Дошкольное воспитание в различных образовательных системах стран мира

Болгария . Система общественного дошкольного воспитания в Болгарии сложилась в послевоенное время. Она охватывает детские сады и ясли-сады с дневным и южном пребыванием детей (сады при школах). Дошкольные учреждения посещают почти все дети. Разработана государственная программа воспитания детей дошкольного возраста. Исследования в области дошкольной педагогики осуществляют ученые Е.Петрова (вопрос игры, нравственного и трудового воспитания), С.Аврамова (трудовое, нравственное воспитание), Л.Георгиев (подготовка к школе) и др.. Значительное внимание в дошкольных учреждениях уделяется физическому воспитанию (спортивным праздникам, обучению плаванию, закаливанию).

Для системы общественного дошкольного воспитания Болгарии, как и других стран, характерны следующие признаки:

- Широкая сеть дошкольных учреждений, наличие специальных норм их проектирования и строительства;

- Государственный характер;

- Признание дошкольного воспитания частью системы народного образования, ее первым звеном;

- Наличие государственной программы воспитания детей в дошкольных учреждениях;

- Следующие типы дошкольных учреждений: ясли, ясли-сады, детские сады полного дня, круглогодичные, сезонные, при необходимости для родителей - круглосуточные;

- Незначительная родительская плата за пребывание ребенка в дошкольных учреждениях;

- Государственный характер подготовки педагогических кадров.

Сейчас в Болгарии происходит реформирование общественного дошкольного воспитания, как и всей системы народного образования в целом.

Великобритания . Дошкольного этой страны прошло путь развития от заведений общественного ухода детей из малоимущих семей в современных разнообразных типов дошкольных учреждений, обеспечивающих дифференцированный подход к воспитанию детей.Следует отметить, что таких заведений в Великобритании недостаточно для того, чтобы обеспечить уходом всех детей к школе, обучение в которой начинается с 5 лет. Основные типы дошкольных учреждений: муниципальные и частные дневные ясли, ясельные школы, ясельные классы, игровые группы, клубы матери и ребенка, «группы возможностей». По содержанию работы их можно объединить в три группы: 1) дневные ясли - обеспечивают надлежащий уход за детьми, 2) ясельные классы и школы - учреждения интеллектуального развития, подготовки к школе;

3) игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей», которые организуются родителями, - гарантируют высокий уровень всестороннего воспитания.

Муниципальные дневные ясли открываются местными органами власти для детей от нескольких месяцев до 4-5 лет. Эти заведения достаточно распространены, они работают в течение года с 8 до 18 час., Поскольку предназначены для воспитания детей работающих родителей с невысоким уровнем доходов, которые нуждаются в услугах учреждений общественного дошкольного воспитания.Одновременно с государственной системой (93%) функционирует и частная (7%).

Частные дневные ясли создаются различными частными учреждениями и лицами, благотворительными обществами, религиозными организациями и т.д.. К таким учреждениям относятся: церковно-общинные дневные ясли; ясли, которые открывают для своих работников фабрики, компании, корпорации, банки; коммерческие ясли; кооперативные ясли; ясли психолого-педагогического профиля при научно-исследовательских центрах. их цель предоставлять матерям, имеющим маленьких детей, несколько часов свободного времени в день. В стране имеется большое количество частных воспитателей, которые по желанию родителя работают с детьми в возрасте от рождения до 5 лет в течение всего рабочего дня. Поэтому обеспечивается I степень образования: 4-7 летние дошкольники и 7-11 летние дети - начальная школа.

Бесплатные муниципальные ясельные школы и классы для детей 3 - 5 лет очень популярны в Великобритании. Существуют даже очереди из желающих устроить в них своих детей.

Ясельные центры - это объединенные дневные ясли и ясельные школы, весьма незначительны по количеству. Ясельные классы организуются при начальной школе для умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового развития ребенка, формирования индивидуальности.

Игровые группы - самый распространенный тип дошкольных учреждений, объединенных в Ассоциацию дошкольных игровых групп, финансируемых из нескольких источников: частично государством, благотворительными фондами, в значительной степени - родителями.Здесь воспитывается более трети детей 2-3 лет. В группе от 6 до 40 малышей, работают такие группы 2-3 часа от двух до пяти дней в неделю. Руководители игровых групп (обычно это матери воспитанников) проходят специальную психолого-педагогическую подготовку.

