Дошкольная педагогика как наука воспитания детей

Жизнеспособность любого общества определяется тем, как оно обеспечивает свое будущее. Среди ценностей, передаваемых от поколения к поколению, одной из важнейших является воспитание. В нем сочетаются прошлое, настоящее и будущее общества. В зависимости от него определяются перспективы развития общества. Настоящий воспитатель является поборником истины и добра, ведь он, писал К.Д.Ушинский, осознает, что его дело, скромное снаружи, является одной из величайших в истории.

Осознание воспитателем ответственности своей миссии - важнейшая предпосылка успешного воспитания и обучения. Эта миссия по сложности занимает ведущее место в развитии человека. Воспитание как процесс передачи старшими поколениями социального опыта человечества и его активное усвоение преемниками, следует рассматривать необходимой составляющей социокультурного развития общества.

Воспитание возникло на ранних стадиях развития человеческой цивилизации в форме привлечения детей к труду взрослых.

С усовершенствованием человеческого опыта усложняется характер и содержание воспитания. Умственное развитие все больше выделяется среди других факторов воздействия на детей, а воспитание приобретает классовый характер. В каждую историческую эпоху менялись его цель, содержание, формы и методы. На протяжении многих веков собственно процесс воспитания считался естественным явлением человеческого бытия и не был предметом специального изучения. Постепенное усложнение условий жизни и производства обусловило выделение самостоятельной общественной функции воспитания: им начинают заниматься определенные люди, создаются воспитательные учреждения и т.д..

Первые попытки научного подхода к воспитанию находим в трудах Сократа (469-339 до н.э.), Демокрита (460-370 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.), Аристотеля (384-322 до н.э.), Квинтилиан (35-96) и др..

Так, Платон впервые определил содержание понятий воспитания и обучения, их влияние на общество. Осуществление воспитательных функций он рассматривал в единстве с идеей раннего воспитания детей в статусе свободных граждан, которые с детства охвачены системой специальных государственных учреждений [1].

Аристотель рассматривал дошкольный возраст как особо важный этап в формировании личности. Позже Квинтилиан отмечал смысле воспитательного воздействия взрослых, прежде всего, родителей, кормилицы, педагогов на ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Он указывал на необходимость ознакомления детей с окружающим миром, подчеркивая важность положительных эмоций в формировании их жизненного опыта.

К проблеме воспитания детей обращались и мыслители-гуманисты эпохи Возрождения: Витторино где Фельтре (1378-1446), Эразм Роттердамский (1469-1536), Франсуа Рабле (ок. 1494-1553), Мишель де Монтень (1533-1592) и др.. Они были поборниками гуманного отношения к детям, отстаивая их права на радостную жизнь и полноценное развитие.

В становлении педагогики как науки огромную роль сыграл выдающийся чешский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670), который создал четкую педагогическую систему и, опираясь на тогдашние прогрессивные взгляды, выступил с призывом «учить всех всему». Его фундаментальный труд «Великая дидактика» (1658) правомерно рассматривать как один из первых произведений теоретической педагогики, в котором всесторонне обоснована система дидактических и философских взглядов на образование, обучение и воспитание.

Я.А.Коменского известен как автор первой книги о воспитании детей дошкольного возраста - «Материнская школа». Этот возрастной период педагог сравнивает с прекрасной весной, когда все зеленеет и цветет. В дошкольные годы, по определению Коменского, ребенку нужно давать полноценное физическое, умственное и нравственное воспитание. Ученый обосновал принципы природосообразности и энциклопедичности воспитания, разработав содержание элементарных знаний об окружающем мире, которые должен усвоить ребенок в области естествознания, математики, географии, истории, экономики, политики и т.д..

Последователями идей Коменского следует считать французских просветителей - Дидро (1713-1784), К.А.Гельвеция (1715-1866), немецкого педагога А.В.Дистервега (1790-1866), которые видели в воспитании важный фактор перестройки общества.

