Рождественские новогодние праздники обряды и обычаи

Многие исследователи считают, что праздники  рождественско-новогоднего цикла несут в себе языческие корни. Наши предки жили в гармонии с природой и были частью этой природы. В прошлом, когда люди жили в непосредственном контакте с природой, смена времен года и месячный цикл Луны осуществляли огромное влияние на религиозные церемонии. Народные праздники были своеобразными календарными страницами летнего цикла, который базировался в зависимости от солнцеворота и солнечной силы. 

Бытовая религия народа представляла и представляет собой сложную смесь христианских идей с языческими верованиями и представлениями. Так, например, молодежный характер в древности имели праздника Екатерины (24 ноября по старому стилю) и Андрея (30 ноября по старому стилю), которые служили бы репетицией к следующим рождественско-новогодних святок.

Например, одной из разновидностей брачной магии было также призвания судьбы или суженого. Дохристианскими обрядами были наполнены молодежные собрания на Андрея, кое-где назывались большими вечерницам. В их программе важны разнообразные приемы любовно-брачной магии: заседание конопли, гадания с балабушками, калитой т.п.. Пережитки языческих представлений нашли отражение в обычаях «карнавальной свободы», которая негласного провозглашалась на Андрея. Сразу можем себе вспомнить пышные бразильские карнавалы или фестиваль масок в Венеции, которые тоже представляют собой разгул неузнаваемости и свободы.

В наше время декабре завершает календарный год. На конец месяца, то есть 22 числа (чаще) приходится и зимнее солнцестояние, по которому определяют астрономическое начало зимы. Наши предки связывали с ним «рождения солнца», или же «семьи солнца». Именно в этот день наступает самая длинная ночь. У древних народов, само рождение нового солнца, в день зимнего солнцестояния свидетельствует о начале нового года, победы света над тьмой и постепенным пробуждением природы. Почитали возрождения солнца в Древнем Вавилоне и Древнем Египте. Автор «Украинской мифологии» Валерий Войтович пишет, что по верованиям предков, в день зимнего солнцестояния богиня Вселенной Лада рождает сына света - молодое Солнце. В это время на востоке восходит заря Великой Девы и открываются в созвездии Козы небесные ворота («Брама богов»), которые символизируют воскресение силы Солнца. По другой из легенд, в эту ночь богиня Коляда в виде козы скрывается в пещере (пещера символизирует женское лоно, к тому же Иисус Христос тоже родился в пещере-конюшни) от Чернобога и рожает сына - новое солнце. Может это сравнить с греческим мифом о верховного бога Зевса. Когда мощный Зевс был еще младенцем, его мать Рея, по совету богини Земли Геи, спрятала его от мужчины в гроте на горе Ила. Кормила Зевса коза Амальтея. Зная все это, еще раз убеждаемся, что все едино под небесами. 

Обычай праздновать зимнее солнцестояние сохранился в современных неоязычников - виккан. Сторонников этой мировой религии в мире насчитывается 3 миллиона. День зимнего солнцестояния они называют Йолем. Считается, что в этот день завершается старый год и начинается новый. Также в эту пору, когда самая длинная ночь в году, рождается новый Бог-Солнце. Это мифологическая составляющая праздника. Есть праздник символизирует свет, рождается из темноты и прекращения долгих зимних ночей. Это возвращение света, солнца, радости и жизни. В этот праздник заложен глубокий архетипический символизм. В этот день украшается елка (которая называется Йольським деревом), и люди угощаются традиционными вкусностями. В этот день выполняют ритуалы, которые «помогают» новому Солнцу родиться из лона Богини. 

