Функции эстетического воспитания

Эстетическое воспитание в современных дошкольных учебных заведениях Украины опирается на систему дидактических принципов педагогики, обеспечивает целенаправленность и систематичность его влияния на личность.Как целесообразно организованный процесс эстетическое воспитание обеспечивает эстетическое развитие, формирование творческой активности каждого воспитанника, способности не только воспринимать, но и оценивать красоту в природном и социальном среде, приумножать ее результатам собственной эстетически значимой деятельности.
Практическая деятельность ребенка в условиях обучения имеет особое значение для его эстетического развития. В дошкольном возрасте он происходит в своеобразных формах, поскольку предусматривает обязательность учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Без учета этого невозможно обеспечить совершенствование уровня обучаемости детей с эстетически целесообразной деятельности. Как свидетельствуют исследования О.Ветлугинои, Т.Комаровои, Т.Казаковои и других специалистов, эстетическое воспитание эффективно реализуется в художественной деятельности. Они предложили условную трехкомпонентную организационно-педагогическую модель обучения дошкольников с целью обеспечения их художественного развития.
Первый, стержневой компонент - способность к эмоциональным переживаниям, предусматривающий «вхождения» ребенка в художественный образ, его веру в воображаемую ситуацию. Ребенок действует как соучастник определенных явлений, событий, описанные в художественных произведениях. Эмоциональное сопереживание стимулирует развитие мотивационной установки к художественной деятельности. Эмоциональные переживания возникают под влиянием специфичности произведения искусства, действующего на морально-эстетическую направленность личности.
Второй компонент - способность ребенка к активному овладению художественным опытом, самостоятельного обучения вследствие использования поисковых действий. Художественный опыт ребенок приобретает разными путями: приобретая элементарные знания о видах искусства, их методы, усваивая практические навыки и способы самостоятельных и творческих действий и т.п.. Овладение поисковыми творческими действиями дает ребенку возможность успешно переносить их в новые условия и практические учебные ситуации. Одновременно их можно рассматривать как показатель уровня обучаемости дошкольников конкретной возрастной группы.Стоит обратить внимание на то, что требования, начиная с простых и доступных для детей младших групп, ощутимо растут отношении детей старших групп. Элементарные чувство ритма, формы, цвета, появляются у ребенка в раннем и младшем возрасте, постепенно развиваются, - и ребенок старшего дошкольного возраста учится радоваться красоте формы, любоваться сочетанием звуков, красок, слов.Это долгий путь накопления эстетических впечатлений, формирование изящных дифференцировок в зрительных и слуховых ощущениях, совершенствование эмоциональных и познавательных процессов.
Третий компонент - специальные художественные и творческие способности, развивающиеся в условиях овладения способами деятельности (восприятия, исполнения и творчества). Ребенок постепенно переходит от первых неустойчивых интересов, отдельных оценок к осознанному оценочного отношения. Итак, можем говорить об определенном уровне художественного развития.
Вследствие созерцания и творчества сформировано эстетическое отношение к миру обеспечивает человеку удовольствие эстетической потребности, получения от него духовного наслаждения - неотъемлемой составляющей человеческого счастья. В этом заключается самооциннисть эстетической культуры.
Общепедагогическая функция эстетического воспитания состоит в том, что формирование эстетической культуры позволяет использовать эстетические факторы в других видах воспитания, следовательно, способствовать всестороннему развитию личности. Оно стимулирует, а не подменяет умственные, трудовые, физические, моральные и другие факторы воспитания (как думал, например, Шиллер, мечтая одним искусством исправить недостатки экономики, реформировать грязную политику и негуманные моральные отношения в обществе). Влияние эстетического воспитания на становление многогранной сущности человека является крупнейшим, максимальным.
Анализ способности человека к созерцательно-оценочной деятельности и преобразования действительности по законам красоты показывает, что она в наибольшей степени обобщенная, комплексная и охватывает определенные способности, обеспечивающие отдельные духовные процессы. Однако эти компоненты нельзя рассматривать как «чисто эстетические» - они в основном нужны в других видах отношений с миром. Тонкая чувствительность к цвету, размеров понадобится и в материальной труда, наблюдательность, образное мышление нужны в общении. С этой точки зрения эстетические способности, в отличие от специальных, есть общие, генерализованные.Поэтому и формируются они и в учебе, и в нравственных отношениях, и в работе, а не только целенаправленным эстетическим воспитанием. Эстетическому воспитанию принадлежит особая роль в формировании общих способностей.
