Актуальность педагогической просвещения современных родителей

Известно, что детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В начале жизни рядом с беззащитным малышом находятся его родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и взрослых, которые его окружают.
На определенном этапе «дошкольного детства» малыш впервые идет в детский сад. Это событие во многом меняет его жизнь. Теперь малыша окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют другую общность, чем его семья. Ребенку не страшно, потому что рядом с ней ее родители. Крепко держа их за руки, она доверчиво протягивает ладошку воспитателю.
С этого времени идти ребенку и легче, и труднее. Легче, если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересное и содержательное жизни и в детском саду, и дома. Это способствует развитию его способностей, умение общаться с ровесниками и обеспечивает подготовку к школе.
Труднее потому, что в детском саду возникают первые трудности, обусловленные развитием ребенка, его поведением. И если воспитатели не свернут на них внимание, а родители избегают и не принимают участия в их преодолении, то в школе их ждут определенные объективные проблемы.
Так, дефектологи считают, что одной из причин неуспеваемости в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в дошкольные годы со стороны семьи и детского сада. Это не значит, что для большинства таких детей нужна была серьезная коррекция личностного развития, которую может предоставить только специалист. им можно было вовремя помочь силами семьи и дошкольного учреждения.
Ведущая роль в инициировании такой работы принадлежит семье. Это обусловлено тем, что родители оказывают наибольшее влияние на личностное развитие ребенка. И если они не будут поддерживать воспитателей или между ними возникать противоречия, то усилия педагогов сойдут на нет. Важно, чтобы родители были в курсе всей учебно-воспитательной работы, сопереживали ребенку и помогали ей получить ожидаемые результаты.
Именно родители, а не воспитатели, будут рядом с малышом не только в течение всего периода их детства, но и в дальнейшем.
Последний ответственный период своего детства ребенок должен пройти с учителем начальной школы и родителями. И опять же идти будет значительно легче, если родители и учителя объединят свои усилия.
Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогами. Общение с учителем не вызовет у них затруднений, поскольку они готовы к диалогу, могут отстаивать свою позицию и интересы ребенка, а если нужно, то и защитить его права.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; относиться к ней как к равной личности. Не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми. Главное - это личностные достижения каждого. Если ребенок сегодня сделала что-то лучше, чем вчера, нужно осознавать это, и радоваться ее личностному росту, развитию. Поэтому родители лучше знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что когда ребенок пойдет в школу, в И самосознания и самооценке не произойдет драматических изменений (в детском саду она была умной, а в школе - неумелой). Родственники смогут проявлять искренний интерес ее жизнью в школе и быть готовыми к эмоциональной поддержке. Если родители хотят добиться желаемого результата, нужно, чтобы ребенок сам захотел работать, а для этого и взрослые должны установить доверительные отношения с ребенком и иметь искреннее желание участвовать во всех ее делах, разделять с ней радость от успехов достойно реагировать на неудачи.
Все это возможно лишь при условии полной взаимного доверия и упорной работы, проводимой на научной основе всеми участниками учебно-воспитательного процесса - сначала с родителями и воспитателями детского сада, потом родителями и учителями начальной школы.
В мире нет двух одинаковых детей. Каждая имеет определенные особенности, у каждой свои условия жизни, свой маленький мир, свои сильные и слабые стороны. Следовательно, не может быть универсальных советов для родителей и педагогов.
Однако на фоне индивидуальных особенностей у детей каждого возрастного периода есть общие закономерности психического развития. Об этом должны помнить родители и педагоги.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи, двух важнейших социальных институтов, обеспечивает сочетание семейного и общественного воспитания и направлено на реализацию общей цели - всестороннего, гармоничного развития личности.

Программы ДУЗ Украины о взаимодействии детского учреждения с семьей воспитанников

Потенциал семейного воспитания является самой основой развития творческих способностей ребенка на всех возрастных этапах его жизни.Понимание того, что именно в семье закладываются основы полноценного физического и психического развития ребенка, побуждает детское учреждение в пристального изучения запросов, потребностей и требований современной семьи.
