Формы организации трудовой деятельности в дошкольном возрасте

  1. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуют в трех основных формах: поручения, дежурства, коллективный труд.

Самой доступной и распространенной формой является поручение, характеризующиеся четкой направленностью на получение результата и наличием конкретно определенного задания. Они могут быть сложными и простыми, кратковременными, эпизодическими, длительными, индивидуальными или групповыми (в соответствии с характером организации детей).
Младшим дошкольникам воспитатель дает простые поручения, имеют эпизодический, кратковременный характер (например, положить на место игрушку, принести стульчик и т.д.). Детям среднего дошкольного возраста поручают сложные и длительные дела (уборка игрового уголка и поддержания там порядка, уход за животными в уголке живой природы и т.д.).
Все поручения можно разделить на следующие группы: связанные с играми, игрушками и организацией занятий, бытовые; инициированы помощью малышам; обусловленные выполнением просьб взрослых; такие, касающихся труда в уголке живой природы и на земельном участке детского сада. У детей нужно формировать обязательность выполнения поручений, понимание их важности. их следует приучать к самоорганизации деятельности: получив поручение, подумай, правильно ли ты понял, что надо делать; спланируй работу; работай не торопясь, чтобы результат принес удовольствие и пользу; Сообщения о завершении дела того, кто дал тебе поручение; посмотри, не нужно сделать еще что-то.
Выполнение трудовых поручений способствует воспитанию у детей чувства ответственности, волевого усилия, внимания.Поручение является средством формирования положительного отношения к труду, стремление достичь результата. Выполняя групповые поручения, дети согласовывают свои действия, приобретают опыт сотрудничества, проявляют внимание друг к другу, помогают друг другу.
Чередование - систематическое выполнение ребенком трудовых обязанностей в отношении детей своей группы. К концу младшего дошкольного возраста педагог начинает привлекать воспитанников к выполнению обязанностей дежурных в столовой, а начиная со среднего дошкольного возраста, чередование организуются систематически: в средней группе - в столовой и на занятиях, в старшей - в столовой, на занятиях и в уголке живой природы. Чередование старших дошкольников постепенно усложняются по содержанию работы, по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.
Существуют различные подходы к объединению воспитанников для дежурств. Так, Л.Образцова предлагает объединять детей с одинаковым уровнем трудовых умений, трудолюбия и чувства ответственности. Я.Неверович считает целесообразным привлекать к совместной работе детей с различным, но не контрастным уровнем трудовых умений и самостоятельности, что дает им возможность учиться друг у друга.
Чередование имеют большое значение для развития ребенка. Она прилагает определенные усилия, в результате чего развивается физически, а также приобретает знания о разных предметах, их свойства и качества. Большое внимание в организации дежурств уделяется нравственному воспитанию: дети осознают значение для окружающих выполняемого ими труда, желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботу о других. 3.Борисова считает, что чередование является действенным средством воспитания чувства ответственности у дошкольников. Правильно организованные чередование способствуют формированию самостоятельности, трудолюбия, приучают к совместной работе.
Для старших дошкольников следует систематически организовывать совместную трудовую деятельность, которая объединяет всех детей группы (например, уборка комнаты, площадки, работа на клумбе и т.п.). Коллективный труд имеет такие особенности, как наличие общей цели и ответственность за результат, разделение труда между участниками, зависимость их друг от друга. Необходимыми условиями объединения детей для коллективного труда является наличие опыта сотрудничества и владение соответствующими навыками.
Систематичность привлечения детей к трудовой деятельности обеспечивается благодаря использованию различных форм ее организации. В исследовании Р.Буре рассмотрены следующие виды коллективного труда, как труд рядом, общая и совместная работа.
Работа рядом - это форма организации трудовой деятельности, во время которой дети независимо друг от друга одновременно выполняют индивидуальные задания. В процессе работы возникает непосредственное общение, что инициирует взаимопомощи и создает благоприятные условия для установления доброжелательных отношений. Этот способ организации трудовой деятельности является переходным по сложным видам труда.