День зимнего солнцестояния праздновали с безумным размахом в Древнем Риме. На период с 17 по 24 декабря приходился фестиваль «Сатурналии», это был период буйного веселья. Поэтому церкви удобно было назвать один день из этого промежутка времени Рождеством Христовым, именно с целью противостояния языческим традициям зимнего фестиваля. Заметим, что только в 354 году нашей эры римский еписк Либерий подписал указ о праздновании Рождества 25 декабря. Он явно руководствовался желанием превратить языческий фестиваль в христианский праздник. Как пишет исследователь Валерий Войтович, противодействовать давнему обычаю, христианский Рим на место Солнце-бога поставил Солнце-Богочеловека. От 354 года Католическая церковь называет Иисуса Христа Солнцем правда, Солнцем справедливости. 

Вернемся к Украине. В «Культуре и быту населения Украины» как учебном пособии для вузов читаем, что, имея ряд специфических черт, три главных зимних праздника имели много общего, поскольку обрядность каждого из них должна была выполнять схожие функции: защищать людей от воздействия злых сил, особенно опасных в этот период (апотропеични магия - призвана отогнать злые силы), обеспечить благополучие и счастье семьи в следующем году (магия плодородия), определить перспективы на будущее (всевозможные прогнозы, гадательные обряды и т.д.). 

В Рождестве как одному из крупнейших украинских праздников сохранилось немало языческих черт. На Рождество - это ряженые, колядки, гадания о погоде на год, о будущем урожае, человеческие судьбы. Со специальным рождественским хлебом - Корочуном (в Карпатах) исследователи связывают ритуалы древнего культа Солнца. В рождественских поверьях сохранилось немало остатков древнего культа предков и элементов антропоморфизации животных, растений, вещей: например, воображение, души предков участвуют в святой трапезе. Рождество в украинском полна кучей обрядов и ритуалов.Например, в основе колядок и щедривки (которые выполнялись в нового года) находились древние магические представления о том, что пожелания, высказанные в этот период, должны стать реальностью. По своему происхождению колядования является внецерковные обычаем, существовал задолго до принятия христианства. Но время древние аграрно-новогодние обходы, что несли в себе идею плодородия были частично христианизированные. Так образовались две генетически отличные формы колядования: светская и церковная. Как считает этнограф Василий Скуратовский в книге «Мисяцелик», христианство вынуждено было пойти на определенные уступки колядки связали с Рождеством Христовым. Словом, образовалось синкретическое сочетание двух религий - так называемый дуализм.

Последний день старого и первый день нового года украинским отмечали как праздник Меланки (Маланки) и Василия. В отличие от Рождества и Крещения эти дни не играли важной роли в религиозном календаре, поэтому в их обрядности почти не заметны церковные мотивы. 

Широко популярной в Украине была драматизированные обрядовая игра с участием масок - «Коза», имевшая свой характерный ритуальный сценарий, писеннний и музыкальный репертуар. Название ее происходит от главного действующего персонажа - парня, переодетого козой.Центральным в ритуальном действе был танец козы под сопроводительную мелодию, ее «умирания» и «воскресение», символизирующие круговорот времени. Обряд «Маланка», как и «Коза», берет свое начало от древних аграрно-магических обычаев.Выразительный аграрно-магический смысл имел новогодний обряд засевания, посыпки, известный во всех восточных славян. Широко распространенный обычай первой ноги - желательно было, чтобы первым гостем на Новый год (полазником) был человек добрый и счастливый.

Говоря о переодевание в козу, можем вернуться к теме римских Сатурналии, о которых говорилось выше. Кроме, того что этот праздник связан с зимним солнцестоянием, оно связано и с началом знака Козерога (управляющим которого в астрологии является Сатурн).Интересно, что во время этого праздника тоже существовал обычай переодеваться в сатиров, то есть людей-козлов.

Крещение является третьим зимним большим праздником. Как пишут исследователи, в древности - это был большой праздник воды богини Даны, что ускоряет приход весны. Интересно, что кельты называли себя народом богини Даны, к тому же в древние времена кельты жили и на Западе нынешней Украины. Сейчас Крещение - один из самых больших христианских праздников, который завершает праздничную обрядовость. В этот период солнце побеждает мрак и тьму, освящает своим животворным светом реки, озера, родниковые ручьи и колодцы.В древности было принято по случаю больших праздников бросать людей в воду, принося тем самым жертву на богатый урожай. О человеческих жертвах, которые приносились воде, начиная с железного века до Средневековья, хорошо известно из истории Европы. Для аналогии может себе вспомнить детские сказки, где дракона отдавали в жертву невинную принцессу, чтобы обеспечить водой весь город. 

