Характеристика процесса и содержания нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Процесс нравственного формирования личности - неравномерное. За дошкольного детства есть несколько ключевых моментов, которые обусловлены появлением качественно новых уровней нравственного развития.

В раннем возрасте развитие самостоятельности ребенка сопровождается потребностью соучастия в жизни взрослых, совместной с ними деятельности. Ее стремление к положительной оценке, поддержки и одобрения действий взрослыми способствует усвоению им моральных норм.

В среднем дошкольном возрасте ярко проявляется позиция «защитника» норм поведения, образцом которых является взрослый. Дети этого возраста активно отстаивают моральные нормы. Значительное количество детских жалоб содержит сообщение о том, что кто-то из сверстников не выполнил ту или иную требованию. Первый этап формирования у детей понятий о добре и зле, плохое и хорошее, о том, как нужно вести себя с другими людьми, как относиться к своим и чужим поступкам, обусловленный непосредственным эмоциональным отношением к людям, от которых исходят эти требования поведения.

В старшем дошкольном возрасте нравственные чувства и знания сливаются, теснее связываются с чувствами долга. Ребенок этого возраста уже способен осознавать нравственную сущность своего поведения. По Л.Выготский, возникают внутренние моральные инстанции, когда ребенок стремится к поведению согласно моральным нормам не потому, что этого требуют взрослые (родители, воспитатели), а потому, что это приятно для окружающих и для себя ... [21].

Взаимодействие между педагогическими воздействиями и развитием личности происходит путем восприятия и осознания моральных требований, их оценки и проверки опытом. Нравственное поведение означает единство мотива и действия. Мотив побуждает к определенному действию, придает поведению личностного смысла. По определению О.Леонтьева, иерархия мотивов формируется в конце дошкольного возраста. Показателем нравственной воспитанности является преобладание моральных мотивов, а не отдельные поступки.Ведь каждый поступок может быть зинидийований различными мотивами и свидетельствовать о разных уровнях усвоения моральных норм. Например, один ребенок помогает сверстнику, чтобы впоследствии требовать благодарности или помощи друга - чтобы ее добрый поступок заметил и отметил педагог, третья - тому, что ее друг попал в затруднительное положение, четвертая помогает, руководствуясь чувством сопереживания, сочувствия. Итак, нравственное становление ребенка предполагает формирование у нее системы доминирующих мотивов соответствии с моральными нормами общества, которые определяют ее отношения с окружающими людьми [54].

Традиционно содержание нравственного воспитания определяют три группы задач: формирование в единстве нравственного сознания (представлений, понятий о добре и зле), поведения (навыков культуры поведения, уважения к окружающим, правдивости, честности, трудолюбия и т.п.), чувств (заботливости, совести, гуманности, любви к Родине). Согласно факторов нравственного воспитания выделяют три группы методов: методы формирования нравственного сознания (убеждение, объяснение, внушение, этическая беседа), методы формирования нравственного поведения (организация жизни и деятельности детей в соответствии с общественными нормами поведения, упражнения в моральном поведении, общая игровая и продуктивная деятельность детей, ситуации нравственного содержания), методы воспитания нравственных чувств (например, поощрение, одобрение или осуждение). Однако выделение отдельных направлений нравственного воспитания возможно только при условии, если они рассматриваются в контексте главного результата

- Устойчивого формирования доминанты мотивов.

Сущность процесса нравственного воспитания заключается во взаимодействии воспитателя и ребенка с целью приобщения ее к моральным ценностям общества, формирования нравственного опыта, воспитания морально-волевых качеств, мотивов поведения.Процесс нравственного воспитания

- Важная составляющая целостного педагогического процесса в детском саду. Принципиальным своеобразием нравственного воспитания является то, что его нельзя выделить в отдельную специальную деятельность (вроде обучения), оно осуществляется на протяжении всей жизни ребенка, в опыте любой деятельности и общения со взрослыми и сверстниками.

