Формирование элементарных математических представлений у детей

Руководство родителям по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5-ти лет для развития умственных способностей малышей.
Руководство родителям по формированию математических представлений у детей 4-5-ти лет
Цель и задачи математического развития ребенка:
• развитие познавательной активности и элементов учебной деятельности:
- самостоятельности;
- самооценки;
- самоконтроля и т.п.;
• развитие доказательного и логического мышления ребенка через взаимодействие с предметно-игровой средой;
• развитие конструктивного мышления;
• расширение спектра познавательных действий;
• воспитание интереса к логико-математической деятельности.
Совместная деятельность ребенка и взрослого основывается на принципах личностно ориентированной модели взаимодействия, в основу которой положены следующие принципы построения общения с ребенком:
1. Свободное развитие ребенка - основа формирования его индивидуальности.
2. Удаление приказной формы с учебно-воспитательного процесса.
3. Предоставление ребенку свободы выбора деятельности.
4. Обращение ребенка к взрослому «Помоги мне сделать это самому» - основа взаимодействия.
Учебная деятельность ребенка старшего возраста (5-6-ти лет) базируется на игровых технологиях, разнообразия наглядности и коммуникаций. Поэтому важно начинать учебно-воспитательный процесс по формированию математических представлений, придерживаясь основных принципов:
1) от ощущения к знанию: «В разуме нет ничего такого, чего раньше не
было бы в ощущении »;
2) наглядности;
3) систематичности, последовательности усвоения знаний, умений и навыков;
4) от простого к сложному;
5) параллельных упражнений (реализация программных задач в измененных формах
организации деятельности).
Правильное построение системы индивидуального обучения с учетом особенностей психического развития ребенка - старшего дошкольника - является важным условием обеспечения эффективности учебного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Усвоение основных математических понятий (классификация, вычислительная деятельность).
2. Умение находить разные варианты решения логико-математических, интеллектуальных задач.
3. Умение аргументировать свой ??ответ.
4. Развитие объяснительной речи, умение высказывать и отстаивать свое мнение.
5. Развитие и поддержка любознательности, жизненной компетентности ребенка.
6. Упорядоченность представлений об окружающем мире, понимание связи между предметами и явлениями.
7. Целенаправленное, последовательное обогащения лексического запаса ребенка.

Правила для взрослых во взаимодействии с ребенком при формирование элементарных математических представлений

        1. Хвалите за успехи и не ругайте за ошибки.
Замечайте все достижения ребенка и не акцентируйте внимание на недостатках. Ни в коем случае упрекайте малышу за то, что он чего-то не умеет, даже если эту же задачу легко выполняют его сверстники. Не сравнивайте вашего ребенка с ними! Помните, что сравнивать можно только вчерашние и сегодняшние успехи ребенка.
С радостью принимайте правильные ответы, аргументированные мнения. Указывать на допущенные ошибки надо осторожно, начиная с похвалы. Например: «Молодец! Ты пытался действовать правильно, но у тебя еще не все получается. В следующий раз ты сможешь выполнить задание лучше, чем сегодня ».         2. Не спешите подсказывать.      Давайте ребенку время подумать, не требуйте быстрого выполнения задания. Не исключено, что ребенку что-то не получаться. Не спешите ей помогать, а попросите выполнить задание еще ??раз. И только после того, как она попыталась, но все же не смогла преодолеть проблему, можете вмешаться. Однако в любом случае не давайте готового ответа! Намекните, подскажите, в каком направлении ребенку следует искать решение, то есть попробуйте хоть немного облегчить ей задачу. Но только немного. Это, конечно, непросто. Здесь вам понадобятся изобретательность и ловкость (кстати, для вас есть прекрасная возможность потренировать эти качества).         3. Невозможно - пропустите задачи, но обязательно вернитесь к нему!      Может быть и так, что выполнить задание все же не удается. Тогда не стоит застревать на нем. Отложите выполнение и за день-два вернитесь к нему снова. Это очень важно, потому что следующее может быть еще сложнее предыдущего. Итак, ребенку следует разобраться с первой задачей, а не приступать сразу ко второму.      Если повернувшись к нему повторно, малыш опять не достигнет цели, следует подробно объяснить ему способ решения задачи и убедиться в том, что он его понял. Тогда с последующим подобным он, вероятно, справится.      Часто бывает даже полезно вернуться и к успешно решенных задач, чтобы повторить и таким образом закрепить усвоенный интеллектуального действия.  4. Все получается - прекрасно! Пусть малыш объяснит докажет правильность своего решения.

