Михаил Драгоманов

«Народ, который не уважает своих великих людей, не стоит зваться образованным народом ... Драгоманов для нас является чем больше, как заслуженным мужем. Мы в нем уважаем друга, учителя, проводника ... Голос его был для нас зовом, наставление, указанием куда идти, голосом совести ... »- писал И. Я. Франко.
«Михаил Драгоманов, который был великим украинским душе ловлей, держался и в литературе, и в политике, и в частной жизни  принципы, что« чистое дело требует чистых средств », и держался до конца с большим упорством и неуловимостью», - отмечала Леся Украинский.
«Драгоманов первый из русских публицистов дал русской демократии широкую и ясную программу ... первый блестяще и подробно объяснил смысл и значение конституционного строя, особенно прав человека и принципов самоуправы», - оценивал Петр Струве.
30 сентября 2017 года 170 лет со дня рождения Михаила Драгоманова, выдающегося украинского философа, публициста, универсального историка, экономиста, литературоведа, культуролога, этнографа и фольклориста, издателя. Он был просветителем, учителем, воспитателем, организатором целых поколений молодых ученых и политических бойцов.


Драгоманов прожил интересную, неповторимую жизнь, суждений первопроходцам и борцам за свободу. Жажда правды - как органического единства истины и справедливости - составляла глубинную суть его беспокойной натуры, честной высоконравственной человека, который более всего ставила интересы родного народа. Служение тем интересам требовало постоянной связи с народом, понимание его исторической судьбы, стремлений. Он стал своеобразным «апостолом правды и науки».
Неоднозначными были и есть оценки деятельности украинского просветителя, которые давались и даются представителями различных идейных лагерей при жизни и после его смерти. Борьба вокруг имени и наследия Драгоманова не прекращается и поныне, поскольку многое из его наследия чрезвычайно ценное и теперь, поэтому идеи Драгоманова разные политические силы используют в своих интересах.
Его по праву можно назвать духовным светочем нации. Независимый характер, свободолюбивые убеждения, идеи, сеял Драгоманов на своем жизненном пути, вызвали преследования сразу двух империй - Российской и Австрийской.


Тернистый жизненный путь судился Михаилу Драгоманову. Без его влияния не обошлась ни одна из политических течений, ни один из общественных и культурных деятелей конца XIX - начала XX века. Он был мощной и разносторонней личностью, мимо которого не проходило ни одно из актуальных вопросов современности.
Михаил Петрович Драгоманов родился 30 сентября 1841 года в городе Гадяче на Полтавщине в семье мелкопоместных дворян - потомков казацкой старшины.Родители должны на мальчика огромное влияние. Михаил много читает украинской, русской, мировой литературы. Герои И. Котляревского, Квитки-Основяненко, А. Пушкина, Н. Гоголя, Гомера возникали из книг, исторические труды М. Карамзина, Д.Бантиша-Каменского вызвали размышления.
С 1849 по 1853 год юноша учился в Гадячском уездном училище. Латинский язык, римская и новые истории были его любимыми предметами. Пристально следит он и за новинками русской и западноевропейской литератур, прочитал опального Герцена.
Затем была учеба в Полтавской гимназии. Это годы формирования мировоззрения, жадного чтения книг, в частности просветителей Руссо, Дидро, Вольтера. В гимназии он поражал всех своей умственной целеустремленностью, трудолюбием, образованностью.


Осенью 1859 года М. Драгоманов становится студентом историко-филологического факультета Киевского университета. Это годы гражданского закалки, первых серьезных испытаний, накопления новых знаний. Молодой ученый был среди тех, кто встречал в Киеве гроб с Шевченко, сопровождал ее.На одном из митингов тогда он произнес пламенную речь, фраза которой стала своеобразным жизненным девизом Драгоманова: «Каждый, кто идет служить народу, тем самым надевает на себя терновый венок».
Как одного из наиболее одаренных и перспективных выпускников университета, Драгоманова в 1863 году оставили при кафедре всеобщей истории. Он начинает печатать свои оригинальные труды по истории Страродавнего Рима и Греции, получает право преподавать древнюю историю. М. Драгоманов сотрудничает с либеральными общероссийскими периодическими изданиями, печатаясь в "Санкт-Петербургских ведомостях" и "Вестнике Европы". Это способствует тому, что его имя становится известным образованному публике во всей империи. Писал он преимущественно о положении крестьянства и и проблемы помещичьего землевладения, о национальном вопросе в Украине; подвергал критике российский государственно-бюрократический централизм, отстаивая идеи автономии и федерализма, а также право народов России на получение образования и литературную деятельность на родном языке, в том числе и украинских. В 1863 году он становится членом «Громады»
В 1864 году он женится на актрисе Людмилой Михайловной Кучинской (1842-1918), всю жизнь была его верным другом, помощником.


В 1867 году Драгоманов вместе с товарищами решил заключить и выдать несколько сборников украинской этнографии и народного творчества. Так появились 2 сборника украинских сказок и 2 сборника песен. Позже он вместе с профессором университета В. Б. Антоновичем выдаст 2 универсальные тома - «Исторические песни малорусского народа» (1874-1875).
В 1870 году молодому ученому Драгоманову предоставляют возможность поработать в европейских библиотеках для осмотра новейших научных работ, совершенствование знаний мировой истории. Это командировка длилась 3 года вместо запланированных двух. Ученый живет и работает в разных городах Европы - Берлин, Цюрих, Прага, Вена, Флоренция, Гейдельберг, Львов. Особое место в это время занимает для него Галичина, с которой он связывает большие надежды.
В Европе Драгоманов налаживает связи с русской политической эмиграцией и вскоре сближается с П. Лавровым. Во время поездок во Львов М. Драгоманов познакомился и молодыми галицкими демократами И. Франко и М. Павликом, существенно повлияв на становление их мировоззрения. Вернувшись в Киев, Драгоманов занимает должность штатного доцента кафедры античной истории и активно погружается в деятельность Старого общества.
Политическая репутация ученого первоначально была препятствием для утверждения его в должности штатного доцента, а впоследствии вообще поставила под сомнение его университетскую карьеру. Следствием все новых доносов были санкции самого царя Александра II: ученый был уволен из университета и взят под строгий полицейский надзор с перспективой высылки.Осенью 1876 года Драгоманову удается-таки уехать за границу. Так он становится политическим изгнанником. В Женеве 3 ноября 1876 он писал А. Суворину: «Мои корабли сожжены, и пока в России не будет конституции, я в нее не вернусь. Здесь же я не затем, Чтобы молчать и прятаться ».
В 1878 году Драгоманову удалось начать издание «Громады» - первого в истории украинской прессы свободного, бесцензурного издания. Острые анти самодержавные памфлеты М. Драгоманова создали вокруг его имени не только высокий авторитет, но и ореол бесстрашного. Он организует специальную украинскую типографию, в которой выпущено немало книг и брошюр.


В 1889 году ученого приглашают на кафедру всеобщей истории историко-филологического факультета Софийского университета Болгарии. Там он живет и работает до конца жизни. Умер 2 июля 1895 года в Софии (Болгария).Там и похоронен, поскольку власть так и не позволила похоронить Драгоманова на родине.



Майские праздники 2014 как отдыхаем