Существенную помощь в этом могут оказать педагогу программы воспитания детей дошкольного возраста. Скажем, «Малютка», в частности раздел «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи», в котором говорится о содержании и формы совместной с семьей работы, определены условия ее эффективности. Здесь предложены принципы сотрудничества воспитателей и родителей, методы активизации взаимодействия и ориентировочную тематику бесед, индивидуальных и групповых консультаций, родительских конференций.
Для родителей, которые хотят и возможность воспитывать ребенка только в семье, программой предусмотрен раздел «Воспитание ребенка в семье», в котором определены задачи семейного воспитания и рассмотрены методы семейного влияния на дошкольников.Раскрыто также значение семейного общения, роль матери и отца в воспитании ребенка и т.п..
В дополненном варианте программы воспитания и обучения детей от трех до семи лет «Ребенок» в пределах каждой возрастной группы освещены содержание работы в семейном кругу из ведущих видов деятельности, что позволит успешно обеспечивать преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. Советы по гибкого распорядка дня, воспитания у ребенка самостоятельности, самоуважения, ее познавательного развития средствами интеллектуальной игры пригодятся родителям и педагогам.
В Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире» (Киев, 2008) в разделе «Оптимизация взаимодействия педагога с родителями» говорится о том, что эффективность ее внедрения требует, прежде всего, «... обновления стратегии и тактики взаимодействия педагогов с родителями, изменения векторов и акцентов, осовременивания предмета разговоров, расширение спектра жизненно важных проблем ... »[131, 325]. Авторы программы выражают надежду, что собственно такой подход создаст «... широкий развивающий пространство, благоприятное для полноценного бытия ребенка в семье и дошкольном учреждении »[там же, с. 325].Приводим фрагмент предложенных в программе задач и содержания сотрудничества педагогов с родителями, а также условия ее оптимизации.
Учитывая современные тенденции в обществе, обусловленные повышением престижа семьи и влияния семейного воспитания, который является решающим в становлении личности именно в дошкольном возрасте, главным в содержании работы с родителями становится активное привлечение семей к образовательно-воспитательного процесса. Ведь наибольшее влияние дети испытывают со стороны родителей - своих первых учителей, наставников.
Желательно совместно с родителями обсуждать и решать общие и конкретные вопросы, принимать важные решения. Только благодаря высокой культуре общения педагогов и родителей, доброжелательности, беспристрастности в решении различных проблем, можно достичь эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
К сожалению, в последние годы из-за сложных экономических условий сотрудничество между дошкольным учреждением и родителями сводится к предоставлению семьей материальной помощи детскому саду (ремонт, приобретение гардин, игрушек и т.д.).Такая помощь детскому учреждению может иметь место только по инициативе родительского комитета и с согласия родителей.Первейшей обязанностью работников заведения является распространение педагогических и психологических знаний для родителей, организация обмена опытом семейного воспитания, ознакомление родителей с новыми образовательными и воспитательными технологиями.
Показателями результативности взаимодействия является наличие в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы между воспитателями и родителями, высокий уровень общей и педагогической культуры родителей и педагогов, их ориентированность на самосовершенствование и саморазвитие, создание условий для полноценного развития дошкольников.

 Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи на современном этапе

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения осуществляется в детском саду как управляемый процесс. Этому способствуют специально спланированы мероприятия. В основном родители охотно взаимодействуют с 342 воспитателями. Одновременно значительная их часть не совсем довольна тем, как организована работа с детьми в дошкольных учреждениях. Зато воспитатели недовольны взаимодействием с родителями, они считают, что не все актуальные вопросы решаются эффективно в условиях современной семьи.
Трудности для родителей составляют перспективы развития и обучения детей после детского сада, а для воспитателей - решение организационных вопросов. Многие родители и воспитателей, хотя и заинтересованы в воспитании детей, однако не всегда настроены на взаимодействие. Это связано с низкой оценкой воспитателями, по сравнению с родителями, роли семьи в тех сферах обучения и воспитания, которые традиционно считаются прерогативой детского сада.