Больничные игровые группы предназначены для воспитания детей, находящихся на лечении.

«Группы возможностей» предназначены для воспитания детей с отклонениями в развитии. Они работают по образцу игровых групп со значительно меньшим количеством детей, используя специальный игровой и учебный материал.

В клубах матери и ребенка обязательным является присутствие матери в течение всего пребывания там ребенка.

Особенностью английской системы образования является необходимость получения разрешения о приеме три-четырехлетних детей в начальную школу. В связи с этим некоторые местные органы образования организуют подготовительные классы (группы) для пятилетних детей.

Разнообразие типов дошкольных учреждений и программ отражает главную концепцию английского дошкольного воспитания, которая рассматривает ребенка как активного деятеля в познании окружающей среды. Следовательно, воспитание направляется на развитие личности ребенка, его самостоятельности в овладении различными видами деятельности. Заметное влияние на развитие дошкольного воспитания в Англии имели теории Ф.Фребеля, Монтессори, Р.Штейнера, Ж.Пиаже, Дж.Брунер.

Структура дошкольного воспитания В Великобритании является достаточно гибкой и охватывает различные типы учреждений, конкурирующих в борьбе за ресурсы и воспитанников. Родители пытаются учить своих детей в учреждениях вне системы государственного образования, в частных или в независимых (авторских) детских садах. Такая тенденция в стране четко вырисовывается с 1997 г. после объединения министерств занятости населения и образования. Англия вошла в XXI в. с системой дошкольного воспитания, в которой отражено не только ее прошлое, но и те динамические изменения, произошедшие в XX в. в образовании страны в целом.

Дания . Распространенные типы заведений общественного дошкольного воспитания в этой стране - дневные ясли, сады, ясли-сады.

Игровые площадки и круглосуточные дошкольные учреждения, предназначенные для воспитания и лечения детей с недостатками физического и психического развития, предоставления им психолого-педагогической помощи и осуществления коррекции развития.Педагогический персонал приобретает трехлетнюю подготовку по психологии, физиологии, педагогики.

Характерной особенностью дошкольных учреждений является то, что значительная часть воспитателей - мужчины (они составляют почти пятую часть педагогов, работающих с дошкольниками). Это имеет особое значение для детей из неполных семей, где воспитателем является только мать. В Дании функционирует центр Международной Монтессори-ассоциации, проводит плодотворную работу по пропаганде идей и опыта Монтессори во всех странах мира и имеет в них свои «дочерние» организации.

Израиль . Детские сады в Израиле содержатся муниципалитетами, религиозными и женскими организациями. Работают они круглогодично, за исключением небольших каникул в августе. Распространенные платные частные сады и группы по 5-10 детей раннего (с С месяцев) и дошкольного возраста. Открывать частные детские сады позволяют лишь специалистам с педагогическим образованием.

Как и муниципальные, частные детские сады контролирует Министерство образования. Обязательным и бесплатным для всех детей есть старшая группа, в которой детей готовят к школе. Для детей практикуют различные виды художественной деятельности, они слушают рассказы и сказки, учатся читать и считать, работающих с компьютером, знакомятся с народными традициями.

Германия . Традиции общественного дошкольного воспитания в Германии древнейшие в мире. С 1957 г. в ФРГ действует закон о свободном посещении детских садов, из которых 20% удерживается государством, 80% принадлежат церковным общинам, профсоюзам, Немецком Красному Кресту, службе молодежи, другим благотворительным обществам. Родители платят 50%, вторую половину расходов возложена на владельца дошкольного учреждения.

Следует отметить разнообразие типов дошкольных учреждений в этой стране. Детские сады (киндергартен) с полным или неполным днем ??предназначены для детей 3-6 лет. Существуют одногруппную дошкольные учреждения (преимущественно для старших дошкольников), пришкольные группы (для пятилетних детей), а также подготовительные классы основной школы (в них воспитываются и обучаются пятилетние дети), а также достигшие школьного возраста. Работают также круглосуточные интернаты для здоровых детей в возрасте от 3 до 6 лет, интернаты для детей с нарушением здоровья и развития.

Главные концептуальные подходы к воспитанию детей в Германии осуществляются в детских садах свободного и открытого типа.Распространенные типы таких заведений - штейнеривськи детские сады и детские сады Монтессори.