Во-первых, эстетическое отношение по своему характеру шире, оно универсально и опирается на другие отношения, поэтому связано с развитием полного, широкого комплекса способностей (Практический или познавательный подход к дереву вовсе не требует от нас пристально присматриваться к особенностям его формы, в листочков, фантазировать, на что оно похоже, «о чем мечтает» и др.).Способности, соединяясь в процессе определенной деятельности, влияют друг на друга, обогащаются определенными свойствами, «подтягивая» друг друга в соответствии с уровнем развития. Включая в работу больше возможностей, эстетическое отношение имеет и сравнительно больше возможностей для их совершенствования во взаимодействии.
Во-вторых, эстетическое отношение предполагает высокий уровень развития каждой из способностей и ее составляющих, чем другие отношения, ведь здесь речь идет о совершенстве. Эстетические задачи максимальные: решить математическую задачу не просто правильно, а целесообразно, соответственно оформить полученные результаты Описать увиденное на экскурсии не просто точно, а художественно, хорошим языком и т.п..
В-третьих, формирование потребности и привычки все подвергать оценке с точки зрения совершенства, доказывать любую деятельность к «эстетической завершенности», к оптимальному результату, связанного с высоким уровнем сложности, способствует выявлению и развитию индивидуальных склонностей личности, раскрытию ее потенциальных возможностей, одаренности.
По широте, полнотой и уровнем воздействия на общее развитие человека с эстетическим воспитанием вряд ли можно сравнить любой другой вид воспитания. Общее развитие, развитие общих способностей является условием активного участия человека во всех общественных отношениях и условием целостности, всесторонности формирования личности.
Итак, эстетическое воспитание способно усиливать, активизировать другие виды воспитания. Механизм этого кроется в природе эстетических чувств. Обусловленные чувством гармонии, совершенства, они в состоянии психологически подкрепить, стимулировать и направить помыслы и деятельность в направлении гармониювання и позитивности. Чувства могут стать «катализатором» процессов, которые уже состоялись в сознании человека и довести до определенной зрелости ее взгляды и решения, стать началом плодотворных размышлений.
Итак, общепсихологических функция эстетического воспитания состоит в формировании эстетической культуры, что дает возможность использовать эстетические факторы в других видах воспитания, способствуя всестороннему развитию ребенка.
Красота является одной из самых гуманных сил, способствующих формированию человеческого в человеке. Она активнее все другие влияния пробуждает в людях радость бытия, доставляет удовольствие от постижения высших ценностей, благодаря чему человек становится благороднее.
Глубина, широта, продолжительность эстетического переживания различны на разных возрастных этапах не только у разных людей, но и в одного человека. Оно может быть фактором, обогащает человека, а может оказывать и этажный влияние, «замыкаться в самом себе», выполняя функцию отдыха, простого удовлетворения т.п.. Так, красота возбуждает чувства, но у каждого человека свой характер, от которого зависит, возникнут чувства вообще. Любой эстетический фактор сам по себе не имеет самостоятельного воздействия. Он действует на личность лишь взаимодействуя с другими, через эстетическое и общий опыт человека. Вот почему важно, чтобы опыт ребенка находился под постоянным вниманием воспитателя (формирование составляющих, уровня их развития, накопления и обогащения).
Жизненный опыт шире приобретенный в образовательном учреждении, поскольку формируется и стихийно, и под влиянием целого ряда общественных институтов (начиная с семьи), которые также принимают участие в воспитании подрастающего поколения. В отличие от них только в дошкольных учреждениях учебно-воспитательная функция играет ведущую роль. Поэтому и результат определяется организацией воспитательного процесса.
Поэтому путем реализации целостного подхода к эстетическому воспитанию ребенка достигается развитие тех его личностных качеств и способностей, от которых больше всего зависит успешность эстетического отношения каждого воспитанника к окружающей среде в дальнейшем.
Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания человека, его отношений, эстетической деятельности. Этапы и уровни эстетического развития определяются возрастными возможностями личности и социокультурными факторами, влияющими на нее. Эстетическое развитие обусловлен уровнем овладения личностью эстетической культуры общества, достигается различными способами и в различных формах. Воспитание оказывает решающее влияние на эстетическое развитие, поскольку обеспечивает систематическое донесения эстетической культуры во всех ее материальных и духовных проявлениях. Эстетическое развитие становится возможным вследствие творческого усвоения ребенком социокультурного эстетического опыта, доступного для ее возраста. Так формируется эстетическая культура личности.
