Аппарат современной дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика - это наука о закономерностях воспитания и обучения детей от рождения до школы. Дошкольная педагогика опирается на основные положения общей педагогики, андрагогики, функционируя в единстве с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией. дошкольного - особый период в жизни, его влияние на становление и развитие личности неоспорим.

Как указано в современных концепциях дошкольного воспитания - это возраст стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем будут определять различные сферы ее жизнедеятельности.

В этот возрастной период закладывается фундамент оптимистического мировоззрения; формируются представления ребенка о своих правах и обязанностях, о себе как представителя определенного пола, о себе в прошлом - настоящего - завтрашнего; усваиваются моральные правила и нормы, развивается произвольное поведение.

Среди других возрастных периодов дошкольное детство отличается тем, что обеспечивает общее развитие, как основу формирования личности. Под развитием понимаем процесс и результат становления личности на основе ее природных возможностей под влиянием биологических и социальных факторов и прежде всего воспитание.

Своеобразие дошкольной педагогики заключается также в том, что она не только является сферой специальных научных знаний и деятельностью узкого круга специалистов, но и находит широкое применение в жизни.

Воспитание в широком смысле - это приобщение ребенка к миру взрослых. В воспитании участвуют не только родители и педагоги, но и другие участники, а также явления окружающей среды, реальная жизнь взрослых, природа, общество. Трудно разделить собственно процесс воспитания ребенка с его жизнью. Ведь дошкольник не ждет, когда его начнут специально воспитывать. Он живет, познает мир, устанавливает определенные отношения с социумом, формирует свое отношение к окружающей действительности. Итак, нецелесообразно рассматривать детство лишь подготовкой к жизни: оно уже является полноценным и самостоятельным, активным его периодом. И каждый день является ступенькой в ??росте и развитии малыша.

К одной из определяющих проблем дошкольной педагогики принадлежит взаимообусловленность процессов развития дошкольника и его воспитания. В педагогике понятие воспитание в широком смысле определяют как процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В таком смысле можно говорить об обучении как процесс передачи и усвоения системы знаний, умений и навыков и воспитания, как процесс формирования физических, моральных, умственных, эстетических и трудовых качеств ребенка. Выполнение этих функций невозможно без педагогического прогнозирования и предвидения конечных результатов воспитания и обучения.

Прогностические функции дошкольной педагогики состоит в том, что она исследует тенденции и перспективы развития / воспитания, как непрерывного и социально обусловленного процесса. К актуальным проблемам педагогической науки относится определение цели, задач, содержания и методов воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях, их подготовка к школе и к реальной жизни в социуме, который перманентно меняется и объективно обуславливает существенные коррективы в содержании и технологии образовательного процесса дошкольного.

Уровень изученности стержневых вопросов дошкольной педагогики сейчас достаточно высокий благодаря выделению в предмете ее научных изысканий конкретных методик дошкольного образования. Поэтому, не только выделяются их прикладные вопросы, но и разрабатываются педагогические технологии, определяются пути их внедрения в реальный образовательный процесс учреждений дошкольного образования разного типа. Особую роль здесь играют история дошкольной педагогики, организация и руководство дошкольным воспитанием, как дисциплины, обусловливающие непрерывность прогрессивных концепций и их интегрирования с достижениями ученых Украины в области дошкольного на разных этапах его становления и развития.

Дошкольная педагогика прежде исследует особенности воспитания, как специально организованного педагогического процесса с четко определенным целеполаганием. С такой точки зрения воспитания является процессом взаимодействия его участников с целью формирования у воспитанников определенных представлений, навыков, характерологических качеств. Такому процессу присущи приоритеты личностного развития: ребенок - не только объект (к нему направлены воспитательные воздействия взрослого), но и субъект воспитания. Личностные качества ребенка и педагога - равноценны: и ребенок, и взрослый - активные, самодостаточные участники воспитательного процесса.

Дошкольная педагогика функционирует как синтез теории и практики, всесторонне изучая законы воспитания, обучения и развития ребенка. Выдающиеся педагоги и психологи в разное время отмечали, что для практической воспитательной деятельности одинаково важны теоретические знания и умения, педагогическое мастерство и талант.