Сейчас Новый год невозможно представить без традиционных атрибутов: Снегурочки, Деда Мороза, елки, мандаринов и салата «Оливье» (о двух последних компоненты в этом исследовании писать не будем). 

Зима была для древних людей периодом смерти, голода и холода.Древних богов нужно было задабривать. Как считают исследователи, в мистериях друидов присутствовал жрец и приносил жертву богам. В жертву приносилась невинная девушка, которую привязывали на морозе к дереву, где она и замерзала. Если жертва не выживала, то это свидетельствовало о том, что богам не нравится такая жертва и к дереву привязывалась другая девица. Так и появилась известная нам всем Снегурочка. В украинском фольклоре о ее появлении свидетельствует сказка, в которой бездетные дед и баба слепили из снега Снегурочку.

Дед Мороз - это не положительный персонаж. На самом деле, это олицетворение бога Смерти, который приходит зимой. Со своей большого мешка он не получает подарки, а наоборот, прячет туда людей. С Новым годом и Дедом Морозом связан и Сатурн, вернее, его символ - коса. Последняя позже трансформируется в неизменный атрибут смерти. На самом деле это символ жатвы, подведение итога, конца одного периода и начале следующего. Жнец подкашивает людей в период голодного и холодного периода года, который оказывался смертельным в случае дефицита урожая и прячет людей в свой мешок.Интересно, что у финнов Дед Мороз до сих времен называется «Йоулупукки», что означает «Козел Йоля-солнцестояния».

Следующий компонент праздничного действа - елка. К древнейшим архетипам, которые прослеживаются со времен палеолита, относится структурирования мира в виде Мирового дерева. Отсюда происходит культ почитания деревьев, который можно найти в самых человеческих культурах. 

В ряде европейских народов на ритуалы, связанные с зимним солнцестоянием, издавна используется большое полено или пень, который зажигался в день солнцестояния и понемногу сгорал в течение двенадцати дней. У южных славян такое полено называется Бадняка, есть свои названия у скандинавов и французов. В одной из течений неоязычества, которое называется Викка также йольське полено, сожжение которого символизирует возрождение Бога Солнца в священном пламени Матери-Богини.

Интересно, что у кельтов празднования зимнего солнцестояния издавна было связано с омелой. Через кельтов символика омелы прочно вошла в англо-саксонскую культуру. 

Заметим, что каких-либо указаний на дерево как символ празднования Рождества Христова в Новом Завете нет. 

Добавим, что в Германии до наших дней сохранилась легенда, связанная с именем Святого Бонифация. Чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, он срубил священный дуб Одина (скандинавского бога) и на пеньке выросла молодая пихта, как по его пророчеством о том, что «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». Заметим, что эпизод с срубленным дубом действительно описан в жизнеописании праздник. Однако эпизод с пихтой и пророчеством является устной легенде, которая иллюстрирует поздние попытки христианизации языческой традиции.

Вернемся к елке. Например, елка в ранних кельтов (и не только у них) уважалась за дерево, которое имеет магическое значение, тем более, что это дерево было еще и вечнозеленым. Именно в такого дерева (или его жителей) следовало просить помощи и добра в следующем году.Как уже говорилось выше, «подлизываться» к богам в древности умели только одним способом - через принесение жертв. Сначала это, конечно, были человеческие жертвоприношения. Позже они трансформировались в жертвоприношения животных. Так, внутренности животных развешивали на веточках елки, а собственное дерево, - вымарывалось кровью. Такими и были первые елочные «украшения», протопить нынешних елочных гирлянд. С развитием общества изменились и жертвоприношения - приносить в дар богам начали хлеб и фрукты, например, яблоки. На елке появились и элементы представления древних людей о праздников - солнце, луна, звезды, домики, животные, жившие рядом с людьми, колоски пшеницы, что намекали на просьбу к богам иметь хороший урожай и т.д.. Со временем празднования и праздники переходили из природы в дома.Вместе с тем - и елка. Она всегда оставалась живой. Срезать ее начали значительно позже. 