Какими путями решаются указанные проблемы?
Поскольку сложными для воспитателей являются организационные вопросы привлечения родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением, нужны меры, которые поощряли бы родителей к участию в жизни детского сада. Родители должны быть уверены, что их участие в жизни детского коллектива важна не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их ребенка.Они должны понимать, какие конкретные преимущества будет ребенок от их сотрудничества с дошкольным учреждением. Эффективным может быть групповое обсуждение педагогами с семьей их участия в различных формах организационных мероприятий.
Большой проблемой взаимодействия родителей является отсутствие психологических консультаций по вопросам развития и обучения детей, их подготовки к школе. Воспитатели могут предложить родителям обратиться к специалистам для консультации, подсказать к кому именно целесообразно обратиться либо пригласить специалистов на родительские собрания. Вместе с тем важно, чтобы воспитатели осознавали роль семьи в воспитании и обучении ребенка.
Для повышения эффективности взаимодействия целесообразно разработать конкретные программы работы для родителей с детьми в условиях семьи.
Рассмотрим, как решались вопросы взаимодействия дошкольных учреждений и семьи в бывшем Советском Союзе.
Известно, что после установления советской власти дошкольное воспитание стало делом государственным. В декретах об учреждениях государственной комиссии по образованию речь шла об организации отдела дошкольного воспитания. Если до 1917 г. главной целью дошкольного воспитания был гармоничное развитие ребенка, то после октябрьского переворота ней его стало формирование прежде гражданина советского государства. Воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсации недостатков семейного воспитания, а нередко и как средство борьбы со «старой семьей», в которой видели врага правильного, то есть гражданского воспитания.
Высказывалось мнение, что семью нужно изучать не как потенциального или реального союзника, а, скорее, как фактор, затрудняющий правильное воспитание детей, который желательно подчинить обществу.
В 40-80-х годах XX в. вопрос «борьбы» дошкольного учреждения с семьей уже не стоял так остро. Однако основная тенденция - стремление подчинить семью дошкольном учреждении - сохранилась. В положениях о дошкольных учреждениях отмечалось, что детский сад в тесном сотрудничестве с семьей совершает гармоническое развитие и коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста, их успешную подготовку к обучению в школе.
В педагогической литературе этого периода семью рассматривали уже как фактор потенциального, при правильной организации воспитания, положительного влияния на ребенка. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развились в трудах Сухомлинского. Именно он отмечал, что без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья, как первичная ячейка общества.
Заметные изменения во взаимодействии семьи и дошкольных учреждений состоялись в 90-х годах XX в., Что было обусловлено реформой образования.
Таким образом, происходит перестройка системы дошкольного воспитания, задачей которого становятся гуманизация и деидеологизация педагогического процесса, а целью - свободное развитие личности.
В развитых зарубежных странах ребенок и его семья являются объектом постоянной заботы, а взаимодействие дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги.
В Великобритании функционируют государственные (бесплатные) и частные дошкольные учреждения. Официальных инструкций по содержанию работы не существует. Работники дошкольных учреждений составляют программы самостоятельно, учитывая рекомендации Министерства образования, которые даются на специальных конференциях и курсах. Руководящим принципом работы дошкольных учреждений самовыражение ребенка в деятельности как лучшему средстве выявления способностей, установка на ее спонтанный гармоничное развитие.
В США также отсутствует единая программа дошкольного воспитания. Работа в разных штатах ведется по-разному. Дошкольные учреждения также разные: государственные детские сады при государственных школах, университетах, колледжах, частные детские сады и детские центры. Концепция дошкольного воспитания основывается преимущественно на прагматической педагогике Дж.Дьюи.Согласно ей в детском учреждении преобладает самостоятельная деятельность, широко используются игры со строительными материалами, детей учат быть лидерами в различных сферах жизнедеятельности.
Во Франции также функционируют государственные и частные детские учреждения. Государственные учреждения бесплатные.
