Государственные официальные праздники Советского Союза


На протяжении всей истории каждое государственное образование при любых форм политического устройства и власти использовали официальные праздники и обряды для консолидации общества, воплощение его идеалов, отражение принципов политической системы.Государственные советские праздники исследуемого периода присыпали внимание исследователей 1960 - 1980-х гг Работы С. А. Стеценко [1], В. Е. Острожинский [2], Ю. Н. Ельченко [3] по тем временам могли носить только официальный характер . У них очень подробно охарактеризованы подготовительные мероприятия, официальный ритуал, санкционированное государством празднования. Выяснение восприятие населением советских праздников в исследуемый период было невозможно по политическим причинам, а после распада СССР к ним вообще никто не обращался. Итак, цель статьи - изучение политики советского государства в отношении официальных праздников и исследования бытования этих праздников на обыденном уровне. Источника базу исследования составили материалы центральных государственных архивов Украины и архивов Донецкой, Луганской и Харьковской областей, постановления ЦК КПСС, материалы устной истории.


Государственные официальные праздники всегда были политико-идеологический и культурно-национальный аспекты. Первый аспект в данном случае является приоритетным, доминирующим. В то же время популярность и распространение любого государственного праздника зависела от национальных и культурных особенностей региона, менталитета населения.
Официальные праздники являются одним из атрибутов власти. Власть стремилась превращать их в общенациональную традицию. В Советском Союзе, согласно Указу Верховного Совета СССР "О праздничных и памятных днях" от 1 октября 1980 г. в категории всенародных праздников принадлежали годовщины Октябрьской революции - 7-8 ноября; День рождения В. И. Ленина - 22 апреля; День международной солидарности трудящихся - 1-2 мая, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - 9 мая; День Конституции СССР - 7 октября; День образования Союза Советских Социалистических Республик - 30 декабря; День Советской Армии и Военно-Морского флота - 23 февраля, Международный женский день - 8 Марта.
Главным государственным праздником советского времени были годовщины Октябрьской революции. Вторым по значению - 1 Мая. Особенностью ведущих праздников была четкая и хорошая организация, которую осуществляли аппаратные структуры КПСС. Подготовкой к празднованию занимались комиссии, которые создавались на всех ступенях партийной вертикали. Например, бюро Ворошиловградского ОК КПУ в 1963 г. в постановлении "Об утверждении областной комиссии по подготовке и проведению празднования 46-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции" зобовьзало комиссию в составе 15 человек разработать мероприятия по подготовке и проведению праздника [4]. Подобные решения принимались ежегодно всеми областными, районными и городскими комитетами КПУ заранее. Так, постановлением бюро Харьковского ОК КПУ в 1960 г. "О подготовке и проведении празднования 1 Мая" предусматривалось: "1. Создать комиссию в составе 16 человек 2. Провести массово-политическую работу: собрания трудовых коллективов, подведение итогов социалистического соревнования 3. В школах, детских садах накануне 1 мая провести праздничные утренники 5. События и мероприятия, посвященные Первомаю, освещать в средствах массовой информации "[5]. Создавались комиссии не только территориальными партийными комитетами, а парткомитетов промышленных предприятий и государственных учреждений. Эти комиссии разрабатывали конкретные меры и следили за их неукоснительным выполнением.
Работу по организации праздников проводили также Совета народных депутатов и исполнительные комитеты от республиканского до районного уровней [6]. Для лучшего привлечения всех слоев населения к государственным праздников очень эффективно использовались профсоюзные организации [7]. Большая нагрузка возлагалась на комсомольскую организацию, которая на местах главную ставку делала на молодое поколение [8]. Так, в 1960-е - середине 1980-х гг в организации государственных праздников, кроме вертикали, существовала, можно сказать, горизонталь организационных действий и мероприятий, которая связывала все существующие властные и общественные структуры. Исполнением решений партаппарата занимались органы советской власти, профсоюзы, комсомол, администрации предприятий и учреждений. Торжества включали не только непосредственно праздник, но и целый ряд мероприятий, которые проходили накануне.
К участию в праздничных действиях стремились привлечь всех граждан. Привлечение к празднованию государственных праздников начиналось с раннего детского возраста (с 2-3 лет). В каждом детском саду накануне 7 ноября и 1 мая проходила утренники. Их участники вспоминают: "В садике всегда утренниках были. Перед 7 Ноября и на 1 Мая. Майские мне больше нравились. Обязательно стихи, песни разучивалы. Много надувных шариков помню и красных флажков ». [9]," Помню праздники. В детском саду утренниках устраивала.Родителей приглашали. Ко мне всегда дед приходил. Мы с концертом выступали. Стихи, песни, танцы ... "[10].
В школе с детьми основную работу проводили комсомольские и пионерские организации. Накануне годовщины революции в школах 7-8 летних детей принимали в октябрята: "Мы все нарядные пришли, в белых фартуках, с бантами. Мальчики в белых рубашках. В актовом зале нас в линейку выстроилы, выступления были, учителя, старшие ребята. Концерт ... Потом под музыку нам пионеры прикалывалы звездочки, подарки давали - книги, карандаши цветные "[11]. Накануне 7 ноября и 1 мая 10-11-летних детей принимали в пионеры. Эти меры также хорошо организовывали. Разработаны были также рекомендуемые сценарии торжеств [12]. Подростков в возрасте в 14 лет принимали в комсомол. Это событие старались приурочить к ведущих государственных праздников. Чтобы придать больше веса события, прием детей в пионерской и комсомольской организаций проводили у памятников героям революции и монументов Славы. Можно констатировать, что охват детей коммунистической идеологией через общегосударственные празднования было практически стопроцентным.