Мало кто сейчас знает, что традиционной украинской символикой на Новый год является дидух, а не елка. Изготавливали его зачастую с первого зажинкового снопа. На сегодня обряды, связанные с дидухом, к сожалению, почти утрачены. 

Этой небольшой разведкой авторы «ВП» никоим образом не хотели оскорбить религиозные чувства и веру. Однако считаем, что любая мысль заслуживает существования, тем более, что узнавать что-то новое никогда не поздно. 

Миф второй. С точки зрения христианства.

Рождество Христово - один из крупнейших христианских праздников, который, как и праздник Богоявления (Крещения Господня), согласно православной церковной традиции, относится к так называемым двунадесятых праздников. Это - 12 крупнейших праздников церковного календаря (не считая Пасхи, которая считается «праздником над праздниками»). К ним относятся: Рождество, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, Вознесение, Троица, или Пятидесятница, Преображение Господне, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение и Введения во храм Девы Марии. Рождество, как и праздник Воскресения Христова - Пасха, есть уже более чем полтора тысячелетия ли торжественным праздником христианского мира, ведь в этот день Церковь вспоминает пришествия в мир Спасителя - рождение в теле Сына Божьего. Согласно христианскому учению Бог-Сын - Второе лицо Святой Троицы, для выполнения миссии спасения человечества и освобождение его от власти греха и смерти сам стал человеком. «Рады человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и стал человеком», - говорится об этом в общеизвестной молитве «Символ веры».

Празднование Рождества как отдельного праздника в Христианской Церкви имеет довольно интересную историю. И, как мы увидим, оно издавна было связано с празднованием Крещения Господня, или Богоявление. И если куплет известной украинской колядки звучит как «а третий же праздник - святое Крещение ...», то в свое время, первые христиане оба события (рождения и крещения Христа) вспоминали и праздновали в один день.

Евангелие не подает точной даты и времени рождения Иисуса Христа, и многие историки соглашаются во мнении, что это событие имело место за 4 года до начала новой, то есть христианской эры. Исчисление по современной схеме (до и после Рождества Христова) ведет свое начало с VI века, но традиция отмечать Рождество новогодними (по римскому календарю) на днях возникла задолго до этого.

Традиция праздновать Рождество возникла еще в первые века Христианства, впрочем сначала ознаменование этого события объединяли с упоминанием Крещения Христа в Иордане. Это праздник, который отмечался 6 января, называлось Богоявления (по-гречески - Теофания, или Епифания), и им христиане вспоминали явление Сына Божьего в теле как таковом. Интересно, что праздник Крещения Христова особенно торжественно сначала отмечали представители еретических, т.е. неортодоксальных течений - эбонита и гностики-василидиане. Последние, в частности, считали, что «Божий Разум» (первое проявление-выточки Божества), соединился с человеком Иисусом именно в день Его Крещения в Иордане. Они отмечали этот день особенно торжественно. Так, Церковь решила в противовес гностическому празднику, установить подобное и у себя. Таким образом, с ИИИ века, и возник праздник Богоявления, которым Церковь отмечала, что в этот день Иисус Христос не стал Богом впервые, а только явил Себя Богом, представшы как Единый от Святой Троицы, Сын Божий в теле. (Как известно из Евангелия, после того как Иоанн Креститель крестил Иисуса, то он увидел Святого Духа, который сошел на Спасителя в виде голубя, и услышал голос Бога-Отца - «это Сын мой возлюбленный, в Котором мое благоволение»). А для подчеркивания этой догматической истины, в День Богоявления начали вспоминать и праздновать также и Рождение Христа. Согласно преданию, который существовал в Древней Церкви, первый человек, через которую грех вошел в Мир - Адам, была создана в 6 день первого месяца года, и в этот же день родился и «Второй Адам» - Христос Спаситель. Как рассказывается в библейской книге Бытия, человек был создан на шестой день Творения, следовательно таким образом библейский предание о сотворении мира сочетался с римским юлианскому календарю.