Выдающийся французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) считал природу человека идеальной, а воспитание - всемогущим. По его убеждению, воспитательный процесс должен быть приведен в соответствие к природе ребенка и законов ее развития.Влияние воспитателя будет таким, если его желание косвенно становиться желаниями ребенка и он будет рассматривать их как свои. Для этого нужно овладеть педагогическим мастерством, умением обеспечивать надлежащие условия для развития ребенка. Руссо был откровенным противником морализаторства. Он отмечал, что значительно лучше учить ребенка на собственном примере, организацией интересной жизни, средствами природы, побуждая к индивидуальным размышлений, чем пустыми наставлениями. По его определению, единственная нравственная истина, которую должен усвоить ребенок, - никому не делать зла.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) рассматривал дошкольное воспитание как важный механизм «сделать человека человеком».Время рождения ребенка он считал время начала ее обучения. Педагог-гуманист разработал теорию и методику элементарного обучения с тем, чтобы сделать возможным правильное физических, умственных и нравственных способностей каждого ребенка. Для эффективного развития Детей Песталоцци предложил создавать при школах «детские классы» с целью подготовки к школьному обучению.

Первые специальные учреждения для воспитания детей дошкольного возраста начали английский социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858) в 1816 г. в Нью-Ленарку (Шотландия, в них входили «Школа для детей» в возрасте от 1 до 6 лет и начальная школа для детей 6-10 лет) и немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852) в 1837 г. в Бланкенбурге (Тюрингия, заведение для игр и занятий маленьких детей с целью их всестороннего развития с учетом индивидуальных особенностей).

Идея Оуэна заключалась в преобразовании общества путем воспитания с детства граждан нового общественного строя. Зато Фребель пришел к организации первых дошкольных учреждений через осознание необходимости создания надлежащих условий для полноценного развития каждого ребенка. Это произошло после его пятилетнего сотрудничества с Й.Г.Песталоцци. Он первым назвал свое заведение - «детский сад», позаимствовав не только срок, но и глубинную его символику у Платона.

Образование в Украине зарождается в период Киевской Руси. Ее официальным началом можно считать знаменитый труд киевского князя Владимира Мономаха «Поучение» (вероятно - 1117 p.). Стержневой идеей труда стал настоятельный призыв князя к воспитанию и отстаивания гуманности, честности, трудолюбия. Автор рассматривал роль воспитания на примере старших. Вместе с тем он выразил актуальные для различных сфер человеческого бытия мысли о: государства, политическое устройство, разностороннее воспитание детей и молодежи,.

Впоследствии гуманистическими традициями отмечалась деятельность братских школ (XVI-XVII вв.), Вокруг которых объединялись известные просветители (братья Зизании, Памва Беринда, Мелетий Смотрицкий и др.)..

Значительными событиями для развития педагогики были издания И. Федорова первого печатного учебника у восточных славян - «Азбуки» (1574) и открытие Киево-Могилянской коллегии (1632). Ее воспитанники - Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и другие стали организаторами учебных заведений не только в Украине, но и за рубежом.

Выдающийся украинский философ Сковорода (1722-1794) советовал направлять воспитание, опираясь на природные особенности детей. Его должны осуществлять только люди гуманные, отзывчивые, честные, пример которых последовали бы воспитанники. Во взглядах Сковороды отражено основные направления тогдашней прогрессивной педагогики. Воспитание природных способностей ребенка было приоритетным во всех его трудах.

Вопрос социального положения детей, их права на полноценное воспитание и развитие нарушали в своих произведениях выдающиеся представители украинского народа: Т.Шевченко, О.Духнович, Грабовский, Леся Украинский, И. Франко и др..