В педагогике нет универсальных средств воспитания. Следовательно, применение ее законов в каждой конкретной ситуации - дело не только знаний, но и педагогической культуры, мастерства педагога. Успешность педагогических действий зависит от его умения применить теоретические знания в практике непосредственной деятельности с детьми в разных возрастных группах.

Система дошкольного образования как базовая для всех других звеньев должна сыграть особую роль в формировании педагога новой формации - способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, открытого инновациям, с высокой профессиональной культурой, развитой педагогической рефлексией. Основной критерий определения педагога новой формации - нравственная культура и владение креативными образовательными технологиями.

Педагог-новатор смотрит на образование как на процесс расширения возможностей компетентного выбора ребенком содержания, места, продолжительности, партнеров, материалов для своих занятий, создание условий для ее саморазвития, проявления сущностных сил, поиск педагогических технологий построения развивающего образа жизни дошкольника формирование у него основ личностной культуры, создание воспитательной среды.

Дошкольная педагогика является наукой постоянного развития благодаря богатой источниковой базе и разносторонней информации о ребенке из смежных наук. Ее прародительницей справедливо считают семейную, народную педагогику. На протяжении многих веков воспитания ребенка в семье способствовало накоплению богатого эмпирического опыта. Важной составляющей научной дошкольной педагогики является этнопедагогика - источник педагогической мудрости народа, проверенной историей развития педагогического опыта многих поколений.

Современная дошкольная педагогика прогнозирует, анализирует, а также обобщает и использует опыт семейного воспитания и работы дошкольных учреждений, поскольку развивается в их неделимом единстве. Это делает возможным создание новых теорий и педагогических технологий, способствует развитию одного из важных источников педагогики - экспериментальной базы проблем развития и воспитания детей в период дошкольного обучения.

Предмет дошкольной педагогики как области педагогических знаний о ребенке

Ранний период развития дошкольной педагогики как науки обусловлен накоплением идей и мыслей прикладного содержания о воспитании. Этнографы отмечают, что разным народам присущи подобные подходы к воспитанию детей.

Слово воспитывать Украинская этнопедагогика связывает со словом прятать (в смысле оберегать). В этом сочетании оказывается народное мнение о том, что для нормального развития ребенка нужно защищать ее психику от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Понятно, что ребенок в течение жизни приобретать положительного и отрицательного опыта, однако все, что с ней происходит, не причинит вреда, если взрослые (воспитатели) с уважением и любовью относиться к ней, как к личности. Оберегать - значит также обеспечивать ребенку надлежащие условия для развития в соответствии с требованиями духовной экологии. Для этого народная педагогика с древнейших времен использовала обряды, традиции, обереги и другие средства защиты ребенка.

Любая отрасль науки о ребенке и детство основывается на опыте многих поколений. Настоящее воспитание должно глубинный народный характер. Выдающийся украинский философ Сковорода по этому поводу отмечал, что правильное воспитание кроется в природе самого народа, как огонь и свет в кремний.

Веками на основании знаний и народного опыта формировалась народная педагогика - отрасль науки, достижения которой отражено в морально-этических идеалах, взглядах на цели и средства формирования человека. Народную педагогику отражено в родном языке, народных обычаях, традициях, праздниках, обрядах, ритуалах, символах, произведениях изобразительного, музыкального, хореографического искусства, в опыте семейного воспитания, семейно-бытовой культуре, народных детских играх и игрушках. Наука об опыте народа по воспитанию новых поколений и называется этнопедагогики.

Украинская этнопедагогика развивалась на принципах гуманизма, природосообразности, связи воспитания с жизнью народа, единства требований и уважения к личности ребенка, веры в ее силы и возможности. По мнению М.Стельмаховича, она содержит компоненты народной фамилистикы, дитинознавства, дидактики, педагогической деонтологии и воспитательной практики.

Народная фамилистика - это знание об опыте создания крепкой и здоровой семьи.