Совместная работа - это форма организации коллективной деятельности детей, характеризуется общими целью и результатом.Трудовой процесс как индивидуальный. Например, детям необходимо убрать стеллаж с игрушками. Для этого они должны выполнить определенные задачи: один ребенок вытирает игрушки, вторая - полочки, третья - кукольная мебель, а общим результатом будет порядок на стеллажи. Значимость каждого отдельного результата и связь его с другими проявляется только после окончания всего процесса деятельности.
Совместная работа - это сложный вид коллективной деятельности, предусматривающая достижение общего результата благодаря выполнению последовательных трудовых действий с конкретным объектом, который переходит от одного участника трудового процесса к другому. Все трудовые действия имеют определенную завершенность (например, уборка снега на площадке предусматривает следующие последовательные трудовые действия сгребания снега, наполнения ящиков, перевозки в общей кучи). Этот вид коллективного труда применяется в старшем дошкольном возрасте и требует четкой организации: под руководством воспитателя дети заранее обсуждают последовательность действий, определяют количество участников каждой трудовой действия с учетом его сложности, распределяют действия между участниками, учитывая желания и возможности каждого т.п..
Разные ситуации взаимодействия требуют соблюдения членами группы определенных правил. Ознакомление детей с этими правилами - одно из средств педагогического руководства их взаимоотношениями. Здесь следует учитывать их зависимость от моральных норм, которые являются более общими требованиями и конкретизируются соответствующими установками. Особого внимания педагога требуют те воспитанники, которые, зная правила и требуя соблюдения их от других, сами не желают выполнять их. Таким воспитанникам следует поручать дело, совместную с активными детьми, которые хорошо усвоили моральные нормы. Тогда срабатывает эффект взаимодополнения: активные дошкольники работают со сверстниками, которые охотно принимают участие в общих делах, а тому ребенку, который относится к моральным требованиям формально, в этой ситуации не удается уклониться от их выполнения. Одобрение педагогом такого сотрудничества, его предварительная оценка («Я уверена, что вы успешно справитесь с задачей») ориентируют детей на добросовестный труд.

Особенности и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Человек живет своими отношениями, связями с миром, принимает из окружающей среды все для жизни и развития. Поэтому человеческую личность можно характеризовать «как субъект социальных отношений и осознанной деятельности, что приводит его сознание и поведение» (по Л.Выготский), ее сущность - «узелок связей» (А. де Сент Экзюпери).
В философской литературе называют семь видов отношений «человек-мир»: практическое (утилитарно-практическое), познавательное (теоретическое, научное), моральное, религиозное, политическое, правовое, эстетическое.Отношения семейные, межнациональные, педагогические и т.д. является не самостоятельными видами, а составляющими названных выше, или общественных сфер, где бытуют в основном различные комплексы отношений.
Каждому из этих отношений соответствует определенный вид воспитания: трудовое, умственное (интеллектуальное развитие), моральное, физическое воспитание, что задачей развитие тела, укрепления здоровья, дополняет трудовое и является дополнительной подготовкой к практической жизни, своеобразной компенсацией, особенно необходимой при отсутствии физического труда или при уменьшении физических нагрузок вследствие интеллектуализации труда.
Это соответствие между видами общественных отношений и видами воспитания не случайна; сложная целостность - и личность - является результатом «сложно-целостного» (по Ш.Фуръе) воспитание.
Таким образом, чтобы понять сущность эстетического воспитания, следует рассмотреть его задачи и содержание для дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание следует рассматривать в неразрывном единстве с другими видами всестороннего воспитания детей, начиная с раннего возраста. Прежде всего важно проанализировать его сущность - приобщение ребенка к прекрасному в искусстве и окружающей действительности, что влияет на ее внутренние психические процессы, характер и виды художественной деятельности, развитие способностей и т.п.. Анализ содержания эстетического воспитания предусматривает выделение его задач и определение последовательности их решения для преодоления неравномерностей в художественном и творческом развитии каждого ребенка, устранение стихийности и случайностей в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Как принципами положения теории эстетического воспитания детей дошкольного возраста следует рассматривать соображения выдающихся педагогов прошлого С.Русовой, В.ПИацькои, Л.Шлегер, Е.Тихеевои, М.Свентицькои, Г.Суровцевои, М.Преображенського и др..По их инициативе разворачивались коллективные поиски новой парадигмы эстетического развития детей в период активного создания системы общественного дошкольного воспитания. Достижению успехов в художественном развитии личности с раннего возраста послужили творческие работы Д.Кабалевского, А.Варто, Чуковского, Н.Забилы, М.Познанськои и др..