Согласно Конституции деятельность государственной власти и выполнения государственных функций в области дошкольного образования возлагается на автономные земли страны. Организация образования детей до 6 лет является исключительно делом семьи. ей делегированы полномочия и обеспечения ответственности перед государством за их выполнение.

Федеральная земельная комиссия по образованию осуществляет планирование и Регулирует научные исследования актуальных проблем. Обучения и воспитания детей в государственных детских садах бесплатное. Основным законом страны гарантирована поддержка альтернативных дошкольных учреждений, кроме частных.

Со вступлением Германии в XXI в. академические стандарты дошкольного образования гарантированы, унифицированные и идентифицированы с учетом типов начальных школ.

Открытый детский сад построен на ситуативно ориентированной концепции дошкольного воспитания, для которой характерны: открытая планировка, в котором принимают участие дети, обучение на основе реальных жизненных связей; единство игры и обучения; разновозрастная организация жизни и деятельности, связь с общественностью; сотрудничество родителей и дошкольного учреждения.Главное требование к воспитателю: способность к систематическим и длительных наблюдений, анализа результатов педагогической деятельности, прогнозирование возможных вариантов. В методике работы с дошкольниками используются богатый предметно-дидактическая среда, разнообразный игровой и художественный материал, специально разработанные учебные ситуации и занятия.

Одной из особенностей системы воспитания в Германии является наличие так называемых материнских центров, где матери вместе с детьми занимаются интересными и полезными делами, имеют возможность небольшого заработка, а главное - общаются между собой и с педагогами и психологами.

Республика Польша . Система дошкольного воспитания в Польше представлены типами дошкольных учреждений, общими для разных стран Восточной Европы 1940-1990 г. Это детские сады, ясли-сады с полным (для города) и неполным (для сельской местности) днем пребывания детей, круглосуточные двухнедельные ясли-сады , временные детские сады вроде семейных микросадкив, функционирующих в одной из квартир больших домов и центрах дошкольного образования детей до 6 лет.

Польскую систему дошкольного образования был основан в 1862 г. постановлению Закона о народном образовании в Королевстве Польском. Современные учебные заведения функционируют в контексте Закона о системе образования (1991 p.), Согласно которому они принадлежат обществу и является собственностью общины. их основная задача - формирование личности, в будущем члена малых или больших групп, коллективов. С тех пор, как страна стала членом Совета Европы (1991), произошли ощутимые изменения в образовательной доктрине, ее переход к критической модели обучения и воспитания, стимулирует инновационный и творческий подходы педагогов, ориентирование на человека, его личностное развитие.

Важной особенностью современного польского дошкольного смысл дифференцированного обучения, его максимальное соответствие их способностям и возможностям.

США . Большое значение для американской системы дошкольного воспитания имела реализация программы «Хад Старт» (1965), которым предусматривалось, в частности, довольно значительное увеличение ассигнований на создание дошкольных учреждений (особенно рассчитанных на детей из малообеспеченных семей). Первый директор программы, ученый-педиатр Дж.Ричмонд уделял большое внимание воспитанию детей раннего возраста. Если в 1965 году детские сады посещали 10% три-четырехлетних детей, то в 1985 г. - 40%, а детей 5-6 года жизни - 96%. Сейчас посещение дошкольных учебных заведений в США стало нормой подготовки к школе.

Существенные изменения в дошкольном воспитании произошли после принятия доклада правительственной комиссии по проблемам качества образования «Нация в опасности: необходимость реформы образования» (1983). Результаты ее обсуждения положен в основу программы развития школьного дела «Америка - 2000». Первым ее стратегическим направлением является улучшение дошкольного воспитания с целью подготовки детей к обучению в школе, введение национальных образовательных стандартов, содействие воспитанию детей эмигрантов, совершенствования подготовки педагогов в комплексе новой парадигмы школьного образования в XXI в.

Распространенные типы дошкольных учреждений - группы детей 4-5 лет, функционирующих при школах. Эти государственные детские сады работают 2-3 часа утром, главная задача их работы - интеллектуальное развитие ребенка. Для детей раннего возраста (с 3 лет) есть школы-ясли. Особое место среди них принадлежит тем Действующие при научных центрах и педагогических колледжах. их программы имеют прогрессивный развивающий характер. Частные центры для детей рабочих и служащих организуются преимущественно при предприятиях и учреждениях, в которых работают их родители и функционируют в течение дня. Штат Америки имеет свои образовательные стандарты, поэтому обязательных программ для дошкольных учреждений нет. Каждое заведение использует собственную программу.