Процесс нравственного воспитания характеризуется прежде целеустремленностью. Цели нравственного воспитания - формирование личности - можно достичь только при условии знания педагогом возможностей нравственного развития детей и задач, содержания и методов воспитания на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Процесс нравственного воспитания имеет двусторонний (творческий) характер. Ребенок - соучастник воспитательного процесса - активно воспринимает педагогические воздействия, а воспитатель организует процесс нравственного воспитания, ориентируясь на характер этого восприятия. Течение психических процессов и состояний, происходящих в сознании ребенка и составляют основу развития определенных потребностей, мотивов, качеств, имеет не поверхностный, а глубинный, внутренний характер. Поэтому анализ каждого этапа нравственного воспитания также требует от воспитателя педагогического мастерства. Тем более, что процесс нравственного воспитания длительный и его результаты не могут быть обнаружены сразу после осуществления педагогического воздействия. Эта особенность нравственного воспитания требует постоянства и непрерывности в решении задач и анализе их результатов на каждом этапе. Ребенок не ждет, когда ее воспитывать хорошей (честной, смелой), у нее складывается определенный опыт поведения, и при отсутствии соответствующих педагогических воздействий этот стихийно сложившийся опыт может быть противоположный относительно тех задач, которые воспитатель пытаться решить в дальнейшем. Игнорирование сензитивных периодов для воспитания морально-волевых качеств приводит к невосполнимым потерям личности. Педагогам приходится не просто «догонять» развитие ребенка, а перевоспитывать ее.

Как пример рассмотрим моральный риса - правдивость. Ошибочным было бы считать, что ребенок дошкольного возраста может быть абсолютно правдивой (или наоборот). Детская лживость (Ушинский даже слова этого избегал, употребляя понятие «ложь») часто не устоявшееся, а ситуативное явление. Опытным воспитателям хорошо известные факты бессознательной лжи, когда ребенок не осознает, что говорит неправду (это может быть следствием ошибок памяти, неточных образов воображения, недостаточного словарного запаса, речевого развития и т.п.). Зато сознательная ложь, объясняется страхом перед наказанием, желанием улучшить отношения со взрослыми или с товарищами, иметь более высокий статус среди сверстников. Иногда причиной детской лжи является подражание лжи взрослых.При любых обстоятельствах ложь имеет чувственно-мотивационный характер, а также объективные истоки из окружающей жизни, понимание ребенком его явлений.

Воплощение нравственной нормы во взаимоотношения со взрослыми не может быть искусственным. Эти взаимоотношения невозможно построить заранее, а затем привлечь к ним детей. Ведь ребенок - субъект этих отношений - принимает в них непосредственное участие. Отношения между людьми, свидетелем которых есть ребенок, могут оказывать на нее влияние только тогда, когда они имеют определенное значение для нее, то есть если она имеет к ним определенное отношение. Эта закономерность свидетельствует действенный характер нравственного воспитания.

В организации процесса нравственного воспитания следует учитывать характерные для возраста детей потребности и интересы.Склонность дошкольника к усвоению нравственных норм может остаться нереализованной, если взрослый не поможет ему проникнуть в содержание нравственных требований и не укажет на способы их выполнения. При этом не следует подчеркивать императивности тех или иных требований: «Ты должен». Действительно воспитательный эффект имеет признание возможностей ребенка: «Ты можешь это сделать», «Если ты хочешь быть хорошим, ты можешь помочь (уступить место, поинтересоваться другой и т.п.)». Такой подход, лишенный морализаторства, основывается на уважении к ребенку, импонирует чувству «взрослости», способствует развитию самостоятельности. Важно воспитывать у дошкольника уверенность в правильности нравственного поведения. Ведь уважать других может только человек с развитым чувством собственного достоинства, а не униженная, подчиненное лицо. Воспитание достоинства человека - не только задачи, но и непременное условие нравственного воспитания.

Центром нравственного воспитания является ребенок. Реализовать совокупность закономерностей нравственного воспитания можно только применяя их на основании изучения уровня нравственной воспитанности ребенка. Для этого нужно выявить главную направленность мотивов его поступков, в которых воплощено отношение к взрослым, окружающей среды, самого себя. Педагоги, которые стремятся увидеть и проанализировать в основном негативные поступки ребенка, чтобы и в будущем предотвратить их повторение, просто не успевают за ее нравственным развитием. Следует помнить указание Л.Выготского о том, что педагогика должна ориентироваться не в вчерашний, а на завтрашний день в развитии. Процесс нравственного воспитания творческий, направленный на формирование. Одновременно с наблюдениями за ребенком, дают большой материал для анализа, воспитатель организует опыт нравственного поведения, обеспечивая условия для самостоятельных действий, выбора (когда ребенок может сделать что-то или нет, поступить так или иначе). Не следует давать детям каждый раз готовые решения, слишком заботиться их поведением. Педагогического воздействия требует не столько результат поступка ребенка, сколько сама направленность мотивов, вызвавших определенное действие.Нужно стремиться к тому, чтобы формирование нравственного опыта ребенка сопровождали положительные переживания, обусловленные нравственными поступками, а также справедливое отношение к ним педагогов.