Значительное количество образовательных программ и ориентированность дошкольного воспитания, прежде всего на семью, а не на общество в целом, оказываются в разных педагогических подходах к взаимодействию семьи с дошкольным учреждением. В практике зарубежного дошкольного можем выделить следующие модели взаимодействия с родителями: учебно-теоретическая по концепции Адлера, модель чувственной коммуникации, модель, основанная на трансактном анализе Э.Берна, и модель групповых консультаций Х.Джинота.
В основу первой модели положена теория личности Адлера. Согласно ей, воспитание родителей является неотъемлемой частью и условием функционирования демократического общества, поскольку его основы закладываются в семье, где царит уважение прав и мнений всех ее членов.
Учебно-теоретическая модель основывается на теории бихевиоризма, согласно которому поведение человека представляет собой совокупность реакций на внешние стимулы. Основная задача работы с родителями, согласно этой модели, - научить их оценивать и проектировать поведение, в том числе и собственную, рассматривая ее как комплекс реакций на определенные стимулы внешней среды, должна сформировать и закрепить поведение, с помощью которой человек может осуществлять целенаправленные действия, решать проблемы, которые возникают.
За основу модели чувственной коммуникации взято теорию личности К. Роджерса. Ее задачей является развитие у ребенка чувства уверенности в себе. Согласно этой модели отношения человека с ближайшим окружением и обществом в большей степени результатом взаимодействия, чем взаимодействие является причиной ее развития.
Согласно модели, основанной на трансактном анализе Э.Берна, человеческое поведение рассматривается как обмен определенными действиями - трансакциями. Каждый из участников взаимодействия может находиться в одном из статусов - Ребенок, Родитель, Взрослый.Люди не осознают, с какой позиции они участвуют во взаимодействии. Целью воспитания родителей в рамках этой модели является формирование у них умения понимать свое поведение и поведение окружающих людей в категориях трансактного анализа, что дает возможность управлять взаимодействием значительно эффективнее. Этой модели предполагается отношение к ребенку как к члену семьи, без которого семья не способна решить свои проблемы. Ребенок, осознавший язык трансактного анализа, также легче решит свои проблемы.
Модели групповых консультаций, разработанная детским психотерапевтом Х.Джинотом, свойственная исключительно практическая направленность. В ней подчеркивается важность обмена опытом воспитания между родителями. Одна из задач воспитания родителей - помочь им понять себя, что, в конце концов, сделает лучшее понимание своих детей. Другая задача - воспитать у родителей самоуважение, поскольку только уверенные в себе родители смогут воспитать уверенных в себе, психологически здоровых детей.Приведенные модели объединены приоритетом интересов семьи над интересами общества, направленностью взаимодействия с родителями в первую очередь на решение проблем семьи.
Итак, в зарубежной педагогике вопросам взаимодействия дошкольного учреждения с родителями уделяется значительное внимание.Ее подчинено цели гармоничного развития ребенка путем развития семьи в целом.
Обобщая изложенное, приходим к выводу, что формирование родителей как педагогов является важной проблемой в нашей стране.Ведь семья является главным звеном в воспитании ребенка, которому она должна обеспечивать достаточные материальные и педагогические условия для интеллектуального, физического, нравственного и духовного развития.
В воспитании подрастающего поколения важным фактором должно стать семейная педагогика. Она рассматривает воспитание ребенка как определенное взаимодействие родителей в конкретных условиях, влияющих на воспитание и социальное становление личности. Воспитатели, и родители должны быть хорошо знакомы с личностными качествами ребенка: его физическим и психическим здоровьем, устойчивостью нервной системы, реагированием на те или иные виды раздражений, интересами и возможностями и т.п..
Итак, в воспитании детей следует сочетать элементы научной педагогики и семейно-национальных традиций, обычаев и обрядов в подготовке родителей и воспитателей к осуществлению ими воспитательной функции при условии повышения педагогической культуры семьи в целом. В приобретении педагогических знаний родителям должны оказывать помощь детские сады и школа, есть авторитетными институтами воспитания человека и педагогической просвещения современной семьи.