Общая концепция дошкольного воспитания состоит в развитии личности ребенка путем организации ее опыта. Значительное внимание ученые и практики уделяют проблеме развития детского творчества и одаренности. Например, Р.Хесс таД.Крофт исследуют специфику самовыражения ребенка средствами художественного и эстетического воспитания. С помощью искусства ученые советуют развивать у детей способность к общению. Л.Хаскелл рассматривает педагогические условия формирования определенных личностных качеств, которые являются составными творчества (оригинальность, гибкость, свобода, восприимчивость). Для развития исследователь предлагает использовать графические виды продуктивной деятельности, нестандартные ситуации мыслительных задач, интересный и привлекательный дидактический материал и т.д.. Он также отмечает важную роль личности педагога, который должен побудить ребенка к творчеству, пробуждать его интересы.

Финляндия . Реформа образования 60-х годов в стране актуализировала создание объединенной школы. В 1963 г. парламент принял ее концепцию. С этого времени дошкольные учреждения официально вошли в ее состав. Дети до 7 лет, которые могли посещать детские сады, поступали сразу после их окончания в начальную школу для 7-13 - летних учеников.

Принцип преемственности с начальной школой прослеживается в содержании дошкольного образования по следующим основным блокам информации: религия, окружающей среды, родной язык, два иностранных языка, обществоведение, математика, музыка, физкультура, ручной труд. Особое внимание в содержании дошкольного образования сосредоточено на развитии сенсорных детей и их эмоциональных чувств, социализации и равном доступе к образовательным услугам по интересам.

Доклад ЮНЕСКО о международной образование (1972) переориентировала содержание дошкольного образования на новую модель - научный гуманизм, творческое развитие личности дошкольного возраста к взрослости. В соответствии с принципами Декларации прав человека ООН, Комитет по вопросам образования с 1971 г. рассматривает общественное дошкольное воспитание как обязательное, которое гарантирует всестороннее развитие личности.

За последние двадцать лет дошкольное воспитание в Финляндии децентрализовано, его национальные программы заменены на программы учреждений или их педагогических коллективов. Содержание дошкольного образования индивидуализировано согласно языковых групп населения (около 60), а объем основных знаний, как и раньше, опирается на гуманизм с четкими признаками космополитизма.

Характерной особенностью общественного дошкольного воспитания в Финляндии является его тесная связь с семьей. Государство уделяет большое внимание проблемам семьи и придает ей материальную, моральную и педагогическую поддержку. Древнейший тип дошкольного учреждения - народные детские сады, которые призваны оказывать помощь семьям в воспитании детей, родители которых работают. Существуют другие типы дошкольного воспитания: дневной уход за детьми в семьях, открытые и передвижные детские сады (вроде сезонных).

Большой популярностью пользуются так называемые семейные детские сады, идея которых сейчас распространилась по всему миру.Для семейного ухода за детьми следует иметь специальную подготовку.

Открытые детские сады работают по типу игровых площадок, куда родители приводят детей для прогулки и совместных игр с ровесниками. Уровень оснащения таких дошкольных учреждений достаточно высок.

Количество детей в детских садах определена нормами: в группах до года - не более 6 человек., От года до 2 лет - не более 12, после 3 лет - до 20. Все дети дошкольного возраста обязательно воспитываются в дошкольном учреждении в течение года перед школой.

Франция . Одно из ведущих мест в мире по охвату детей общественным дошкольным воспитанием занимает Франция, которая имеет двухсотлетнюю историю этой системы. Французский дошкольная педагогика вобрала все лучшие теории воспитания как отечественных (П.Кергомар, С.Френе), так и зарубежных педагогов (Монтессори, А. Дек-роли, Ж.Пиаже). Основные типы учебных заведений для воспитания дошкольников от 2 до 6 лет: материнские школы, классы для малышей при начальных школах, детские сады.

