, т.е. содержание тех знаний, умений и навыков, которые применяются для решения игровой задачи, и закрепляются в нем как в практической деятельности. Главными условиями эффективности применения дидактических игр при обучении речи являются: органичное включение в учебный процесс; мотивированные названия, наличие действительно игровых элементов, в частности, зачинов, рифмовки; обязательность правил, которые нельзя нарушать, использование считалок; эмоциональное отношение самого учителя к игровых действий [5, С. 50].
Проблемы, не решены. Имеет место недостаточная разработанность игровых технологий обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это свидетельствует о наличии противоречия между образовательными потребностями и недостаточным уровнем развития игровых методик, которые способствуют эффективности раннего ознакомления детей с иноязычной культурой. Так, недостаточно разработанными в этой сфере есть два аспекта: 1) игровые технологии, соответствующие возрастным особенностям дошкольников, разработаны ограничено 2) действующие технологии ознакомления с иноязычной культурой, хотя и ориентированы на возрастные особенности детей, чаще характеризуются односторонностью, учетом только отдельных возрастных признаков или отдельных сторон развития ребенка.
На основе анализа работ ученых Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, BC Мухиной можно сделать вывод о целесообразности ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с иноязычной культурой с опорой на образность их мышления и на ведущий вид деятельности - игра, поскольку глубину восприятия и эмоциональности в этом возрасте может предоставить только игровая деятельность.
Деятельность детей в ознакомлении с иноязычной культурой соответствует их возрастным особенностям и уровню творческих стремлений личности. Такая технология строится на основе прогнозирования ее исхода при наличии критериев оценки результатов и охватывает компонент эстетического развития и компонент физического развития.
В процессе ознакомления с иноязычной культурой используются различные виды игр. В каждой группе игр реализуются свои специфические цели и задачи обучения, связанные с тематикой занятия. В сюжетно-ролевых играх развивается творческое воображение, дети получают социальный опыт общения и эмоциональное удовольствие от игры, снимают напряжение. В основе развивающих игр лежит сочетание в деятельности ребенка элементов игры и обучения. Развивающие и творческие игры способствуют развитию речи, творческого воображения, памяти и внимания, логического мышления и пространственного воображения, коммуникативных умений.
Использование подвижных игр на занятиях по иностранному языку способствует повышению интереса детей к занятиям, опосредованного закрепления языкового материала, знакомства с культурой и традициями стран, удовлетворяет потребность детей в движении. Подвижные игры являются средством ознакомления с иноязычной культурой, средством активизации умственных способностей детей, средством нравственного и эстетического воспитания, средством формирования личности.
Дидактические игры применяются для ввода и отработки фонетического, лексического, грамматического материала. Благодаря им расширяется лексический запас детей, развивается фонематический слух, слуховая память и т.п.. В играх дети овладевают страноведческие знания. Музыкально-дидактические игры оказывают неоценимую помощь в развитии чувства ритма, в умении различать звуки другого языка. Фонетические игры и сказки используются в работе над языковым материалом и развитием речи детей. В игровой форме у детей формируется правильная звукопроизношение, развивается слух и фонематическое восприятие, моторика речевого аппарата.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, умения и навыки. Игры также развивают сенсорные ориентации детей, их представления, наблюдательность, внимание, память, мышление, первичные формы аналитико-синтетической деятельности. По мнению Ч. Рида, игры имеют большое значение для развития самосознания ребенка, потому что в них самосознание укрепляется как активный деятель по речевой деятельности [9, С. 65-82].
Итак, современное состояние ознакомления дошкольников и детей младшего школьного возраста с иноязычной культурой характеризуется обострением таких противоречий: 1) между общественной потребностью в повышении эффективности обучения иностранному языку и реальным положением обучения в детских садах и школах, 2) между целостностью человека как субъекта овладения иноязычной культурой и односторонностью технологий ознакомления, разрабатываемых с иноязычной культурой, 3) между потребностями общества в овладении иноязычной культурой с ранних лет и недостаточной разработанностью соответствующих возрасту ребенка дидактических средств ознакомления с иноязычной культурой.
Анализ научной литературы по этой проблеме позволяет сделать следующие выводы:
1. Ознакомление с иноязычной культурой является настоящим социальным заказом общества и насущной потребностью каждого его члена для расширения возможностей общения и познания различных мировых культур. Иноязычная культура рассматривается как цель обучения и имеет при этом социальный, лингвострановедческий, педагогический и психологический смысл, соотносится со всеми аспектами обучения.
2. При проектировании игровых технологий следует опираться на данные психологии о возрастных особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также на педагогические теории (интеграция в образовании, концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре). Итак, игровая интегрированная технология, основывается на осуществлении интеграции ведущих и значимых видов деятельности ребенка такого возраста.
3. Разработка игровой технологии ознакомления детей с иноязычной культурой имеет социальные, психолого-физиологические и педагогические предпосылки; охватывает компоненты эстетического и физического развития. Пидcтавамы интеграции являются: теория единства и целостности человека во всех аспектах ее деятельности; образность, свойственная детям дошкольного и младшего школьного возраста; игра как объединительный начало всех ведущих видов деятельности. Дидактическими приоритетами технологии выступают направленность на развитие иноязычной культуры, единство учебных и игровых целей, обучение на высоком уровне трудности, опора на увлеченность и интерес.
Таким образом, использование игровых приемов позволяет достижения поставленной дидактической цели в учебно-речевой деятельности, удовлетворяет потребности ребенка, способствует овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Так, игровая деятельность может быть основой обучения, основой отбора и организации языкового материала, основой обеспечения естественной необходимости многократного повторения речевого материала, основой психологической готовности детей к речевому общению, а также способом тренировки детей в выборе нужного речевого варианта, способом презентации материала, условием развития ребенка.