Ведущее место в развитии педагогической мысли занимают труды и практическая педагогическая деятельность Ушинского (1824-1871). Цель воспитания ученый видел в формировании гармонично развитого человека. Как незаменимое средство ее достижения он рассматривал создание народной системы образования, которая отвечала бы потребностям народа, его особенностям и учитывала бы возможности воспитания духовной, творческой личности. Несмотря на схожесть педагогических теорий во всех европейских народов, - отмечал он, - у каждого из них своя особая национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства ее достижения.

Опираясь на принципы народности в воспитании, а также необходимость учета сведений о развитии ребенка из смежных наук, Ушинский разработал совершенную методику развития речи в дошкольном возрасте, ознакомление с природой, организации игровой деятельности, художественного чтения, написал несколько литературных произведений для маленьких читателей.

Большое значение педагог придавал народной игре и сказке. Он назвал их первыми и блестящими попытками народной педагогики, подчеркивая, что с педагогическим гением народа никто не может посоревноваться.

Особое внимание Ушинский сосредоточил на подготовке детей к иногда, видя достопримечательность воспитания в семье, и в то же время, поддерживая идею о создании детских садов. Работа детских садов ученый наблюдал во время путешествий за границу и посвятил этому событию одно из известных работ - «Педагогическая путешествие по Швейцарии».

Итак, труда Ушинского положили начало развитию отечественной научной дошкольной педагогики, как, скажем, труда Ф.Фребеля в Германии и Европе в целом.

Педагогическая наука является одной из древнейших, она неуклонно менялась с развитием общества. В ее основу были положены обобщение практической деятельности взрослых по подготовке к жизни новых поколений. Поскольку организованным воспитанием протяжении длительного времени были охвачены только дети, то педагогикой называли науку об их воспитания.

В настоящее время система образования касается практически всех. В этом выдающийся польский педагог Я.Корчак (Генрик Гольдшмит) замечал: глубоко ошибаются те, кто считает педагогику наукой о ребенке, а не о человеке. Главные принципы воспитания он изложил в труде «Как любить детей».

Педагогикой называется наука о перманентном воспитания человека на всех возрастных этапах ее становления и развития.

Основными понятиями (категориями) педагогики являются: развитие, воспитание, образование и обучение. Все они находятся в диалектическом взаимозависимости и взаимообусловленности. Рассмотрим их содержание, опираясь на определение украинской Педагогического словаря под ред. С.Гончаренко (1997).

Развитие - это процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.Развитие личности происходит в процессе деятельности личности, руководствуется системой мотивов, присущих ей. Предпосылками и результатами развития являются потребности [25].

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности, обусловленный законами общественного развития под действием многих объективных и субъективных факторов. Воспитание является результатом воздействия на психику личности совокупности внешних факторов, направленных на ее активную подготовку к участию в различных сферах общественной жизни [25, 53].

Образование - духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, являющихся достоянием ее культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть формирование лица человека [25, 241].

Обучение - целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Обучение - процесс двусторонний и выполняет определяющую функцию в умственном развитии и подготовке учащихся к труду [25, 223].

Педагогика изучает все процессы, касающиеся воспитания: особенности становления человека от рождения и на протяжении всей его жизни; опыт народов по подготовке молодежи к жизни, особенности организации воспитания как общественной функции, процессы воспитательного воздействия на человека; механизмы самовоспитания и т.д..

Предметом педагогики является закономерности становления личности человека, его воспитания и обучения. Богатство и разнообразие вопросов, образующих предмет педагогики, на протяжении ее развития как науки позволили выработать систему педагогических дисциплин. Каждая из них имеет свой предмет исследования.

Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, обучения и образования.

Возрастная педагогика делится на дошкольное, школьное и педагогику взрослых.

К специальной педагогики принадлежит дефектология, охватывающий сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедию, олигофренопедагогика, т.е. воспитания и обучения детей с особыми потребностями (глухих, слепых, с расстройствами речи, с нарушениями умственного развития).

Известны также педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования, производственная, семейная, военная, педагогика непрерывного образования и т.д..