Общая цель дошкольного воспитания - обеспечить всестороннее развитие ребенка. Главные задачи разных типов дошкольных учреждений - ввести ребенка в жизнь коллектива, развить различные виды деятельности, сформировать стремление к знаниям, научить работать, учиться, устанавливать отношения с другими детьми. Роль воспитателя заключается в организации досуга детей, направлении их развития, создании развивающей среды, изучении поведения и психологии. Главная форма занятий в материнской школе - игра.

1975 г. в Франции принят Закон о школе, которым предусмотрены определенные меры по обеспечению преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением. В стране существует уникальный опыт обучения в материнской и начальной школах одним педагогом. Хоть это и не является системой, однако такие примеры свидетельствуют о возможности усиления связи между дошкольным и школьным обучением. Благодаря мерам в этом направлении сейчас в материнских школах и классах для детей учатся все дошкольники 5-6 лет, а младшие дети обеспечены дошкольными учреждениями на 75%. Политике в области дошкольного образования в последние десятилетия характерны стремление демократизировать ее содержание, интегрировать международный опыт и направить дошкольного на привитие фундаментальных жизненных навыков.

Чехия и Словакия . Среди стран мира, в которых почти все дети охвачены общественным дошкольным воспитанием, должное место занимают Чехия и Словакия.

Первые детские сады были открыты в Праге в 1832 p., А впоследствии были созданы материнские школы - народные детские сады.Материнские школы существуют и сегодня вместе с другими формами дошкольного воспитания - яслями, детскими садами с неполным днем, подготовительными классами при школах. их организация и методика работы с 1945 по 1990 pp. имела много общего с работой дошкольных учреждений в нашей стране.

Значительное внимание уделено подготовке педагогических кадров. Довольно часто руководитель дошкольного учреждения работает одновременно воспитателем группы детей, Своею практической деятельностью показывать пример педагогическому персоналу заведения.

Ученые этих стран эффективно разрабатывают программы подготовки детей к школьному обучению, проблемы интеграции элементов игры в учебный процесс (Я.Бердихова, Л.Т.Слиндова, Л.Белинова и др.)..

Швейцария . Дошкольные заведения Швейцарии - детские сады или детские школы, предназначенные для воспитания детей 4-х - 6-ти лет. Кроме государственных существует немало частных дошкольных учреждений, которые работают пять дней в неделю по несколько часов в день и размещены в основном в одноэтажных коттеджах с площадками для прогулок и занятий физической культурой.Исторически сложились две концепции воспитания детей дошкольного возраста: в немецкой части Швейцарии - опирается на идеи Ф.Фребеля, а в романской - это концепция женевского направления (Е.Клапаред, А.Фер Регби, Ж.Пиаже) и монтессоривськоготипу. Для нимецькомов-ных и романомовних детских садов разработаны различные программы. Они имеют много общего благодаря идеям гуманизации и обогащения развития ребенка путем организации ее предметного педагогической среды и опыта. Швейцарские дошкольные учреждения хорошо оборудованы, в них много дидактического, игрового материала для занятий и самостоятельной деятельности детей.

Происходит поиск эффективных путей взаимодействия дошкольных учреждений и начальной школы, организуются комплексы «детский сад - школа» для широкого охвата детей дошкольным воспитанием и подготовки их к школе.

С целью усиления связи со школой дошкольные учреждения выдают каждому ребенку психолого-педагогическую характеристику.

Япония . В этой стране интересная и оригинальная система дошкольного воспитания. Японские дошкольные учреждения для детей от рождения до 6-ти лет (ясли, детские сады, ясли-сады) подчинены муниципалитетам, а также частным организациям и лицам. Они работают разное количество времени (от 2-х - 3-х до 10-ти - 12-ти часов в день). Существуют также однолетние учреждения для детей от 5-ти до 6-ти лет для полноценной подготовки их к школе. Дошкольные учреждения, за исключением муниципальных, платные и по желанию родителей обеспечивают программу индивидуального развития каждого ребенка.

Определяющая черта японской традиционной системы воспитания - внимание к раннему выявлению задатков и естественного развития способностей. Теоретический аспект обеспечивающих воспитание научно-исследовательские общества, начиная с дошкольного воспитания (председатель общества - профессор Такаси Инуй). Значительное внимание ученые уделяют изучению и использованию теории этического и практического опыта воспитания детей дошкольного возраста в Украине. Труда О.Запорожця, Макаренко, Сухомлинского популярны среди педагогов Японии.