Традиция праздновать Богоявления как День Рождества и Крещения Христа сохранилась в некоторых церквях Востока, в частности в Армяно-григорианской. Современная Армянская Церковь придерживается григорианского календаря, поэтому этот праздник там отмечается 6 января по новому стилю. После торжественной литургии, в этот день сразу же происходит и чин освящения воды.

Традиция праздновать Рождество Христово как отдельное праздник 25 декабря возникла в IV веке в Римской Церкви в последние годы правления императора Константина. Церковные историки указывают, что уже с 336 года на латинском Западе Рождество начали отмечать именно 25 декабря.

К этому времени на этот день приходилось языческий праздник Dies Natalis Solis Invicti - День рождения Непобедимого Солнца. Особенно его начали отмечать в конце ИИИ века, когда к власти пришел император Аврелиан, который был сторонником митраизма - распространенной в эллинистическом мире религии бога Солнца, добра и света Митры. Кроме этого, на последнюю декаду декабря приходилось и древнеримское языческий праздник Сатурналий.

Перенося праздник Рождества на 25 декабря, Церковь ставила себе целью не только создать альтернативу языческому празднику, который в жизни римлян сопровождалось разнообразными весельем. Этот день, по мнению тогдашних богословов, особенно подходил для того, чтобы почтить рождения Христа Спасителя, «Солнца Правды», тем более, что в Евангелии от Иоанна сам Христос называет себя «Свет миру».

В Восточной Церкви традиция праздновать Рождество отдельно от Богоявления (праздника Крещения Господня) прижилась позже, чем в Риме. Известно, что в конце IV века, традиция праздновать Рождество в Константинополе была установлена ??согласно указу византийского императора Аркадия, и благодаря стараниям святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. А уже из Константинополя она постепенно распространилась на Христианском Востоке.

Среди отдельных историков распространено мнение, что подобные «календарные заимствования» были направлены исключительно для содействия быстрому распространению христианства и искоренению язычества. В свою очередь церковные историки и богословы указывают, что понимать эти явления следует глубже. «Христианство восприняло и сделало своими многие« форм »языческой религии не только потому, что это - вечные« формы »религии вообще, а потому, что весь замысел христианства в том, чтобы все" формы "этого мира заменить новыми, а наполнить новым и истинным содержанием ... Принимая любую «форму», Церковь возвращала Богу то, что Ему по праву принадлежит », - такое мнение, в частности, выразил в своем труде« Исторический путь Православия »протоиерей Александр Шмеман.

Празднование Рождества Христова в Православной Церкви, а также в Католических Церквах византийского обряда (к которым относится, в частности, УГКЦ) отличается особой торжественностью. Богослужебные тексты содержат в себе глубокий богословский смысл, раскрывающий значение Рождества. «Накануне Рождества принято отправлять так называемые« Царские часы », и уже во время этого богослужения мы прославляем рождения Иисуса Христа, вспоминаем пророчества ветхозаветных пророков о пришествии Мессии, в частности слова пророка Исаии, которого Церковь называет ветхозаветным Евангелистом -« вот Дева зачнет во чреве и родит Сына, и дадут Ему имя Эммануил », - рассказывает клирик Свято-Феодосиевского храма УПЦ КП города Луцка протоиерей Богдан Грынив.

Как пример, можно привести и кондак Рождества (кондак - церковный песнопение, посвященный содержанию праздники) автором которого является византийский поэт Роман Сладкопевец - «Сегодня Дева Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступном приносит.Ангелы с пастырями славословят, а волхвы со звездою путешествуют.Нас бо ради родилось малое Дитя - извечный Бог ».