Основой для разработки проблем содержания, форм и методов эстетического воспитания в области дошкольной педагогики многих ученых, в частности Н.Ветлугинои, О.Фльоринои, Н.Сакулинои, стал дидактический принцип всестороннего и гармоничного развития личности. В создании системы эстетического воспитания в детском саду были широко использованы результаты исследований Л.Выготского, О.Леонтьева, Б.Теплова, О.Запорожця.
Искусство как важнейшее средство эстетического воспитания неотделимо от образного познания жизни. Художественные образы оказывают особое влияние на эмоции и чувства ребенка, пробуждают нравственно-эстетические переживания, активизируют ее познавательные интересы. Как активный потребитель эстетических достижений человечества маленький ребенок присваивает произведения не только материальной, но и духовной культуры. В результате постоянного обогащения информацией, фактами, в частности созерцание художественных образцов, произведений умельцев происходит формирование личностных качеств, которые в дальнейшем обеспечивать ее разносторонний и творческое развитие.
Утверждение положения о целесообразности расширения границ эстетического воспитания до его синтеза на уровне художественного воспитания обеспечило в практике дошкольных учебных заведений соответствующий подход и к художественному развитию на основе приобретения детьми знаний и умений по дидактическим принципом концентричности отбора содержания и средств воздействия для разных возрастных групп.
Теоретические обоснования системных связей между отдельными аспектами эстетического воспитания (эстетическая культура, эстетическое сознание, эстетические потребности и отношение, эстетическая деятельность и т.п.) сделали определение форм организации эстетического воспитания, в частности в детском саду.
Дошкольник растет и воспитывается под влиянием предметного мира декоративно-прикладного искусства, произведений поэзии, музыки, скульптуры, синтетических видов искусства (кукольного, теневого театра, мультипликационных и художественных фильмов и т.д.), которые являются средствами решения задач эстетического воспитания.
В Украине, которая является поликультурной государством, должны быть созданы надлежащие условия для работы национальных детских садов и снабжены средства оформления предметной среды.
В действующих программах для дошкольных учебных заведений «Малютка», «Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», «Я в мире», важная роль отведена формированию у подрастающих поколений художественных первоосновы.
Эстетическое воспитание является одинаково важным для детей разных возрастных групп. Нередко художественные впечатления, полученные ребенком, остаются в ее памяти на всю жизнь. Отбора эффективных методов работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности способствует учет возрастных особенностей, в частности в использовании форм и средств воздействия.
Источником эстетического воспитания является реальная деятельность в различных ее проявлениях. Характерной особенностью овладения такой деятельностью является непосредственная активная деятельность, связанная с эстетическими переживаниями. Именно они пробуждают интерес к познанию, ускоряют или тормозят развитие способностей, способствуют развитию умений и навыков воспроизведения в предметной среде лучших образцов искусства. Целенаправленные поиски эффективных методов эстетического воспитания доказывают универсальность различных видов труда детей в детском саду, и в первую очередь ручной и художественной.


Эстетическое воспитание детей под влиянием различных методов и приемов дает разный результат. Одновременно в эстетическом опыте ребенка проявляются не только воображение, эмоции, практические достижения творческой деятельности, но и результаты решения каждым педагогом основных задач эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей средствами искусства, природы организации быта и т.д., развитие непосредственных эстетических переживаний - основы для формирования эстетической чувствительности, привлечение детей к деятельности в области искусства, формирование первооснов эстетического вкуса, оценочной деятельности по выделению красивого (некрасивого) в окружении, отношениях со сверстниками и взрослыми и т.д., развитие художественно-творческих способностей, эстетических потребностей и интересов, эстетических чувств и стремлений, эстетического идеала.