Функции дидактической игры

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух плоскостях: как игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль отводится воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует различные игровые приемы, моделирует игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и т.д.. Использование различных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только информирует детей, формирует у них определенные представления, знания, но и учит детей играть.Почвой для игр служат сложившиеся представления о построении игрового сюжета, о различных действиях с предметами. Игры-занятия относятся к методам непосредственного обучения с использованием различных педагогических приемов.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомления с природой и социальным окружением, формирование сенсомоторной культуры, то есть развития органов чувств.

Дидактическая игра как форма обучения имеет две функции: учебную (познавательную) и игровую. Воспитатель одновременно является учителем и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность опирается на осознание детьми этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется только в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены и трансформированы в конкретные управленческие механизмы.

Воспитатель должен усложнять уже знакомые детям сюжеты игр, расширять их вариативность.

В самостоятельной игровой деятельности не предусмотрено руководство взрослого. Его участие имеет опосредованный характер, ведь самостоятельно дети могут играть в дидактические игры на занятиях и в повседневной жизни.

На занятиях используются такие дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они стимулируют механизмы закрепления и систематизации знаний.

Значительно более широкое пространство для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляют детям специально отведенные для этого часы. Здесь они самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, создании новых игровых вариантов, выборе ведущего.

Дидактическая игра выступает также как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Так, умственное воспитание обеспечивается содержанием дидактических игр, поскольку они формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природы и т.д.. Знание об окружающей жизни подаются детям по определенной схеме.Например, ознакомление с трудом имеет такую ??последовательность: сначала детям разъясняют содержание определенного вида труда, затем этапы производства, знакомят с орудиями труда, после чего раскрывают ее значение.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно думать, использовать полученные знания в различных условиях в соотнесении с поставленными задачами. Задачей дидактических игр является рациональное использование детьми знаний в мыслительных операциях: нахождение характерных признаков в предметах и ??явлениях окружающего мира, сравнения, группировки, классификации предметов по определенным признакам, формулировка адекватных выводов, обобщение. Активность мышления ребенка является главным условием осознанного отношения к научно достоверных, глубоких знаний.

Дидактические игры развивают сенсорные способности. Процессы ощущения и восприятия положен в основу познания ребенком окружающей среды.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняют, активизируют словарь, формируют правильное звукоподражание, развивают связную речь, умение правильно выражать мысли. Дидактические задачи значительного количества игр составлен так, чтобы научить детей самостоятельных рассказов о предметах, явлениях природы и общественной жизни.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающей среде. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является овладение ими культурно-гигиеническими навыками, культурой поведения. Использование дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста решает другие задачи. Здесь в центре внимания педагога - воспитание у детей нравственных чувств, уважения к людям труда, любви к Родине, родному краю.

В дидактической игре происходит трудовое воспитание, поскольку у детей формируется уважение к трудолюбивого человека, упрочивается интерес к труду взрослых, желание самостоятельно работать. Впоследствии у них возникает интерес к профессиям, к труду, появляется желание играть в разные профессии и т.п..

Некоторых навыков труда дети приобретают при изготовлении материалов для дидактических игр. Совместно с детьми можно изготавливать полезные для работы материалы. Это оправдано средством воспитания начал трудолюбия, бережного отношения к результатам труда.

Эстетическое воспитание средствами дидактических материалов обеспечивается их соответствием эстетическим и гигиеническим требованиям: игрушки должны быть разрисованными яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание детей, стимулируют желание играть ими. Материала для дидактических игр должно быть отведено в группе место, доступное для детей.

Физическое воспитание средствами дидактической игры происходит благодаря формированию положительного эмоционального настроя, что обеспечивает хорошее самочувствие и одновременно предполагает определенное возбуждение нервной системы.Двигательная активность во время игры развивает мозг. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, при которых развиваются и укрепляются мелкие мышцы рук, способствует также умственному развитию детей и подготовке руки к письму.

Значительное количество дидактических игр способствует формированию у детей культурно-гигиенических навыков.Положительным для педагогики игры и то, что дидактическая игра способствует яркому выражению детьми социальных чувств. Для того, чтобы успешно проводить воспитательную работу, нужно хорошо знать индивидуальные особенности воспитанников. И именно в дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого их участника - целеустремленность, честность или эгоизм, упрямство и т.п..

В играх проявляются также такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для подражания другими: общительность, скромность и т.п..


Основные виды дидактических игр

Ученые советуют разделять дидактические игры на три основных вида:

- Игры с предметами (игрушки, природные материалы);

- Настольно-печатные;

- Словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать их сходство и различие. Ценность таких игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся с качествами, свойствами предметов и их признакам (цвету, величине, форме), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности и т.д..

В дидактических играх используют игрушки с ярко выраженными цветом, формой, величиной, материалом, назначением. Это дает воспитателям возможность упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отобрать все игрушки, сделанные из дерева. В играх совершенствуются знания о материале, из которого изготовлен игрушки, предметы, необходимые людям в различных видах деятельности и т.д..

Игры с природными материалами (семена, растения, листья, цветы, камни, ракушки) воспитатель организует во время прогулки. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификации), воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней, закладывается первооснова экологической культуры.

Настольно-печатные игры интересны для детей. К ним относятся: парные картинки, лото, домино. Достаточно разные и развивающие задания в этих играх.

Рассмотрим для примера подбор картинок парами. В такой игре задачей является нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. В дальнейшем задания усложняются подбором картинок, одинаковых не только по внешним признакам, но и по назначению.

Есть игры на запоминание состава, количества и местонахождения картинок. Игровыми дидактическими задачами здесь является закрепление знаний детей о количественной и порядковую счет, ориентирование на плоскости.

Словесные игры построены на словах и на действиях исполнителей. В таких играх дети, опираясь на представления о предметах, углубляют знания о них, самостоятельно решают различные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяют характерные признаки их, отгадывают по описанию, ищут признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам, обнаруживают алогизмы в суждениях и т.п..

С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом, в игре сам процесс мышления происходит активнее, ребенок легко преодолевает трудности умственного труда.