Итак, нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это процесс целенаправленного формирования их личности. Знание основных особенностей нравственного развития детей дает возможность правильно его организовать, направить на достижение главной цели.

В процессе нравственного воспитания наблюдаются и конфликтные ситуации, нарушения дисциплины, оказывается в детских шалостях, упрямства, капризами, агрессивности, пассивности или гиперактивности.

Г.Люблинська анализировала детские шалости как проявление инициативности, а их содержание - как преобразовательный влияние на действительность обычно позитивной направленности. Педагог выделила следующие виды их: шалости игры; шалости как необычные действия ребенка с вещами, которым присущ исследовательский характер; шалости как проверка своих возможностей.

Зато упрямство и капризы Г.Люблинська рассматривала как следствие неправильного семейного воспитания или просчета в воспитательных действиях педагогов.

Упрямства и капризы присущ выборочный характер. Основными средствами преодоления негативизма ученые считают установление адекватных отношений в межличностном общении, учета новообразований, особенно в кризисные периоды, уважение в сочетании с требовательностью, прогнозирования педагогических воздействий на поведение ребенка, единство требований взрослых к детям.

Как уже отмечалось, в поведении дошкольников иногда наблюдается агрессивность, особенно свойственно детям шести лет.

Ребенок тяжело переживает неудачи и разочарования из-за незрелости нервной системы. Взрослым детские проблемы порой кажутся незначительными. Однако невнимание к ним приводит к серьезным нарушениям в поведении ребенка. О.Кочерга называет следующие причины агрессивности детей: страх быть травмированным или оскорбленным. Чем сильнее агрессия, тем больше страх кроется за ней.Страхи вызывают нарушения в социальных отношениях ребенка и взрослых, которые его окружают.

Формы агрессии: физическая - драки, ломка вещей (такое поведение мотивировано потребностью привлечь внимание к каким-то драматических событий) вербальная образа, ссора, насмешки.

Ученый советует педагогам и родителям реагировать на агрессию таким образом:

- Прежде всего попытаться сдержать ее, не дать ей оказаться;

- Выразить свое недовольство по подобного поведения;

- Предложить ребенку убрать все, что она разбили, объясняя при этом: «Ты большой (ка) и сильный (на), чтобы портить вещи, поэтому я убежден (а), что ты поможешь мне убрать».

Шестилетнего ребенка иногда считают зажигательной и горячиться, если она склонна по пустякам устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет.

Вспыльчивость чаще является выражением отчаяния и беспомощности, чем проявлением характера. Как и во время приступа агрессивности, следует попытаться предотвратить проявления гарячкуватости: отвлечь внимание ребенка; оставить ее в одиночестве, побудить передать свои чувства словами. Тон взрослых должно быть спокойным, уравновешенным, сдержанным.

Когда приступ пройдет, ребенку нужен покой, особенно, если она сама напугана силой проявления своих эмоций. Взрослые не должны уступать ребенку только для того, чтобы предотвратить нападение; важно выяснить, действительно ли запрет взрослых имеет принципиальное значение.

Обычно взрослые не видят проблемы в пассивном поведении ребенка, считая ее просто «потихоньку», который хорошо себя ведет.Однако это не всегда соответствует истине - ребенок может быть несчастной, подавленной, неспособной выразить свои чувства. Ученые указывают на следующие причины пассивности детей: реакция на невнимательность по отношению к себе или неурядицы дома, попытки погрузиться в собственный мир. Признаками, позволяющими выявить состояние пассивности, являются: посасывания пальца, царапанье кожи, выдергивание волос или ресниц, расшатывание стула и т.д..

Педагоги и родители должны помогать ребенку выразить свои переживания в иной форме, добиться ее доверия и привязанности.

Проблемы, возникающие у такого ребенка, воспитатели должны решать в контакте с ее родителями, помогая ей преодолеть проблемы.

Причинами пассивного поведения ребенка может также быть: опасения реакции нового взрослого, незначительный опыт общения с ним, неумение обращаться к взрослому. Такой ребенок может избегать ласк, ласкового отношения. Нужно, чтобы педагог и родители помогли ей обрести уверенность в себе.