Эстетическая культура человека является результатом активного, творческого освоения ею культурным наследием общества. Она состоит из личностных качеств, которые постоянно меняются в результате взаимодействия с прекрасным и в межличностных отношениях в пределах одновозрастной или разновозрастной популяции. Главными компонентами эстетической культуры является эстетическое сознание, потребности и отношение, эстетическая деятельность.
Эстетическое сознание структурно довольно сложное образование (восприятия, знания, суждения, оценки, эстетический идеал), что формируется в течение жизни человека. Естественно, что на этапе дошкольного детства ей присуща незавершенность отношении каждого компонента. Важно подходить к ее анализу не из вузькофункционального взгляда, а целостно, всесторонне. В таком понимании эстетическое сознание правомерно анализировать через призму эстетического отношения ребенка к окружающей действительности.
Содержание понятия отношение предполагает анализ разноплановых связей между лицом и действительностью, поскольку именно в них прослеживаются мотивы, чувства, а следовательно, и сознание. В теории эстетического воспитания ученые отмечают особой значимости эстетического отношения для адекватного развития ребенка.
Эстетическое отношение дошкольника к окружающей действительности является своеобразной системой его индивидуальных избирательных связей с эстетическими качествами окружающей среды. Содержание отношение предполагает эмоциональный отклик на красивое, на положительные чувства, творческую деятельность, стремление к гармоничному сочетанию представлений с реальными произведениями человеческих рук. Развитие эстетического восприятия, суждений о нем, а также оценки на основе сопоставления с эстетическими нормами, которые выработало человечество на протяжении тысячелетней истории развития, вплотную приближает ребенка к эстетическому идеалу.
Эстетический идеал, как социально обусловленное представление личности о совершенстве, красоту природы, искусства, воспринимается как цель, скрывает художественно-образную и эмоциональную формы его выражения. К их усвоения дети дошкольного возраста еще не готовы. Несмотря их эмоциональные потребности как субъективный фактор, побуждающий их к эстетическому освоению действительности, к конкретному виду художественной деятельности они лишь готовятся. Проявлением такой подготовки могут быть их эстетические интересы (направленность на эстетическую деятельность, овладения действительностью и произведениями искусства и т.д.). У дошкольников эстетические интересы отчасти характеризуются широтой, глубиной и устойчивостью. их уровень зависит от содержания педагогического воздействия.
Содержание педагогически целесообразной деятельности по эстетического развития детей влияет не только на их эстетические потребности, но и на эстетические предпочтения (вкусы). Эстетические предпочтения довольно сложными в период дошкольного детства, поскольку в них синтезированы общественный и личностный смысл. Хотя предпочтения является субъективной категорией, они в определенной степени оказываются в оценке той информации, которую ребенок сопоставляет с эстетическими и нравственными нормами. Овладение эстетическими предпочтениями существенно влияет на эстетические чувства.
Эстетические чувства детей дошкольного возраста является выражением субъективных переживаний оценочного отношения к эстетическим предметов и явлений. их можно проследить в наслаждении, который переживает ребенок при виде или в деятельности. В этом возрасте эстетические чувства разные, импульсивными и не всегда созвучны с интеллектуальным потенциалом ребенка. Однако именно на их основе формируются эстетические интересы. Соблюдение единства в формировании указанных компонентов эстетического развития готовит личность к участию в эстетической деятельности.
Эстетическая деятельность детей дошкольного возраста предполагает достаточный уровень сформированности навыков художественной деятельности, которая проявляется в изобразительном, музыкальном, драматическом и других видах искусства.
По художественного воспитания детей дошкольного возраста, то в первую очередь следует отметить сущности его содержания.Художественное воспитание - это воспитание средствами искусства, направляемой на развитие эстетического восприятия содержания и формы произведений искусства, формирование художественных вкусов, способностей, навыков исполнительской и творческой деятельности в определенной области.

Художественное воспитание также следует рассматривать как длительный процесс. Его результатом в дошкольных учебных заведениях есть сформированная у детей готовность к эстетическому совершенствованию окружающей действительности. Соблюдением единства цели, задач и методов эстетического воспитания в детском саду с раннего возраста стимулируется воспитания эстетического отношения личности к жизни на всех последующих возрастных этапах.