Дитинознавство - охватывает народные взгляды на детей, воспитательные факторы формирования личности в дошкольном возрасте.

Воспитательная практика - это использование народной мудрости в средствах етнизации ребенка, формирование его национального самосознания.

Народная дидактика отражает достижения народа в умственном воспитании, формировании основ мировоззрения подрастающего поколения.

Народная педагогическая деонтология охватывает знания об этической сферу обязательного в мыслях и поступках каждого человека.Мягким и полным глубокого личностного смысла, словом Берегиня украинский народ называет все, что с детства должно быть усвоено ребенком как святое и дорогое, а, следовательно, и достойно сохранено в душе каждого ребенка или взрослого человека на протяжении всей жизни [108, 11].

Составляющими народной духовности правомерно признать национальную психологию, характер, сознание и самосознание, образ мышления, народные моральные и этические идеалы, мировоззрение, эстетику, философию и т.д.. Главными факторами их воспитания является родной язык, история, фольклор, искусство, народный календарь, народные символы и приметы, семейно-бытовая культура, обычаи, традиции, обряды.

Выдающийся украинский педагог Сухомлинский отмечал, что народ - это живое, вечный источник педагогической мудрости.Ушинский отмечал, что средствами народной культуры у детей формируют корень духовности [117].

Народная педагогика как составная часть культуры народа зародилась в глубокой древности. Как свидетельствуют историко-педагогические исследования, учебно-воспитательные традиции в Украине уходят своими корнями в глубину веков. Они прослеживаются в эпосе трипольской культуры (4000-2000 до н.э.). Здесь еще в дородовый период детей выделяли в отдельную группу, а с формированием рода на женщину возлагались воспитательные функции, соответственно появился «детинец» - детская часть жилья [109].

Семейные воспитания складывались веками, и именно в семье ребенок получала первые уроки жизни. «Из семьи идет жизнь человека» - говорит народная мудрость.

Народное дитинознавство - ценный источник педагогики, в частности, дошкольного. Утро - лучшее время суток, весна - года, считает украинский народ, а детство - важнейший период жизни. Воспитывать ребенка - большое счастье и одновременно сложное и ответственное дело.

Заботиться о малыше начинают задолго до его рождения.

С рождением человека, по народным представлениям, вспыхивает новая звезда, сопутствовать его на протяжении всей жизни. Эта звезда символизирует счастливую судьбу, духовность человека.

Заботой о ребенке и глубоким пониманием его потребностей обозначена народная родильная обрядность. Так, в Галичине пуповину мальчика отрезали на топоре, полене или книге (чтобы стал хорошим хозяином и мастером), а девочки - на гребне (чтобы была рукодельницей) и завязывали льняным или конопляным повисма, приговаривая: «Завязываю тебе счастья и здоровья, и возраст длинный, и разум добрый »Когда ребенок подрастал, пупок с ниткой вынимали и предлагали ей решить: если решит, то« ум иметь »и« все уметь ».Забота о ребенке оказывалось в обычаях посещения новорожденного, выборе приемных родителей, крестинах, пострижения в день годовщины ребенка.

Народная педагогика создала определенные средства для воспитания дошкольников, соответствующие особенностям их развития: колыбельные песни, благодаря которым она впервые приобщается к языку; пестушки, которыми сопровождают первые движения ребенка; потешки - элементарные словесно-спортивные игры малыша с пальчиками, ручками, ножками: «Ладушка», «сорока», «тоси-тоси»; забавы - маленькие стишки, песенки, сказки в стихах, сюжет которых передает любопытный эпизод, важный в воспитательном значении: «Ой, гоп, чук, чук». «Скажу вам байку».

Предметы и явления, окружающие ребенка, являются средствами народной дидактики и характеризуются меткой, ярким языком, понятным и интересным для него.

Вырастая, ребенок вовлекается в народных игр, традиционных поздравлений и других этических норм. Она знакомится с загадками, пословицами и поговорками, сказками. В это время ее начинают привлекать к посильных форм совместной со взрослыми труда. У детей формируют представление о роде и родословную с целью осознанного отношения их к собственной жизни, жизни своих родных и предков. Благодаря этому дошкольник постепенно придет к таким общечеловеческим ценностям, как культ матери и жизнь, уважение к старшим, к родному дому, Родине, забота о младших, человеческое достоинство и честь.