Характерная особенность детских садов Японии - большое количество детей в группах (в среднем - 40 человек) и заботливая организация воспитательной среды. С большим художественным вкусом добирается все, что окружает ребенка, с непременным требованием, чтобы ребенок сам участвовала в создании уюта и красоты помещения: выращивала и оранжувала цветы, конструировала, изготовляла панно и гобелены и т.д.. Активное привлечение детей к художественной труда необходимо потому, что, по мнению японцев, только рукотворная красота возвышает человека к философскому пониманию прекрасного как целесообразности бытия.

Не менее важная проблема, над которой работают педагоги Японии, - научить детей общаться. Страна с тысячелетней историей не может быть безразличной к духовности и культуры детей. Авторы книги «Детский сад в Японии» отмечают, что необходима такая переориентация всех групп, чтобы каждый ребенок чувствовал комфорт, равноправие, а сама группа развивалась на основе дружбы и сотрудничества. Дискутируется вопрос о роли воспитателя в развитии способности детей общаться между собой: педагог как носитель социальных отношений, которые предстоит понять ребенку, вводит ее в круг различных видов общения.

Воспитание детей в японских дошкольных учреждениях отмечается также совместной работой воспитателей и родителей.Практикуются частые дни посещений детей родителями, спортивные дни, дни наблюдений, общие записи интересных мыслей педагогов и родителей о развитии ребенка, родительские собрания.

Большой популярностью пользуется опыт известного японского скрипача и педагога Синьити Судзуки «Система воспитания таланта». Талант, по мнению автора, - это максимальный уровень развития способностей ребенка, а возраст до 6-ти лет - период, когда решается его судьба. Она начинается с раннего развития музыкальных и речевых способностей и становится системой целостного развития личности, а музыка и родной язык - ведущими ее средствами. Детские сады Судзуки пользуются такой популярностью в Японии, что заявления о приеме в них ребенка родители подают за 3-4 года до ее рождения. Сюда принимают детей без какой-либо предварительной проверки задатков. Воспитатели работают с группой детей (до 60-ти человек), сформированной по разновозрастным принципу (от 3,5 до 5-ти лет). Главная роль педагога заключается в создании среды для саморазвития детской личности. Значительное внимание уделяется развитию памяти, функции восприятия (визуального, слухового, тактильного), комплексным видам художественной деятельности детей. С двух лет ребенка учат игры на скрипке, для чего компания Судзуки производит маленькие скрипки на 1/32 полного размера. Воспитание в этих садах имеет глубоко гуманистическое содержание (подчеркивается красота природы, искусства) и форму (ребенка ни к чему не принуждают, а создают развивающее педагогическая среда).

Развитие детского таланта в Японии - проблема, которая волнует не только педагогов и родителей. Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов» в городе Мацумото возглавляет автор популярных книг о воспитании способностей у детей - основатель всемирно известной фирмы «Сони» Масару Ибука. Он считает, что основа развития умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, когда активно развиваются структуры мозга, ни один ребенок не рождается гениальным или глупой, каждая может учиться хорошо - все зависит от метода обучения, который должен быть гуманным и учитывать возможности каждого ребенка, его склонности и интересы.

Опыт японского дошкольного свидетельствует, что приоритетные направления воспитания детей достигаются тремя путями. Первый - воспитание в соответствии с предварительно спроектированной программы, целенаправленная на четкие задачи, второй - осознание влияния факторов окружающей среды, которые могут быть стихийными, неблагоприятными и разрушительными для личности, третий - самообразование, самовоспитание, самосовершенствование. Для японской педагогики дошкольного третий путь самый важный.

В системах дошкольного образования новых независимых государств, возникших на территории бывших советских республик, оказались определенные особенности. Так, в Азербайджане в последнее десятилетие усиливается влияние национальной идеи. В результате реформирования дошкольного образования в контексте общего образования создана широкая сеть учреждений разного типа и с разными формами собственности. Сейчас четко прослеживается тенденция интегрирования дошкольного и начального образования в единые учебные комплексы.

В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики каждый гражданин имеет право на безвозмездной дошкольное образование. Сеть дошкольных учреждений функционирует как обязательный компонент системы образования. Рядом с дошкольными учреждениями, в которых воспитание и обучение ведутся на родном языке, функционируют сады для детей из российских, грузинских и других семей. В стране созданы надлежащие условия для воспитания дошкольников с малочисленных национальных групп.