      Если вы видите, что ребенок уверенно и правильно выполняет одно задание за другим, можете ее порадоваться. Попросите малыша объяснить, как он решает задачи. Очень важно, чтобы дошкольник осознавал способ решения и умел это доказать. Если ему это трудно сделать, объясните сами. Тогда осознанный ребенком способ деяния станет универсальным и при необходимости может быть применен в решении других задач. Если малышу что-то дается слишком легко, предложите ему придумать аналогичную задачу самостоятельно (это хорошее упражнение для развития творческих способностей). Попробуйте прибегнуть к такому хитрого способа - скажите, что в значение его ошибка, тогда ему придется доказать, что он правильно решил задачу. 5. Колена интеллектуальная игра должна вызывать только радость!  Избегайте возникновения негативных эмоций! Когда вы заметите, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, она, очевидно, устала. В таком случае лучше не ждать, пока малыш сам отбросит альбом с играми и скажет: «Надоело». Такая реакция может быть связана с появлением негативных эмоций. Старайтесь предусмотреть такую ??ситуацию и предварительно переключить внимание малыша на другую деятельность. Тогда интеллектуальные игры вызывать у него положительные эмоции. А это хорошие предпосылки для формирования устойчивой мотивации для умственной деятельности. 6. Нет - насилию!      Если малышу что-то не получается и он не хочет продолжать любую игру или выполнять определенную задачу, в коем случае не заставляйте его делать это! Даже если вам удастся его заставить, то основная энергия малыша пойдет не на умственную работу, а на преодоление своего нежелания этим заниматься. Принуждение в таких ситуациях способствует возникновению у ребенка страха перед возможным наказанием. Когда малыш выполняет задание кое-как, он часто отвлекается, а потому делает много ошибок, в соответствии испытывает еще одной неудачи. А это, как правило, вызывает еще большее недовольство у взрослых, что в конечном итоге неизбежно приводит к новым неприятным переживаниям ребенка. Закрепление таких негативных эмоций постепенно порождает устойчивое негативное отношение к любой интеллектуальной деятельности, а следовательно, и к обучению.      Но наиболее разрушительные последствия имеет принуждение, которое сопровождается возгласами типа: «Какой же ты ленивый, неаккуратный» и тому подобное. Такой «педагогический» воздействие способствует формированию у малыша уверенности в своей неспособности, неуверенности в себе. Неуверенность сразу же приносит свои плоды, порождая все новые и новые неудачи. И самостоятельно выйти из этого заколдованного круга ребенок уже не сможет. 7. Учитывайте индивидуальные особенности малыша!

Когда ребенок играет, понаблюдайте, как она это делает. Если она смелая и ??уверенная, позаботьтесь о том, чтобы научить его критически оценивать свои ответы. А если ребенок застенчив и нерешителен, лучше сначала подбодрите и поддержите любую ее инициативу. Когда малыш быстро заменяет какие-то задачи, отвечая то, что пришло ему в голову, попробуйте найти способ заинтересовать его, научите подробно анализировать условие задачи, генерировать различные варианты решения, а затем проверять их. Не будьте равнодушными и пассивными, старайтесь увидеть сильные и слабые места ребенка. Только тогда вы сможете использовать одни пути и корректировать другие. Когда ребенок имеет свою логику решения задачи, которая часто бывает очень интересной и оригинальной, нельзя останавливать ребенка, лучше спросить: «Почему ты так считаешь?».