Используя трудовую обрядность, государство идеологически влияла на все работающее население. Накануне 7 ноября подводить итоги социалистического соревнования, на торжественном собрании награждать победителей, торжественно посвящать в рабочие, чествовать ветеранов труда и т.д.. [13]. Итак, празднование ведущих государственных праздников в 60-е - середине 80-х годов прошлого века превратилось в довольно умело организованную административно-пропагандистскую компанию.
Главной формой общегосударственного празднования были демонстрации трудящихся, которые проходили 7 ноября и 1 мая. Их организацией занимались территориальные партийные структуры и администрации предприятий и учреждений. Трудящиеся формировались в отдельные колонны и под красными знаменами, лозунгами и портретами вождей революции, мирового пролетариата и членов Политбюро ЦК КПСС, шагали по главным улицам городов. На первом месте, как правило, на площади, устанавливали трибуны, с которых руководители городов и областей приветствовали трудящихся. Это основная схема праздника в городах. В сельской местности, как правило, проводили митинги возле сельсовета или клуба.


Надо отметить, что праздники часто проходили формально. Людей обязывали принимать участие в демонстрациях. Любые недостатки наказывались в административном порядке. Но понятие "праздник" не совместимо с давлением и принуждением. В связи с этими соображениями, очень интересны воспоминания обывателей о главных праздников советских времен: "Помню как Праздновали. Главное - демонстрация. Мы всем коллективом собираемся, поем, танцуем. Чтоб согреться. Ребята бутылочку обязательно брали. Тоже грелись.Праздник. Весело. Но Майские я любила больше "[14]," Октябрьские не очень любила. Выгонялы всех под расписку. Одно хорошо - выходные. Майские куда лучше, тепло, настроение приподнятое. На демонстрации праздновать начинали. Потом на природу выходили.Покушать, выпить - Все с собой брали. "[15]," Нормальные праздники. Главное - по два выходных. На демонстрацию ходили, детей с собой брали. Потом - к тёще, праздновать "[16].
Людей привлекали выходные дни и возможность праздничного общения, гости. При 5-дневной рабочей неделе, правительство выходные присоединял к праздничным дням. В восприятии рядовых граждан годовщины Октября превратились в каникулы, а к 1 Мая люди относились как к празднику весны. На обыденном уровне 1 мая вернулся к своим календарных истокам. Идейное нагрузки, возлагала власть на ведущие государственные праздники в 1960-е - середине 1980-х гг населением Восточной Украины не воспринималось.