Таким образом, народная педагогика является предтечей и важной составной частью научной дошкольной педагогики.

Своим глубоким гуманизмом Украинская народная педагогика перекликается с идеями воспитания у других народов. Так, в древней Индии считали, что с сыном до 5 лет следует обращаться, как с царем, до 15 - как со слугой, а после 15 - как с равным. Австралийские аборигены не признавали наказаний в воспитании. Высшим осуждением взрослого было биение следов ребенка.

В определенное время у ребенка появлялись обязанности, не выполнять которых она не могла, поскольку была членом общины. Такая система воспитания объединяла гуманизм с обоснованной требовательностью, поэтому и последствия ее были положительные. Опыт воспитания многих веков и народов положено в основу начального, донаучного этапа развития педагогики.

Идеи К. Ушинского о значении воспитания детей до школы развили и применили в первых дошкольных учреждениях его современники и последователи: О.Симонович (1844-1933), О.Водовозова (1844-1923), П.Лесгафт (1837-1909), М . Свентицкий (1855-1923), С. Русова (1856-1940), Е.Тихеева (1867-1943), Л.Шлегер (1863 - 1942).

Супруги А. и Я.Симоновичив одними из первых открыли детский сад и создали первый журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Развивая идею Ушинского о народности в воспитании, О.Симонович ввела в дошкольную педагогику понятие «батькивщинознавство» и разработала систему соответствующих занятий.

О.Водовозова - автор труда «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного обучения» (1871) впервые с прогрессивных позиций рассмотрела систему воспитания дошкольников, подчеркивая, что ее следует строить на основе знаний о народе, используя народные игры, сказки, песни, пословицы, загадки.

Весомый вклад в развитие теории и практики дошкольного воспитания сделала Русова - автор первой концепции создания национального детского сада в Украине. Такой дошкольное учреждение она рассматривала как средство трансляции культуры народа, к которому принадлежит ребенок. Поэтому главный принцип работы детского сада - воспитание «на родной почве», вполне реальное, живое и последовательное. Цель воспитания, по ее мнению, - не усвоены знания, а возбуждение у ребенка ее духовных сил, развитие познавательных способностей, воспитание чувств [96].

Русова предлагала учитывать и особенности национального характера: «Украинский ребенок не очень экспансивная, она слишком чувствительна и часто скрывается от других со своими переживаниями, до нее нужно подходить с лаской, привлечь к себе уважением к его индивидуальности, надо возбудить ее интерес , тогда окажется и талантливая характер и отзовется глубокая чуткость ».

Труд Русовой «Дошкольное воспитание» является первым украинским учебником по дошкольной педагогике.

20-30-е годы XX в. были особенно плодотворными на новые идеи в области дошкольной педагогики. В это время сделаны попытки построить оригинальные системы дошкольного воспитания по авторским концепциями А.Животка (1890-1948), разнообразить содержание дошкольного образования советами Ю.Дзеровича (1871-1943), Т.Лубенець (1855-1936) и др..

Детский сад по методу Е.Тихеевои реализовал комплексный подход к решению задач речевого, умственного и нравственного развития детей. Подчеркивая важность обучения, Тихеева разработала систему специальных развивающих занятий, создала дидактические материалы для развития органов чувств и речи детей, предложила оригинальные игровые приемы работы воспитателя с детьми разного возраста.

В создании программно-методических материалов для дошкольных учреждений Засадовим значение имеют исследования Ю.Аркина (1873 - 1948), Е.Фльоринои (1888-1952), Ю.Фаусек (1863-1942), Н.Сакулинои (1900-1976), В . Усовой (1898-1965) и других педагогов.

В их работах заложены основы систем физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, произведено положение дошкольного дидактики, организации педагогического процесса в детском саду.