В Армении со вступлением в СНГ существенно изменилась система образования в целом и дошкольного частности. Прежде была создана национальная система образования на принципах единства общечеловеческих и национальных ценностей, широкого внедрения инноваций в организации учебного процесса, реализации новых учебных технологий многоуровневого образования. В таком контексте дошкольного рассматривается как обязательное звено.

Четко определяются две подсистемы в сфере дошкольного образования: государственная и негосударственная.

Министерством образования и науки Республики Армения разработана концепция с русскоговорящим направлением. Десятилетняя образование на русском языке в школах страны предполагает изучение ее и в детских садах на правах иностранного языка. Запланирована работа по созданию координационного центра по проблемам единого образовательного пространства.

В Беларуси усилия в области дошкольного образования направлено на срастание ее информационного содержания с национальными народными традициями, историей, культурой.

Согласно реформе общеобразовательной школы происходит переход к 12-летнему обучению. Итак, срок пребывания детей в детских садах сокращен до шести лет, хотя закон о начале обучения с этого возраста еще не принято.

В Грузии на протяжении последнего десятилетия заметное продвижение по созданию прогимназийних и пролицейних групп в структуре детских садов. Общегосударственная формула парадигмы образования: 6 + 3 + 3 (базовая, II и III степени образовательной системы) с двенадцатилетним циклом обучения коснулись и дошкольного. Его реформирование началось по аттестации педагогических кадров, сертификации их с целью достижения эффективности их подготовки, соответствующий требованиям.

Несмотря на очевидный прогресс, наблюдающийся в области дошкольного образования, она еще не стала на путь создания концепции единого образовательного пространства.

Государственная политика Казахстана в области дошкольного образования направлена ??на решение двух взаимообусловленных проблем: сохранение позитивных достижений прошлого и создания на его основе модели системы дошкольного образования в соответствии с новым социокультурным условиям.

Сферу образования провозглашена приоритетным направлением общенациональной стратегии развития «Казахстан-2030».

В ряде документов и в Законе «Об образовании» (1999) опубликовано национальную модель, которую ориентирован на обеспечение высокого качества образования и воспитания, начиная с дошкольной системы.

Государственной программой «Дарин» (1997) предусмотрено создание специализированных учреждений для одаренных дошкольников и поддержку семей в получении образования детям из тех, которые проживают за границей или вернулись на историческую родину. Согласно закону «О языках в Республике Казахстан» функционирует государственная программа развития языков (русского, уйгурской, узбекской, таджикской, украинской). Ее реализуют, начиная с детских садов, в местах компактного проживания граждан этих национальностей. В стране активно внедряется программа обновления содержания и структуры воспитания детей.

В новой национальной модели образования дошкольному воспитанию отведено особое место. В частности, предусмотрено обязательное подготовку пяти-шестилетних детей в государственных учреждениях дошкольного образования за бюджетные средства, открыто преддошкольном подготовительные классы пяти-шестилеток. В детских садах добавлено группы для детей раннего возраста.

В системе дошкольного образования Кыргызстана сейчас четко определился региональный принцип размещения детских садов, начат процесс создания учебно-научных комплексов с детьми К 12 годам. Все более широкого развития приобретает негосударственный сектор Дошкольного образования.

Концепция развития образования и национальную программа разработана в Молдове, определено главную цель формирования гармоничной личности с дошкольного возраста. Реализация формулы реформирования образования (4 +5 +3) предусматривает обязательность дошкольного, а следовательно, неуклонное внедрение подготовки к школе детей пяти-Семилет-него возраста.

Структурные изменения коснулись детских садов, где созданы прогимназийни и нролицейни группы. Обучение и воспитание детей осуществляются на семи языках - молдавско-румынском, русском, украинском, польском, еврейском, болгарском, гагаузском.

Развитие бывших советских республик происходит в разных социокультурных условиях. Соответственно и реформирования содержания осуществляется разными темпами и в разных направлениях. Одновременно общим является признание обязательности детских садов как первого звена в системе образования каждой из этих стран.

Дошкольное образование опирается на опыт, накопленный в прошлые годы, а ее базовыми структурами остаются детские ясли, ясли-сады, детские сады (дошкольные учебные заведения).