Особая ситуация сложилась с Днем Победы. В ознаменование победы советского народа в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года день 9 мая был провозглашен всенародным праздником и выходным днем. По Указу Президиума Верховного Совета в 1947 г. выходной день был отменен, и к середине 1960-х гг официальных громких мероприятий в этот день не проводилось. А уже в исследуемый период, 26 апреля 1965 вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая нерабочим днем ??[17]. Настоящий Указ наглядно продемонстрировал изменение политической линии нового на то время руководства СССР, лично Л. И. Брежнева относительно не только этого праздника, но и вообще о Великой Отечественной войне. Интересный момент: факт лишения праздника Победы выходного дня, а затем его возвращение во многих исследованиях замалчивался. Можно даже предположить, что эта ситуация скрывалась.
В 1965 г. к 20-летию Победы состоялся целый ряд праздничных мероприятий, призванных повысить значимость праздника. Указами Президиума Верховного Совета СССР была введена юбилейная медаль "Двадцать лет победы в Великой отечественной войне 1945 - 1945", Положение о почетном звании «Город-Герой", в Москве открыли Центральный музей Вооруженных сил СССР, а посвященные войне залы в областных краеведческих музеях и музейные комнаты в школах и учреждениях - по всей стране. Международный женский день 8 Марта был объявлен нерабочим днем ??как признание весомого вклада советских женщин в дело победы над фашизмом и восстановление народного хозяйства в пислявоений период. В Александровском саду в Москве открыт мемориальный комплекс. Во многих городах и поселках СССР и Восточной Украины были открыты памятники воинам-победителям. В 1975 [18], 1980 [19], 1985 г. [20] к годовщине Победы ЦК КПСС принимал специальные постановления по их празднования. В Восточной Украине по случаю Дня победы носили абсолютно повсеместный характер.
В течение исследуемого периода были созданы многочисленные художественные и телевизионные фильмы, посвященные Великой Отечественной войне, среди них: "Майор Вихрь" (1967 г., Е. Ташков), "Щит и меч" (1968 г., В. Басов), "Белорусский вокзал "(1970 г., А. Смирнов)," А зори здесь тихие ... "(1972 г., С. Ростоцкий)," В бой идут одни старики "(1973 г., Л. Быков)," Семнадцать мгновений весны "(1973 г., Т. Лиознова)," Они сражались за Родину "(1975 г., С. Бондарчук)," Аты-баты, шли солдаты ... ", (1976 г., реж. - Л . Быков), "Судьба" (1977 г., Е. Матвеев), "Военно-полевой роман" (1983 г., П. Тодоровский) [21]. Они формировали представление о войне, устанавливали связь поколений.


С середины 1960-х гг оформилась устойчивая форма празднования Дня Победы. 9 мая проходил военный парад на Красной площади в Москве, который транслировался по телевидению и радио. Военный парад, как отмечает политолог Карасев, - это не просто дань уважения к ветеранам, это особая форма ритуальности государства, это всегда победно-военная форма самовыражения, придавала СССР ореол значимости [22]. В больших и маленьких городах, в сельской местности Восточной Украины повсеместно происходили марши ветеранов войны, манифестации, митинги, возложение цветов к мемориальным комплексам воинам-освободителям. После официальных мероприятий в парках и скверах городов проходили массовые народные гуляния.