Описанные выше сдвиги в поведении вызванные большей степени недостатками воспитания, а не следствием общей возрастной недоразвитости ЦНС.

Причиной гипердинамического синдрома является повреждение головного мозга, обусловленные осложнениями беременности и родов; изнурительными соматическими заболеваниями (диатезом, диспепсией) физическими и психическими травмами.

Типичными внешним признакам гипердинамического синдрома у ребенка есть невнимательность, двигательная заторможенность (ребенок действует, не задумываясь о последствиях).

Первые проявления гиперактивности можно заметить уже у младенца. Пик проявления этого синдрома приходится на 1-7 лет. Если воспитание такого ребенка организовано правильно, то в основном в 14 - 15 лет она преодолевает это состояние, становится уравновешенной.

О.Кочерга советует педагогам и родителям такие способы реагирования на гиперактивность: нельзя сдерживать двигательную активность ребенка, его следует направлять в соответствующее направление; нужно научить ребенка сосредотачиваться, на такого ребенка нельзя «давить» суровыми наказаниями или запретами и ограничениями [50, 49 ].

Невыполнение этих советов может привести к частым срывам, разрушающих нервную систему ребенка.

Л.Терлецька выделяет негативистскую демонстративность поведения, обусловленная нарушением отношений с взрослыми. Для таких детей характерны демонстративность и одновременно переживание вследствие дефицита общения, внимания, положительных оценок.Основная рекомендация психолога: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что нужно (или, по крайней мере, то, что можно).

Л.Терлецька анализирует робость, тревожность, отгороженность, барьеры в общении и советует взрослым акцент на том деятельности, в которой ребенок добилась реальных успехов, может самореализоваться, самоутвердиться, переживать положительные эмоции, восстановить утраченную веру в себя.

Медлительность не должна раздражать взрослых. Не стоит делать за ребенка то, что она может сделать сама. Медлительные дети вследствие тревожности робкие, заторможены, что проявляется в замедленности моторики, психических реакций. их активность невысокая, они склонны делать то, что им предложат. Их следует привлекать к играм на развитие движений, управности, ловкости, скорости реакции. Особое внимание нужно уделять воспитанию самостоятельности и инициативности. Для этого надо использовать коллективные игры, предлагая детям роли с принятием решений, активным речевым общением (например, роль капитана корабля, врача и т.д.). Почаще нужно привлекать ребенка к выступлениям перед детской и взрослой аудиторией с чтением стихов, участия в спектаклях и т.п..

Развития основных движений ребенка способствуют физическая зарядка, шуточные, подвижные игры без привлечения к участию в спортивных занятиях - неудачи могут сформировать негативное отношение к физкультуре.

Тревожность может быть следствием недостатка эмоциональной поддержки со стороны людей, которые окружают ребенка. Итак, прежде всего нужно создать дома и в группе атмосферу непосредственного эмоционального общения, взаимопонимания, доверия, нивелирует чувство тревожности, и дать возможность свободно проявлять свое «Я».

Л.Терлецька подчеркивает: следует обращать внимание на эгоизм, жадность детей, обычно является следствием их избалованности.Однако эгоистичными растут не только избалованные дети, но и лишены любви и заботы. Жестокость и безразличие относительно ребенка обусловливают формирование враждебного, недоверчивого отношения к окружению (ребенок замыкается в себе, проявляет тревожность, агрессивность, испытывает трудности в общении). Когда такому ребенку грозит потеря родительской любви, она становится эгоистичной. Неумение ребенка поделиться с другими игрушками, которых у нее множество, можно толковать как знак недоверия, ведь она выросла только снаружи окружена игрушками как суррогатом теплых чувств, которые по ней на самом деле не было или было мало.

Внимание и любовь нужны всем детям, как свет и тепло солнца всему живому. И плохо, когда любовь - слепа, она должна быть умной, мудрой, в ней должны сочетаться уважение, доброта и требовательность, ласка и строгость.

Характеризуя причины детской лжи, ученый утверждает, что дети обманывают, чтобы произвести впечатление и упрочить собственные позитивные представления о себе, добиться похвалы или проявления любви, скрыть свою вину, избежать наказания, выявить враждебность.

Дети не любят вопросов-ловушек, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не ставьте вопросов, не инициирует новой лжи, скажите, что вам все известно и объясните, что надо было сделать.

Что комфортнее ребенок будет чувствовать себя в обществе воспитателей, родителей, тем лучше будут представления о себе и меньше возникать потребность говорить неправду.