Следующий этап развития дошкольной педагогики обусловлен широким использованием научных результатов исследований психологов, обобщений педагогического опыта работниками дошкольных учреждений разного типа на основе краеведческого и этнического подходов к систематизации эмпирических данных, количество которых существенно возрастает в последние годы.

Большое влияние на развитие дошкольной педагогики имели работы психологов Л.Выготского (1884-1941), О.Запорожця (1905 - 1981), Костюка (1899-1982), Д.Николенка (1899-1993), в которых обоснованно принципиальные положения об особенностях развития детей дошкольного возраста, влияние воспитания на их развитие.

Весомым вкладом в дошкольную педагогику были труды выдающегося украинского педагога Сухомлинского (1918-1970), который особое внимание сосредоточил в дошкольном детстве, как периоде жизни, что во многом предопределяет будущее человека. Для содействия полноценному развитию личности в указанный период, педагог должен прежде видеть и чувствовать детскую душу. Каждый ребенок - это «уникальный мир», который нужно понять, принять и найти пути взаимодействия с ним. Мудрость педагогики Сухомлинского состоит в том, что он не подает детям обязательных истин «готовыми» для усвоения. Только через осознание ребенком красоты и значения ближайшего, самого дорогого, родного воспитать Человека и Гражданина, постепенно обогащая знания об окружающей среде, о людях и о себе [111].

1960 г. в системе Академии педагогических наук бывшего СССР был открыт первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания, который стал не только центром изучения проблем дошкольной педагогики в течение длительного времени, но и аккумулятором прогрессивных педагогических идей и концепций с учетом мировых педагогических тенденций.

В 50-80-х годах XX в. появляются разработки научных проблем психологии детей дошкольного возраста (Д.Эльконина, Л.Венгер, И.Мухина и др..) физического воспитания (М.Кистякивська, Т.Осокина), умственного (М.Поддьяков, Г.Леушина, В . Логинова, В.Ядешко), нравственного и трудового (Ф.Левин-Щирина, В.Нечаева, Р.Буре, С. Козлов, Т.Маркова), эстетического (Н.Ветлугина, Т.Комарова, К.Тарасов, Т . Казакова), воспитание детей раннего возраста (Н.Аксарина, Н.Щелованов, Г.Лямина, О.Фонарьов, К.Зворигина), воспитание детей в игре (Д.Менджерицька, Р.Жуковский, А.Сорокина, С.Новосьолова ).

Большой вклад в разработку указанных проблем в этот период сделали работники лаборатории дошкольного воспитания Научно-исследовательского института педагогики Украины под руководством Л.Артемовои и кафедры дошкольной педагогики Национального педагогического университета им. Драгоманова под руководством З.Борисовои. Следует отметить весомый вклад в исследовании проблем дошкольного украинских ученых В.Котирло (формирование личности дошкольника), З.Борисовои (история педагогики, трудовое воспитание), Л.Артемовои (научная школа проблемы игры), И.Богуш, О.Лещенко (развитие речи детей дошкольного возраста), О.Кононко, С. Ладывир, О.Проскуры (психологические аспекты обучения и воспитания дошкольников).

Сейчас проблемы дошкольной педагогики активно разрабатывают Н.Лысенко, Н.Горопаха, 3.Плохий (экологическая культура детей), Е.Вильчковський, Г.Шалигина, О.Яницька (физическое воспитание), И.Павленчик (трудовое воспитание), В.Ликова (подготовка детей к школе), Г. Лаврентьева, Т.Пониманська (нравственное воспитание), К.Щербакова (математическое развитие дошкольников), К.Крутий (управление системой дошкольного воспитания в Украине) и др..

Для современного этапа развития дошкольной педагогики важное значение имеют концепции дошкольного воспитания, в которых определены решающие направления работы по обновлению системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста - гуманизация педагогической работы, создание благоприятных условий в детском саду для детей и воспитателей, обеспечение преемственности во всех сферах социальной становления ребенка, радикальное изменение содержания подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и управления.

Итак, к актуальным проблемам дошкольной педагогики следует отнести разработку основ научно-методического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении в новых условиях.