Наиболее эмоциональная нагрузка был комплекс мероприятий, направленный на чествование памяти погибших. С 1975 г., когда отмечалось 30-летие Победы, в 19.00 часов впервые на всей территории Советского Союза провозглашалась минута молчания, которая транслировалась вживую [23]. Это стало традицией. Отдельные траурные мероприятия проходили возле братских могил, могил неизвестных солдат, памятников.
Официальные мероприятия находили абсолютно положительный отклик у населения. 15 - 40 лет - в историческом измерении не большой период, были живыми свидетели Отечественной войны, участники боевых действий, а на Востоке Украины не было ни одной семьи, которая непосредственно не потерпела во время войны (потеряла родных, жилье, была бы на оккупированной территории , в эвакуации, голодала и т.д.). Речь идет не просто об исторической памяти, а о живой памяти поколений. При поддержке государства и ряда объективных факторов, День Победы превратился в исследуемый период на главный патриотический праздник.
Своеобразная трансформация произошла с празднованием Международного женского дня 8 марта. На востоке Украины этот праздник был одним из самых популярных. В ходе анкетирования студентов 1985 - 1986 гг 12% респондентов назвали его самым любимым, а по шкале перечень праздника 8 Марта занимало второе место у 44% опрошенных, уступая лишь Новому году (мало одинаковые позиции с Днем шахтера). Сохраняет свою привлекательность для жителей страны этот праздник и сейчас, в условиях официального возвращения религиозным и появления новых праздников. По данным опроса Украинского института социальных исследований и Центра "Социальный мониторинг" в 2004 г. в целом по Украине 7% респондентов назвали его самым любимым (5-е место по популярности среди всех праздников) [24].
Мировая общественность отмечает этот праздник начиная с 1910 года, с тех пор, как на II Международной конференции социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин 8 марта было провозглашено днем ??солидарности женщин всего мира в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. В Советском Союзе этот день всегда был "своеобразным праздником в честь женщин-тружениц, свободных от гнета и домостроивщины" [25]. На начало исследуемого периода этот праздник сохраняло отчетливое социально-идеологическое звучание. Определенные преобразования начались после того, как накануне 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года 8 марта был объявлен нерабочим днем. В постановлении отмечалось: "Эта мера Коммунистическая партия и Советское правительство приняли в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, защите Родины в Великой Отечественной войне, их героической и самоотверженной борьбы на фронтах и ??в тылу, вклада в укрепление дружбы между народами во всем мире "[26].
Получение Международным женским днем ??статуса официального выходного усилило общую тенденцию к уменьшению идеологической нагрузки праздника, характерную для всех государственных праздников в 1960-е - середине 1980-х гг Празднование 8 марта в Донбассе и Харьковской распределялось на празднование в рабочем коллективе (если в него входила хотя бы одна женщина) и в семейном кругу (родственников, друзей). На работе женщинам дарили цветы и символические подарки. С конца 1960-х годов начинают устраивать застолья.Это становится традицией, особенно в учреждениях и предприятиях, где женщины составляли значительную часть работающих (больницах, школах, детских садах, магазинах, предприятиях легкой и пищевой промышленности и т.д.). Особое внимание празднованию уделяли профсоюзные организации.
Кроме того, Хотя 8 марта Виталий всех представительниц женского пола (даже в школе мальчики маленькими сувенирами поздравляли своих соседок по парте), но этот день представлялся, прежде всего, как праздник мам. В детских садах накануне проводился один из четырех обязательных праздничных утренников. Этот день воспринимался как праздничный и в сельской местности. Во всех семьях смотрели концерты по телевидению, посвященные женскому дню. И сельские жители, и городские поздравляли родных и знакомых женщин: бабушек, матерей, жен, сестер, дочерей, внучек, подруг и т.д.. Во многих семьях приглашали гостей. 98% опрошенных студентов в 1985 - 1986 гг ответили, что каким-то образом обязательно отмечают Женский праздник. 8 марта в Восточной Украине приобретя абсолютной вездесущности, стало частью праздничной культуры населения в 1960-е - середине 1980-х гг