В день Богоявления - 6 (19) января, уже отмечалось, Церковь вспоминает Крещение Христа в Иордане перед выходом на проповедь.Согласно Евангелия, когда Христос крестился, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и одновременно было слышать голос Бога-отца: «Сей есть Сын Мой любимый и в Котором Мое благоволение».

В Православной Церкви после литургии этого дня отправляется особое богослужение - чин великого освящения воды. Освященная в этот день вода называется «агиасма», что в переводе с греческого означает «великая святыня». Также принято окроплять дома этой освященной водой. Для православных христиан эта святая вода имеет большое значение, поскольку она освящается молитвой и призыванием Святого Духа. «Сам Господь Иисус Христос освятил водное естество, когда зашел в иорданские воды ... мы можем вспомнить и Ветхий Завет, где рассказывается о том, что людей и различные предметы окропляли жертвенной кровью», - пояснил протоиерей Богдан Грынив. Согласно благочестивого обычая, эту святую воду принято хранить в течение года.

В украинском народе празднования рождественских праздников издавна украшено разнообразными народными обычаями и традициями, в том числе и теми, которые уходят корнями древних, еще дохристианских времен. Вместе с тем отдельные из них не только не осуждаются Церковью, но даже вошли в богослужебной практики. Речь идет об обычае колядовать, ведь колядки звучат и в храмах.

«В Украине традиция колядовать и ставить рождественские вертепы очень развита. Люди ходят от дома к дому, прославляя Христа. В дохристианские времена язычники прославляли солнце, а христиане прославляют Христа, который говорит - «Я свет миру». Также в рождественские дни во время литургии, в момент когда причащаются священники, церковные хоры устраивают своеобразные «концерты колядок», то есть поют эти песнопения », - отмечает протоиерей Богдан Грынив.

Относительно, народных обычаев, как, например, 12 рождественских блюд, углу, а также новогодних поздравлений, то Православная Церковь их не осуждает и полностью принимает. «В частности 12 блюд символизируют 12 апостолов, а во время новогодних щедривок желают хорошего урожая. Но понятно, что это Господь дает земле ту силу родить и посылает урожай ... А в отдельных храмах даже есть обычай, когда священник посыпает прихожан пшеницей, говоря - «сею ресничку, посевает Слово Божье в вас засеваю ...», - рассказывает отец Богдан .

Рождественские колядки любят петь и украинские христиане других конфессий, в частности баптисты. «Мы поем эти рождественские песнопения, называемые колядками, хотя этимология слова« колядка »связана с язычеством, но поскольку это название закрепилось, то мы ее принимаем. Поем эти народные рождественские песни, в которых воспевается рождение Христа, поклонения пастырей, волхвов », - рассказал первый пресвитер церкви ЕХБ« Дом Евангелия »города Ровно Виктор Давидюк. Что касается отношения к чисто народных обычаев он добавил, - «мы празднуем то, что связано с Христом и Новым Заветом.Если что-то выходит за эти пределы, то у нас возникают определенные вопросы, и мы этого не поддерживаем. Относительно народных обычаев, то если они связаны с язычеством, то мы их не соблюдаем. Как пример, можно привести «дидуха». В одной газете я читал, что его ставят в доме и к нему собираются духи умерших. Мы знаем, что есть души умерших, которые являются или с Господом, или в аду. Поэтому приходить куда-то они не могут ».

Щедровать и поздравлять на старый Новый год среди евангельских христиан - баптистов, по словам Виктора Давыдюка не принято, впрочем сам этот обычай не осуждается.

Относительно елки, углу, количества блюд на рождественском столе, то, как подчеркнул Виктор Давидюк все зависит от обычаев, господствующих в той или иной семьи и ее финансовых возможностей.«Мы знаем, например, что первым для своих детей елку украсил Мартин Лютер и от этого этот обычай распространился в христианском мире», - добавил пастор.



Майские праздники 2014 как отдыхаем