Полное избавление политической нагрузки праздника 8 Марта и его закрепление в качестве гендерного сыграло решающую роль в трансформации на уровне обыденного бытования другого государственного праздника - Дня Советской Армии и Военно-Морского флота 23 февраля. Этот праздник в Советском Союзе не было выходным днем, хотя государство всегда смотрела на него как на один из главных патриотических праздников. Разрабатывалась большая культурно-массовая программа военно-патриотической тематики. В кинотеатрах и по телевидению организован показ соответствующих фильмов, в театрах, Дворцах культуры, концертных залах, клубах устраивались концерты, спектакли, вечера воспоминаний, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
На начало исследуемого периода празднования Дня Советской Армии мало выражен общественно-политический характер. Это был праздник "несокрушимой единства советского народа и его армии", по случаю которого приветствовали не только ветеранов Отечественной войны, которые в начале 1960-х гг работали в почти во всех трудовых коллективах на Востоке Украины, но и мужчин, которые в свое время проходили срочную военную службу. Мужчины презентовались как защитники отечества. В течение 1970 - 1980-х гг этот праздник постепенно становилось более выражено половым. В этот период 23 февраля поздравили всех мужчин, независимо от того, служили они в рядах Советской Армии. Поздравляли даже маленьких мальчиков в детских садах и в начальной школе. Активно праздновался День Советской Армии в молодежной среде, студенчеством. Важно заметить, что это праздник не ограничивалось сферой общественного быта, но и вошло в обиход семейный. Во многих семьях поздравляли родителей, дедушек, братьев, сыновей, устраивали праздничное застолье. Со временем это стало определенной традицией.
Результаты опроса студенческой молодежи 1985-1986 гг указывают на достаточно большую популярность этого праздника. Это подтверждается шкале перечень праздников, по которой 32% респондентов указали 23 февраля (просто указав дату, без названия праздника) на третьем месте, после 8 Марта. Кстати, в 60% анкет эти праздники неразрывны: 23 февраля следует за 8 Марта. Так, помимо официальной стороны, празднование 23 февраля в исследуемый период в Восточной Украине на повседневном уровне приобрело еще и другой, гендерного звучания.
Совершенно особое положение было в трех указанных Указом Президиума Верховного Совета СССР "всенародных праздников": Дня рождения В. И. Ленина - 22 апреля, Дня Конституции СССР - 7 октября и Дня образования СССР - 30 декабря. Эти дни на обыденном уровне как праздничные вообще не воспринимались. До 7 октября относились положительно лишь как к официального выходного дня. 30 декабря и 22 апреля не были выходными днями. На шкале перечень праздников их, вообще, даже не указывали. Несмотря на многочисленные официальные мероприятия, которые проводились по случаю создания СССР этот день на повседневном уровне проходил как обычный. 22 апреля помимо чисто политической нагрузки, имел еще и выраженное прагматическое. В СССР были традиционными ленинские коммунистические субботники, которые проводились накануне этого дня. Исследуемый период не был исключением. Пользуясь случаем, руководители всех учреждений и организаций приглашали всех своих сотрудников на уборку подчиненных территорий, мытье окон и. В школах к этому дню собирали макулатуру и металлолом. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина государственные меры были чрезвычайно громкими, это нашло отражение в ряде постановлений ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Эти постановления полностью отразили формализм, потерю творческих подходов в святотворенни и нарастающую общий кризис в СССР.
Отдельно следует выделить общественную обрядность. Ее особенностью была выразительная детско-молодежная направленность. Через эти церемонии и ритуалы государство идейно влияла, воспитывала, и в определенной степени структурировала и регулировала жизнь значительной части общества. В возрастной общественной обрядности и связанных с ней праздников, по нашему мнению, следует отнести Праздник первого звонка, Посвящения в октябрята, Прием в пионеры, Прием в ВЛКСМ, Вручение паспорта гражданина СССР, Прощание со школой (вручение аттестата о получении образования), Командировка в вооруженных сил СССР.
Итак, анализ государственной праздничности 1960-х - середины 1980-х гг позволяет выделить положительный и отрицательный опыт. К негативным можно отнести чрезмерную идеологическую направленность, формализм. Положительным является использование молодежной и трудовой обрядности и организация торжеств. Этот опыт полезен и в условиях независимой Украины.


Таким образом, можно засвидетельствовать, что в исследуемый период в Украине, как и в СССР в целом, под влиянием государственной политики сложилась целостная система общественных праздников и обрядов, на которую возлагались определенные идеологические функции. Государственная система, общественный строй, экономическое положение отражались на отношении людей к официальным праздникам. Этот обзор позволяет утверждать, что отношение населения к официальным праздников является индикатором отношения к самому государству. На обыденном уровне в государственных праздниках не воспринималось их идеологическую нагрузку.



Майские праздники 2014 как отдыхаем